Система управления запуском ГТД с турбостартером
В систему запуска (рис. 122) входит электрический стартер небольшой мощности, турбостартер, пусковые агрегаты зажигания н топливной системы, аппаратура управления. Электрический стар-
107
Рнс. 122. Система управлення запуском ГТД с турбостартером |
тер служит для запуска турбостартера, а турбостартер — для запуска авиадвигателя. Система «электрический стартер — турбостартер» является первым каскадом запуска, а система «турбостартер — авиадвигатель» — вторым.
Турбостартер представляет собой небольшой двухвальный, с двумя турбинами газотурбинный двигатель мощностью 75 л. с. с максимальной скоростью вращения 56 000 об/мин. Одна турбина служит для привода компрессора турбостартера, а вторая (стартовая турбина) — для привода турбокомпрессора авиадвигателя. Обе турбины не имеют между собой механической связи; вращающий момент на вторую турбину передается за счет газодинамической связи.
Турбокомпрессор стартера при запуске быстро достигает рабочей скорости вращения, которая затем практически остается постоянной. Стартовая турбина работает в режиме постепенного увеличения скорости вращения. Соединение стартовой турбины с авиадвигателем осуществляется через редуктор и механизм сцепления, состоящий из обгонной и фрикционной муфт. На корпусе редуктора турбостартера установлен центробежный выключатель (ЦВТ), который разрывает свои контакты при скорости вращения, обеспечивающей выход авиадвигателя на режим малого газа.
Работу турбостартера обеспечивает топливомасляный насос, который подает топливо к пусковым блокам и рабочим форсункам и масло для смазки подшипников турбостартера. Выходная улитка турбостартера закрывается заслонкой, перемещаемой электрическим механизмом М3 К-
В качестве электростартера используется электродвигатель — постоянного тока последовательного возбуждения мощностью
1,5 кет, с максимальной скоростью вращения до 20 000 об/мин. Вал электростартера соединяется с ротором турбокомпрессора через фрикционную и обгонную муфты.
На корпусе электростартера установлен центробежный выключатель ЦВЭ, размыкающий свои контакты при скорости вращения электростартера, которая обеспечивает выход двигателя на режим малого газа.
Рассматриваемая схема системы запуска позволяет осуществить запуск авиадвигателя на земле и в воздухе, холодную прокрутку авиадвигателя и холодную прокрутку турбостартера. При этом схема работает следующим образом.
Запуск на земле. Для подготовки системы запуска к работе необходимо установить рычаг управления двигателем (РУД) в положение «Малый газ», включить автоматы защиты сети IB, 2В, 4В, сдвоенный переключатель поставить в положение ЗД (запуск двигателя).
Автомат защиты 4В подает напряжение питания на электрогидрокраны агрегата управления компрессором, обеспечивая этим самым открытие створок реактивного сопла, лент перепуска воздуха за ступенями компрессора, а также перестановку лопаток направляющего аппарата компрессора на отрицательный угол. На рис. 122 эти цепи автомата защиты 4В не показаны.
Автомат защиты 1В включает реле 1Р, контакты 1Р1 которого подводят напряжение к кнопке запуска КЗ. При нажатии кнопки КЗ питание поступает на реле 2Р. Контакты 2Р1 блокируют кнопку запуска, 2Р2 включают реле ЗР, 2РЗ через замкнутые контакты сигнализатора давления СД включают реле 4Р, 2Р4, 2Р5 и подготавливают соответствующие цепи схемы.
Реле ЗР контактами ЗР1 самоблокируется, а контактами ЗРЗ включает электродвигатель МЗК, который открывает заслонку выходного сопла турбостартера. Контакты 4Р1 разрывают цепь питания контактора 2К до тех пор, пока давление воздуха за компрессором турбостартера не повысится до значения 0,04 кГ/см. Этим предупреждается преждевременное воспламенение топлива в турбостартере, что может вызвать пожар.
После полного открытия заслонки турбостартера концевой вы ключатель 2КВ размыкает цепь электродвигателя МЗК, а концевой выключатель 1КВ включает реле 5Р. (Контакты концевого выключателя 1КВ замыкаются сразу же после начала открытия заслонки турбостартера, подготавливая цепь на ее закрытие). Реле 5Р контактами 5Р1 снимает напряжение с кнопки запуска, а контактами 5Р2 и 5РЗ включает в работу электродвигатель АВ автомата времени.
Через А сек (везде счет времени ведется от момента начала работы автомата) замыкаются контакты АВ1, через которые включаются реле 6Р и контактор 1К.
Контакты 1К включают электростартер СТ, а 6Р1 — реле 7Р. Через контакты 7Р1 подается напряжение на катушку зажигания КП. Ч-2Д.
