ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ЛЕТНОГО СОСТАВА

Надежность работы летного состава в рамках био­технической системы «Э — В’С» определяется поняти­ем надежности оператора. Последняя может быть •определена количественными и качественными пока­зателями. В общем случае, надежность оператора — это свойство безотказно выполнять заданные функции, ісохраняя свои психологические и социальные показа­тели в течение определенного промежутка времени при заданных внешних условиях.

К количественным показателям надежности опе­ратора, как и надежности техники, относятся: вероят­ность безотказной работы; частота отказов; интен­сивность отказов и т. д. Влияние психологических факторов на надежность работы оператора определя­ют следующие показатели: безошибочность, своевре­менность, восстанавливаемость, готовность, психофи­зиологическая напряженность.

Безошибочность — это свойство оператора сохра­нять работоспособность в течение некоторого проме­жутка времени до момента совершения ошибки.

Вероятностный показатель безошибочности

Подпись: (3.1)P6=nlN,

где п — число успешно выполненных действий; N — общее чис­ло выполненных действий.

Своевременность действий оператора характери­зуется вероятностью своевременного выполнения за­дания.

Несвоевременные действия пилота-оператора в ус­ловиях дефицита времени и быстротечности процес­сов в полете равносильны ошибке.

Восстанавливаемость — свойство оператора, за­ключающееся в способности к восстановлению рабо­тоспособности и сохранению выносливости. Восста­навливаемость оператора определяется вероятностью исправления ошибки:

ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ЛЕТНОГО СОСТАВА
Подпись: (3.2)

где РПр — вероятность представления информации об изменении положения управляемого объекта; Р0бн— вероятность обнару­жения этого представления; Риспр — вероятность исправления ошибочных действий при повторном выполнении задания.

Готовность оператора. определяется состоянием,, при котором он психологически готов к осуществле­нию задания, хотя в данный момент этого и не тре­буется. Она характеризуется коэффициентом готов­ности, определяемым как вероятность его включения, в работу в любой произвольный момент времени:

Д=1 — (Т0/Т), (3.3)*

где Г0 — время, в течение которого оператор не может прини­мать командных сигналов (отвлечен от функциональных обязан­ностей; Г — общее время выполнения функциональных обязан­ностей.

Уровень готовности оператора зависит от уровня профессиональной подготовленности, утомления, пси­хофизиологической напряженности. Различают три.- вида напряженности: умеренную, повышенную, со­стояние стресса.

Умеренная напряженность — это нормальное со­стояние оператора в процессе функциональной дея­тельности в неусложненных условиях. Умеренная, напряженность характеризуется хорошим самочувст­вием, уверенным выполнением действий. Повышен­ная напряженность вызывается усложнением обста­новки, в которой происходит деятельность оператора, (усложнение метеоусловий, дефицит времени и т. д.)… Повышенная напряженность может явиться причиной снижения работоспособности, т. е. снижения надежно­сти оператора.

Стресс — высшая степень напряженности. Ош возникает в чрезвычайно неблагоприятных условиях, для деятельности оператора. Условия стресса способ­ствуют дезорганизации его работы, при этом проис­ходят грубые ошибочные действия, резко сужается внимание и т. д. Психофизиологическая напряжен­ность зависит от индивидуальных особенностей лич­ности, подготовленности оператора, т. е. имеет пря­мую связь с личностным фактором.