СПИСАНИЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Списание и исключение летательных аппаратов из Государст­венного реестра гражданских воздушных судов Союза ССР произ­водится в случаях: снятия летательного аппарата с эксплуатации после отработки назначенного ресурса или срока службы, а также в случае нецелесообразности ремонта, уничтожения или пропажи летательного аппарата без вести, когда его розыск прекращен, и невозможности его эвакуации с места вынужденной посадки.

Летательные аппараты независимо от их первоначальной или иедоамортизированиой стоимости списываются только приказом министра гражданской авиации на основании актов, представляе­те

пых управлениями и предприятиями (организациями), которые непосредственно подчиняются министерству

Авиационные двигатели (отработавшие ресурсы или сроки службы, вышедшие из строя по техническому состоянию и т п) списываются приказами начальников управлений на основании ак­тов, представляемых подчиненными эксплуатационными предприя­тиями

Приборы, агрегаты, аппаратура и другое авиационно-техниче­ское имущество списывается на основании актов, утвержденных руководителем предприятия (владельца имущества) или его заме­стителем, имеющим право распоряжаться кредитами

Акты на списание летательных аппаратов, представляемые в Министерство гражданской авиации, должны быть утверждены на­чальником управления, а на списание авиационных двигателей и другого авиационно-технического имущества — руководителем предприятия.

Во всех случаях акты на списание авиационной техники долж пы иметь заключение главного инженера Управления. При этом к каждому техническому акту на списание летательного аппарата прикладывается свидетельство о его регистрации.

Учет технического состояния по списанному летательному ап­парату прекращается со дня утверждения акта на его списание Выполнение полетов на летательных аппаратах, по которым оформ­лены акты на списание, категорически запрещается Утвержденные акты на авиационные двигатели используются как основания для издания приказа по управлению, учебному заведению, научно-ис­следовательскому институту об их списании.

Для снятия с учета и реализации описанной авиационной тех­ники выдаются инспекторские свидетельства: на летательные ап­параты — Министерством гражданской авиации, на авиационные двигатели — управлениями гражданской авиации. До получения инспекторского свидетельства на списание авиационной техники не разрешается подвергать ее разделке или разукомплектованию. После получения инспекторскою свидетельства на списанный ле­тательный аппарат (двигатель) и выполнения указаний о реализа­ции списанной авиационной техники эксплуатационное предприя­тие заполняет отрывной талон инспекторского свидетельства за подписью руководителя предприятия и через управление направля­ет его в ГУЭРАТ МГА. Отрывной талон на летательный аппарат подклеивается к свидетельству о регистрации, которое затем пере­дается в Главную инспекцию гражданской авиации для хранения в течение одного года.

Отрывной талон иа авиационный двигатель подклеивается к справочной карточке иа этот двигатель, который хранится в ГУЭРАТ МГА в течение пяти лет.

Вся техническая документация иа списанную авиационную тех­нику уничтожается на месте. Инспекторские свидетельства хранят­ся в делах предприятия в течение пяти лет.

Для предъявления претензий поставщикам и восстановления вышедшей из строя ранее истечения гарантийных сроков авиацион­ной техники составляют рекламационные акты. Эти акты состав­ляют в случаях несоответствия требованиям стандартов, техниче­ских условий и договоров поставленной авиационной техники, тары, упаковки, консервации к маркировки, а также выхода из строя этой техники до истечения гарантийных сроков по причинам, исключа­ющим вину эксплуатирующих организаций при ее хранении и экс­плуатации. Рекламационные акты составляют для предъявления претензий:

заводам-изготовителям основных изделий (летательного аппа­рата, двигателя), а также предприятиям, изготавливающим назем­ное оборудование авиационной техники;

ремонтным предприятиям в случае выхода из строя авиацион­ной техники, не отработавшей установленного межремонтного ре­сурса или срока службы из-за некачественного ремонта.

Рекламационная работа проводится инженерным составом АТБ совместно с юрисконсультами предприятий под руководством на­чальника (главного инженера) АТБ. Для составления рекламаци­онного акта не позднее двух суток с момента обнаружения отказа направляется телеграмма-вызов директору завода-изготовителя и в копии — представителю заказчика на этом заводе с уведомлени­ем о вручении телеграммы адресату. В телеграмме указывается — куда прибыть представителю завода-изготовителя, заводской номер изделия, вышедшего из строя, его наработку, характер отказа или дефекта. Если в эксплуатирующей организации представитель за — вода-нзготовителя находится постоянно, то рекламация. предъявля­ется ему; при этом к восстановлению техники он обязан приступить немедленно и ввести в строй отказавшее изделие не позднее пяти суток с момента предъявления рекламации.

!

Для составления рекламационного акта руководитель предприя­тия назначает комиссию, куда также включается представитель завода-изготовителя. Комиссия принимает все необходимые меры для тщательного и быстрого выявления причин и виновников отка­за изделия и составляет рекламационный акт. В случае несогласия сторон представитель завода-изготовителя пишет свое особое мне­ние, которое прилагается к каждому экземпляру акта. Эксплуата­ционное предприятие обязано. приложить свои замечания к особому мнению представителя завода. О составлении рекламационного ак­та делается запись в формуляре (паспорте) изделия авиационной техники.

По решению комиссии или представителя завода-изготовителя изделие может быть отправлено на исследование в научно-исследо­вательский институт пли другую организацию, о чем делается от­метка в акте. Если представитель завода-изготовителя не прибыл к установленному сроку, то эксплуатационное предприятие состав­ляет односторонний рекламационный акт, к которому обязательно №8

прилагается заверенная органами связи копия телеграммы о вызове представителя. Рекламационный акт и в этом случае имеет одина­ковую силу для обеих сторон.

Рекламационные акты составляются в трех экземпляра < Не позднее двух суток со дня составления и подписания комиссией рекламационного акта он должен быть направлен главному инже­неру управления, который в трехдневиый орок со дня получения обязан утвердить акт, поставить на нем печать и разослать в сле­дующие адреса: два экземпляра — представителю заказчика на заводе-изготовителе для предъявления претензии заводу и один экземпляр — эксплуатирующей организации, в которой составлен акт. Во всех случаях общий срок составления рекламационного ак­та с момента обнаружения дефекта не должен превышать 30 сугок.

Правильно проводимая рекламационная работа способствует дальнейшему совершенствованию авиационной техники и повыше­нию ее надежности.

Глава 12