ПОСАДКА ВЕРТОЛЕТА С ОДНИМ. РАБОТАЮЩИМ ДВИГАТЕЛЕМ
Основным видом посадки вертолета с одним работающим двигателем является посадка гю-вертолетному, однако, если позволяют размеры посадочной площадки, рекомендуется производить посадку с поступательной скоростью (по-самолетному).
При посадке на площадку ограниченных размеров недостаток мощности двигателя при большой посадочной массе восполняется использованием энергии вращения несущих винтов за счет подрыва рычага общего шага. Планирование на посадку выполняется на скорости 120— 140 км/ч. Торможение вертолета производится с таким расчетом, чтобы на высоте 20—25 м поступательная скорость по прибору была равна 50—60 км/ч. При этом за счет взятия ручки ППУ на себя подъемная сила несущих винтов будет увеличиваться, а поступательная и вертикальная скорости — уменьшаться.
На высоте 15—20 м рычагом ОШ двигатель выводится на взлетный режим и снижение продолжается на скорости по прибору, равной 40—50 км/ч.
На высоте 8—10 м производится энергичное торможение поступательной скорости увеличением угла тангажа до 10—12°, а увеличением ОШ на 2—3° вертикальная скорость снижения доводится до 0,5—2 м/с.
На высоте 1—3 м выполнить «подрыв» энергичным увеличением ОШ до максимального значения для гашения вертикальной скорости снижения к моменту приземления. Одновременно отдачей ручки ППУ придать вертолету посадочный угол тангажа 8—10°.
Приземление производится на основные колеса, после чего уменьшением ОШ до минимального и установкой ручки ППУ в нейтральное положение вертолет опускается на передние колеса.
При посадке вертолета с посадочной массой, близкой к максимальной, возможно уменьшение оборотов несущих винтов к моменту приземления до величины менее 75%.
Посадка вертолета на корабль осуществляется по более крутой траектории. При этом посадочная масса вертолета не должна превышать 9 тс. Заход на посадку осуществляется с таким расчетом, чтобы на высоте 50 м уда-
Рис. 7.2. Траектория посадки вертолета на площадку ограниченных размеров |
лише от площадки составляло 50—60 м, а скорость была не мспее 70 км/ч.
1 la удалении 20—25 м от центра ВППл на высоте 15— 20 м и скорости около 60 км/ч энергичным взятием ручки ІІІІУ на себя необходимо установить угол тангажа, равный 10—15°, погасить скорость и придать вертолету нормальный посадочный угол, т. е. уменьшить угол тангажа до 8—10°. Уточнив расчет точки приземления, произвести плавное уменьшение вертикальной скорости с таким расчетом, чтобы она на высоте 0,5 м не превышала 0,2 м/с. Посадка производится без выдерживания с заторможенными колесами (рис. 7.2).
Испытания подтверждают возможность и безопасность выполнения посадок с одним работающим двигателем на ВППл движущегося корабля проекта 1143 при бортовой качке 3—5°. Оценка материалов испытания показывает, что при бортовой качке более 5° (8—10°) посадка также возможна, но не исключена поломка вертолета.
При отказе двигателя на рабочих высотах висения (Н « 25 м) запаса высоты недостаточно, чтобы перейти на полет с одним работающим двигателем. В связи с уменьшением мощности, подводимой к несущим винтам, вертолет начнет снижаться. Работающий двигатель автоматически начнет входить на повышенный режим работы, но для этого необходимо время, равное времени приемистости. Из-за недостатка мощности обороты несущих винтов начнут уменьшаться и, если при этом увеличить шаг винтов, обороты могут снизиться до недопустимо малой величины, что приведет к увеличению вертикальной скорости непо-
Рис. 7.3. Действия при отказе двигателя на виссннн 8 Зак. 3154дсп |
средственно перед посадкой. Уменьшение шага для восстановления оборотов винтов не даст желаемого эффекта, так как недостаточно времени. Поэтому до высоты 3—5 м пользоваться рычагом общего шага не рекомендуется. На высоте 3—5 м необходимо энергичным увеличением шага винтов выполнить «подрыв» и плавно приводнить вертолет (рис. 7.3).
Посадка вертолета с одним работающим двигателем по-самолетному практически не отличается от посадки с работающими двигателями.