ПОСАДКА ВЕРТОЛЕТА С ОДНИМ. РАБОТАЮЩИМ ДВИГАТЕЛЕМ

Основным видом посадки вертолета с одним работаю­щим двигателем является посадка гю-вертолетному, одна­ко, если позволяют размеры посадочной площадки, реко­мендуется производить посадку с поступательной скоростью (по-самолетному).

При посадке на площадку ограниченных размеров не­достаток мощности двигателя при большой посадочной массе восполняется использованием энергии вращения не­сущих винтов за счет подрыва рычага общего шага. Пла­нирование на посадку выполняется на скорости 120— 140 км/ч. Торможение вертолета производится с таким расчетом, чтобы на высоте 20—25 м поступательная ско­рость по прибору была равна 50—60 км/ч. При этом за счет взятия ручки ППУ на себя подъемная сила несущих винтов будет увеличиваться, а поступательная и вертикаль­ная скорости — уменьшаться.

На высоте 15—20 м рычагом ОШ двигатель выводится на взлетный режим и снижение продолжается на скорости по прибору, равной 40—50 км/ч.

На высоте 8—10 м производится энергичное торможе­ние поступательной скорости увеличением угла тангажа до 10—12°, а увеличением ОШ на 2—3° вертикальная скорость снижения доводится до 0,5—2 м/с.

На высоте 1—3 м выполнить «подрыв» энергичным уве­личением ОШ до максимального значения для гашения вертикальной скорости снижения к моменту приземления. Одновременно отдачей ручки ППУ придать вертолету по­садочный угол тангажа 8—10°.

Приземление производится на основные колеса, после чего уменьшением ОШ до минимального и установкой руч­ки ППУ в нейтральное положение вертолет опускается на передние колеса.

При посадке вертолета с посадочной массой, близкой к максимальной, возможно уменьшение оборотов несущих винтов к моменту приземления до величины менее 75%.

Посадка вертолета на корабль осуществляется по бо­лее крутой траектории. При этом посадочная масса верто­лета не должна превышать 9 тс. Заход на посадку осу­ществляется с таким расчетом, чтобы на высоте 50 м уда-

Рис. 7.2. Траектория посадки вертолета на площадку ограниченных размеров

лише от площадки составляло 50—60 м, а скорость была не мспее 70 км/ч.

1 la удалении 20—25 м от центра ВППл на высоте 15— 20 м и скорости около 60 км/ч энергичным взятием ручки ІІІІУ на себя необходимо установить угол тангажа, рав­ный 10—15°, погасить скорость и придать вертолету нор­мальный посадочный угол, т. е. уменьшить угол тангажа до 8—10°. Уточнив расчет точки приземления, произвести плавное уменьшение вертикальной скорости с таким рас­четом, чтобы она на высоте 0,5 м не превышала 0,2 м/с. Посадка производится без выдерживания с заторможенны­ми колесами (рис. 7.2).

Испытания подтверждают возможность и безопасность выполнения посадок с одним работающим двигателем на ВППл движущегося корабля проекта 1143 при бортовой качке 3—5°. Оценка материалов испытания показывает, что при бортовой качке более 5° (8—10°) посадка также возможна, но не исключена поломка вертолета.

При отказе двигателя на рабочих высотах висения (Н « 25 м) запаса высоты недостаточно, чтобы перейти на полет с одним работающим двигателем. В связи с умень­шением мощности, подводимой к несущим винтам, верто­лет начнет снижаться. Работающий двигатель автомати­чески начнет входить на повышенный режим работы, но для этого необходимо время, равное времени приемистости. Из-за недостатка мощности обороты несущих винтов нач­нут уменьшаться и, если при этом увеличить шаг винтов, обороты могут снизиться до недопустимо малой величины, что приведет к увеличению вертикальной скорости непо-

Рис. 7.3. Действия при отказе двигателя на виссннн 8 Зак. 3154дсп

средственно перед посадкой. Уменьшение шага для вос­становления оборотов винтов не даст желаемого эффекта, так как недостаточно времени. Поэтому до высоты 3—5 м пользоваться рычагом общего шага не рекомендуется. На высоте 3—5 м необходимо энергичным увеличением шага винтов выполнить «подрыв» и плавно приводнить вертолет (рис. 7.3).

Посадка вертолета с одним работающим двигателем по-самолетному практически не отличается от посадки с ра­ботающими двигателями.