ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ЛЕТНОГО СОСТАВА
Надежность работы летного состава в рамках биотехнической системы «Э — В’С» определяется понятием надежности оператора. Последняя может быть •определена количественными и качественными показателями. В общем случае, надежность оператора — это свойство безотказно выполнять заданные функции, ісохраняя свои психологические и социальные показатели в течение определенного промежутка времени при заданных внешних условиях.
К количественным показателям надежности оператора, как и надежности техники, относятся: вероятность безотказной работы; частота отказов; интенсивность отказов и т. д. Влияние психологических факторов на надежность работы оператора определяют следующие показатели: безошибочность, своевременность, восстанавливаемость, готовность, психофизиологическая напряженность.
Безошибочность — это свойство оператора сохранять работоспособность в течение некоторого промежутка времени до момента совершения ошибки.
Вероятностный показатель безошибочности
P6=nlN,
где п — число успешно выполненных действий; N — общее число выполненных действий.
Своевременность действий оператора характеризуется вероятностью своевременного выполнения задания.
Несвоевременные действия пилота-оператора в условиях дефицита времени и быстротечности процессов в полете равносильны ошибке.
Восстанавливаемость — свойство оператора, заключающееся в способности к восстановлению работоспособности и сохранению выносливости. Восстанавливаемость оператора определяется вероятностью исправления ошибки:
где РПр — вероятность представления информации об изменении положения управляемого объекта; Р0бн— вероятность обнаружения этого представления; Риспр — вероятность исправления ошибочных действий при повторном выполнении задания.
Готовность оператора. определяется состоянием,, при котором он психологически готов к осуществлению задания, хотя в данный момент этого и не требуется. Она характеризуется коэффициентом готовности, определяемым как вероятность его включения, в работу в любой произвольный момент времени:
Д=1 — (Т0/Т), (3.3)*
где Г0 — время, в течение которого оператор не может принимать командных сигналов (отвлечен от функциональных обязанностей; Г — общее время выполнения функциональных обязанностей.
Уровень готовности оператора зависит от уровня профессиональной подготовленности, утомления, психофизиологической напряженности. Различают три.- вида напряженности: умеренную, повышенную, состояние стресса.
Умеренная напряженность — это нормальное состояние оператора в процессе функциональной деятельности в неусложненных условиях. Умеренная, напряженность характеризуется хорошим самочувствием, уверенным выполнением действий. Повышенная напряженность вызывается усложнением обстановки, в которой происходит деятельность оператора, (усложнение метеоусловий, дефицит времени и т. д.)… Повышенная напряженность может явиться причиной снижения работоспособности, т. е. снижения надежности оператора.
Стресс — высшая степень напряженности. Ош возникает в чрезвычайно неблагоприятных условиях, для деятельности оператора. Условия стресса способствуют дезорганизации его работы, при этом происходят грубые ошибочные действия, резко сужается внимание и т. д. Психофизиологическая напряженность зависит от индивидуальных особенностей личности, подготовленности оператора, т. е. имеет прямую связь с личностным фактором.