Определение навигационных элементов
С помощью бортовой панорамной радиолокационной станции можно определить угол сноса и путевую скорость.
Основным способом определения угла сноса с помощью бортовой РЛС является способ остановленной антенны, который заключается в подборе положения антенны по виду отраженных сигналов.
Сущность данного способа заключается в следующем. Когда антенна станции установлена под произвольным углом к направлению вектора путевой скорости вертолета, частоты отраженных сигналов от левой и правой границ луча диаграммы направленности будут разными. Суммарный эффект приема близких, но достаточно различных частот выразится в проявлении пульсаций, что легко обнаруживается глазом при наблюдении линии развертки на экране. Развертка при этом делается мерцающей, яркие пятна становятся на ней неустойчивыми и кажутся быстро перемещающимися.
Если ось диаграммы направленности антенны установлена строго по направлению вектора путевой скорости, т. е. совпадает с линией фактического пути вертолета, то разница частот отраженных сигналов от левой и правой границ луча диаграммы направленности будет практически отсутствовать, а частота пульсаций настолько мала, что ее не видно на развертке экрана. Световые пятна на развертке при этом пульсируют медленно и почти полностью неподвижны.
Для определения угла сноса данным способом необходимо установить крупный масштаб развертки и усилением приемника и наклоном антенны получить четкое и равномерное по всей длине развертки изображение. Затем остановить антенну на курсовом угле, близком к 0°, и, медленно вращая антенну в режиме ручного управления, наблюдать за частотой пульсаций яркости отраженных сигналов. Когда яркостные отметки на линии развертки будут иметь минимальную частоту пульсаций, отсчитать значение
угла сноса по шкале курсовых углов индикатора против линии развертки. При правом сносе УС = КУ, при левом сносе УС = КУ — — 360°. Точность определения угла сноса данным способом составляет 1°.
Одновременно измерение угла сноса и путевой скорости может осуществляться одним из следующих способов:
— на контрольном этапе по отметкам места вертолета;
— пеленгованием радиолокационного’ориентира, расположенного вблизи линии пути.
На контрольном этапе угол сноса и путевая скорость измеряются по общим правилам, т. е. с использованием отметок места вертолета. Место вертолета в начале и конце контрольного этапа определяется с помощью бортовой РЛС одним из рассмотренных способов. В момент определения места вертолета в начале этапа включается секундомер. Через 4—5 мин определяется второе место вертолета и выключается секундомер.
Рис. 8.11. Определение угла сноса и
путевой скорости по радиолокацион-
ному ориентиру, расположенному
вблизи линии пути
В течение всего промера строго выдерживается режим полета ц определяется средний курс (Кср). После этого соединяют на карте отметки места вертолета, определяют пройденное расстояние (5) и фактический путевой угол. Если курс следования был равен заданному путевому углу (ЗПУ), то угол сноса можно измерить непосредственно на карте. В остальных случаях угол сноса определяется по формуле УС = ФПУ—Кср-
Путевая скорость определяется на навигационной линейке или с помощью НПЛ по пройденному расстоянию и времени полета на контрольном этапе.
Для определения угла сноса и путевой скорости пеленгованием радиолокационного ориентира, расположенного вблизи линии пути, необходимо выбрать радиолокационный ориентир, расположенный в пределах 5—10° (рис. 8.11) от продольной оси вертолета, и установить метку дальности на любое максимально возможное значение наклонной дальности. В момент прихода ориентира на метку дальности включить секундомер и измерить КУОь После этого установить метку дальности на значение НД2, отличающееся от первоначального на 15—20 км, а
в момент прихода ориентира на метку дальности выключить секундомер, измерить КУ02 и определить угол сноса по формуле
УС = КУ04 — /г(КУ02 — КУО,), (8.7)
где
%к=
ндг — нд2 ‘
Величины НДі и НДг необходимо подбирать таким образом, чтобы величина k была целым числом.
Практически наибольшее распространение получил частный случай этого способа, когда второе измерение курсового угла производят на половинной наклонной дальности, т. е. НД2=0,5НДі. В этом случае k=. При нахождении ориентира в правой части экрана угол сноса определяется по формуле
УС = 2КУ02 —КУОі.
Если ориентир находится в левой части экрана, то
УС = 2КУОі — КУО2±360°. (8.9)
-Измерение угла сноса этим способом вызывает систематическую ошибку, обусловленную заменой горизонтальных дальностей наклонными. Однако при пеленговании ориентиров на дальностях более 15—20 км с малых и средних высот полета этой ошибкой можно пренебречь.
Путевая скорость при данном способе определяется по формуле
W =- |ГДі (8.10)
и рассчитывается с помощью навигационной линейки или наколенного планшета. Точность определения угла сноса составляет 2°, а путевой скорости — 3—4%.
Точность определения навигационных элементов во всех рассмотренных способах существенно зависит от точности выдерживания курса и воздушной скорости полета.
Определяя навигационные элементы, следует помнить, что разведывательные приемники противника могут принять сигналы вертолетного радиолокатора и его работе противник может создать помехи. Поэтому включать передатчик бортовой РЛС при полете к цели следует на короткое время только для уточнения ориентировки и определения навигационных элементов, руководствуясь при этом указаниями по применению радиолокатора в условиях помех.