Через tz сек контакты АВ2 блокируют питание обмотки реле 5Р. Турбостартер быстро раскручивается. Как только давление за его турбокомпрессором достигнет величины 0,04 кГ/сл2, контакты сигнализатора СД размыкаются, обмотка реле 4Р1 подготавливает цепь контактора 2К.
Через t3 сек контактами АВЗ включается реле 8Р, которое контактами 8Р1 подает напряжение на контактор 2К, 8Р2 — на реле 9Р, а 8Р4 — подготавливает цепь электрокрана ЖТ. Контакты 2К подключают насосный агрегат Н и электроклапан ЭКТТ подачи топлива в турбостартер. Образующаяся топливно-воздушная смесь воспламеняется и турбина турбостартера вступает в активную работу. Контакты 9Р1 включают катушку КПН-4-2К системы зажигания топлива авиадвигателя и электродвигатель подкачивающего насоса ПН.
Через U сек контакты АВЗ размыкаются. Но реле 8Р теперь заблокировано через контакты 2Р6 и остается включенным.
При достижении электростартером заданной скорости вращения размыкаются контакты ЦВЭ центробежного выключателя, обесточивая обмотки реле 6Р и контактора 1К. Это вызывает отключение электростартера СТ и катушки зажигания КПМ-2Д. Контакты 6РЗ замыкаются, включая электроклапан ЭКТ пускового топлива авиадвигателя и обмотку реле ЮР. Контактами 10Р1 подключается электроклапан ЭКК подачи кислорода в зону запального устройства.
Топливно-кислородная смесь воспламеняется, образуется пусковой факел, воспламеняющий рабочее топливо, поступающее из рабочих форсунок двигателя.
Через U сек размыкаются контакты АВ1, дополнительно разрывая цепь обмоток 6Р и 1К.
Через t6 сек контакты АВ5 размыкаются, реле ЮР выключают обмотку электроклапана ЭКК, подача кислорода прекращается.
При заданной скорости вращения авиадвигателя контакты ЦВТ центробежного выключателя выключают реле 2Р. Контакты 2Р6 выключают питание реле 8Р, вследствие чего выключаются насос Н, электроклапан ЭКТТ, катушка КПН-4-2К, подкачивающий насос ПН, электроклапан ЭКТ.
Через t7 сек размыкаются контакты АВ6, дополнительно разрывая цепь обмотки реле 2Р.
Полный цикл работы автомата времени заканчивается после размыкания контактов АВ2, которые отключают реле 5Р и, следовательно, электродвигатель АВ автомата.
Для предотвращения включения автомата времени при неправильной полярности источника тока в цепи обмотки реле 5Р установлены германиевые диоды.
При достижении авиадвигателем определенной скорости вращения от реле управления компрессором (РУК) поступает напряжение на обмотку реле HP. Контакты 11Р1 обесточивают обмотку реле ЗР. Механизм МЗК, получив питание через контакты ЗР2, закрывает заслонку турбостартера. Концевой выключатель 1КВ вы
ключает МЗК, а концевые выключатели 2КВ и ЗКВ занимают исходное положение.
Запуск в воздухе. Сдвоенный переключатель может находиться в любом из трех положений. При нажатии на кнопку ЗВ (запуск в воздухе) срабатывает реле 12Р и самоблокируется контактами I2P3. Контакты 12Р1 включают реле 5Р и, следовательно, электродвигатель АВ автомата времени. Контакты 12Р2 подают питание на реле ЮР и 9Р, а также на электроклапан ЭКТ подачи топлива к пусковой форсунке. Реле 9Р контактами 9Р1 включают катушку зажигания КПН-4-2К и подкачивающий насос ПН авиадвигателя. Контакты ЮР1 включают подачу кислорода (ЭКК). Автомат времени работает в описанном выше порядке, но больше никакие агрегаты запуска не включаются, так как реле 2Р обесточено. Контакты АВ2 блокируют подачу питания на реле 5Р. Через t< сек контакты АВ5 выключают ЮР, прекращая подачу кислорода. Через h сек размыкаются контакты АВ7. Реле 12Р выключает электроклапан ЭКТ, катушку зажигания, подкачивающий насос. Автомат времени дорабатывает цикл до конца и выключается.
Холодная прокрутка двигателя. Сдвоенный переключатель устанавливается в положение ПД (прокрутка двигателя). Этим отключаются цепи питания реле 9Р, ЮР, клапанов ЭКТ, ЭКК, катушки зажигания КПН-4-2К, подкачивающего насоса ПН. В остальном работа схемы аналогична случаю запуска на земле.
Холодная прокрутка турбостартера. Сдвоенный переключатель устанавливается нейтрально в положение ПТС (прокрутка турбостартера). Нажимается кнопка КЗ. Процесс работы автомата времени и электростартера при этом аналогичен случаю запуска на земле. Агрегаты запуска турбостартера и авиадвигателя не включаются.