СПИСАНИЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Списание и исключение летательных аппаратов из Государственного реестра гражданских воздушных судов Союза ССР производится в случаях: снятия летательного аппарата с эксплуатации после отработки назначенного ресурса или срока службы, а также в случае нецелесообразности ремонта, уничтожения или пропажи летательного аппарата без вести, когда его розыск прекращен, и невозможности его эвакуации с места вынужденной посадки.
Летательные аппараты независимо от их первоначальной или иедоамортизированиой стоимости списываются только приказом министра гражданской авиации на основании актов, представляете
пых управлениями и предприятиями (организациями), которые непосредственно подчиняются министерству
Авиационные двигатели (отработавшие ресурсы или сроки службы, вышедшие из строя по техническому состоянию и т п) списываются приказами начальников управлений на основании актов, представляемых подчиненными эксплуатационными предприятиями
Приборы, агрегаты, аппаратура и другое авиационно-техническое имущество списывается на основании актов, утвержденных руководителем предприятия (владельца имущества) или его заместителем, имеющим право распоряжаться кредитами
Акты на списание летательных аппаратов, представляемые в Министерство гражданской авиации, должны быть утверждены начальником управления, а на списание авиационных двигателей и другого авиационно-технического имущества — руководителем предприятия.
Во всех случаях акты на списание авиационной техники долж пы иметь заключение главного инженера Управления. При этом к каждому техническому акту на списание летательного аппарата прикладывается свидетельство о его регистрации.
Учет технического состояния по списанному летательному аппарату прекращается со дня утверждения акта на его списание Выполнение полетов на летательных аппаратах, по которым оформлены акты на списание, категорически запрещается Утвержденные акты на авиационные двигатели используются как основания для издания приказа по управлению, учебному заведению, научно-исследовательскому институту об их списании.
Для снятия с учета и реализации описанной авиационной техники выдаются инспекторские свидетельства: на летательные аппараты — Министерством гражданской авиации, на авиационные двигатели — управлениями гражданской авиации. До получения инспекторского свидетельства на списание авиационной техники не разрешается подвергать ее разделке или разукомплектованию. После получения инспекторскою свидетельства на списанный летательный аппарат (двигатель) и выполнения указаний о реализации списанной авиационной техники эксплуатационное предприятие заполняет отрывной талон инспекторского свидетельства за подписью руководителя предприятия и через управление направляет его в ГУЭРАТ МГА. Отрывной талон на летательный аппарат подклеивается к свидетельству о регистрации, которое затем передается в Главную инспекцию гражданской авиации для хранения в течение одного года.
Отрывной талон иа авиационный двигатель подклеивается к справочной карточке иа этот двигатель, который хранится в ГУЭРАТ МГА в течение пяти лет.
Вся техническая документация иа списанную авиационную технику уничтожается на месте. Инспекторские свидетельства хранятся в делах предприятия в течение пяти лет.
Для предъявления претензий поставщикам и восстановления вышедшей из строя ранее истечения гарантийных сроков авиационной техники составляют рекламационные акты. Эти акты составляют в случаях несоответствия требованиям стандартов, технических условий и договоров поставленной авиационной техники, тары, упаковки, консервации к маркировки, а также выхода из строя этой техники до истечения гарантийных сроков по причинам, исключающим вину эксплуатирующих организаций при ее хранении и эксплуатации. Рекламационные акты составляют для предъявления претензий:
заводам-изготовителям основных изделий (летательного аппарата, двигателя), а также предприятиям, изготавливающим наземное оборудование авиационной техники;
ремонтным предприятиям в случае выхода из строя авиационной техники, не отработавшей установленного межремонтного ресурса или срока службы из-за некачественного ремонта.
Рекламационная работа проводится инженерным составом АТБ совместно с юрисконсультами предприятий под руководством начальника (главного инженера) АТБ. Для составления рекламационного акта не позднее двух суток с момента обнаружения отказа направляется телеграмма-вызов директору завода-изготовителя и в копии — представителю заказчика на этом заводе с уведомлением о вручении телеграммы адресату. В телеграмме указывается — куда прибыть представителю завода-изготовителя, заводской номер изделия, вышедшего из строя, его наработку, характер отказа или дефекта. Если в эксплуатирующей организации представитель за — вода-нзготовителя находится постоянно, то рекламация. предъявляется ему; при этом к восстановлению техники он обязан приступить немедленно и ввести в строй отказавшее изделие не позднее пяти суток с момента предъявления рекламации.
! |
Для составления рекламационного акта руководитель предприятия назначает комиссию, куда также включается представитель завода-изготовителя. Комиссия принимает все необходимые меры для тщательного и быстрого выявления причин и виновников отказа изделия и составляет рекламационный акт. В случае несогласия сторон представитель завода-изготовителя пишет свое особое мнение, которое прилагается к каждому экземпляру акта. Эксплуатационное предприятие обязано. приложить свои замечания к особому мнению представителя завода. О составлении рекламационного акта делается запись в формуляре (паспорте) изделия авиационной техники.
По решению комиссии или представителя завода-изготовителя изделие может быть отправлено на исследование в научно-исследовательский институт пли другую организацию, о чем делается отметка в акте. Если представитель завода-изготовителя не прибыл к установленному сроку, то эксплуатационное предприятие составляет односторонний рекламационный акт, к которому обязательно №8
прилагается заверенная органами связи копия телеграммы о вызове представителя. Рекламационный акт и в этом случае имеет одинаковую силу для обеих сторон.
Рекламационные акты составляются в трех экземпляра < Не позднее двух суток со дня составления и подписания комиссией рекламационного акта он должен быть направлен главному инженеру управления, который в трехдневиый орок со дня получения обязан утвердить акт, поставить на нем печать и разослать в следующие адреса: два экземпляра — представителю заказчика на заводе-изготовителе для предъявления претензии заводу и один экземпляр — эксплуатирующей организации, в которой составлен акт. Во всех случаях общий срок составления рекламационного акта с момента обнаружения дефекта не должен превышать 30 сугок.
Правильно проводимая рекламационная работа способствует дальнейшему совершенствованию авиационной техники и повышению ее надежности.
Глава 12