Определение навигационных элементов

С помощью бортовой панорамной радиолокационной станции можно определить угол сноса и путевую скорость.

Основным способом определения угла сноса с помощью бор­товой РЛС является способ остановленной антенны, который за­ключается в подборе положения антенны по виду отраженных сиг­налов.

Сущность данного способа заключается в следующем. Когда антенна станции установлена под произвольным углом к направ­лению вектора путевой скорости вертолета, частоты отраженных сигналов от левой и правой границ луча диаграммы направленно­сти будут разными. Суммарный эффект приема близких, но до­статочно различных частот выразится в проявлении пульсаций, что легко обнаруживается глазом при наблюдении линии раз­вертки на экране. Развертка при этом делается мерцающей, яр­кие пятна становятся на ней неустойчивыми и кажутся быстро перемещающимися.

Если ось диаграммы направленности антенны установлена строго по направлению вектора путевой скорости, т. е. совпадает с линией фактического пути вертолета, то разница частот отра­женных сигналов от левой и правой границ луча диаграммы на­правленности будет практически отсутствовать, а частота пульса­ций настолько мала, что ее не видно на развертке экрана. Световые пятна на развертке при этом пульсируют медленно и почти полностью неподвижны.

Для определения угла сноса данным способом необходимо установить крупный масштаб развертки и усилением приемника и наклоном антенны получить четкое и равномерное по всей длине развертки изображение. Затем остановить антенну на курсовом угле, близком к 0°, и, медленно вращая антенну в режиме ручного управления, наблюдать за частотой пульсаций яркости отражен­ных сигналов. Когда яркостные отметки на линии развертки бу­дут иметь минимальную частоту пульсаций, отсчитать значение
угла сноса по шкале курсовых углов индикатора против линии развертки. При правом сносе УС = КУ, при левом сносе УС = КУ — — 360°. Точность определения угла сноса данным способом со­ставляет 1°.

Одновременно измерение угла сноса и путевой скорости может осуществляться одним из следующих способов:

— на контрольном этапе по отметкам места вертолета;

— пеленгованием радиолокационного’ориентира, расположен­ного вблизи линии пути.

На контрольном этапе угол сноса и путевая скорость измеряются по общим правилам, т. е. с использованием отметок места вертолета. Место вертолета в начале и конце контрольного этапа определяется с помощью бортовой РЛС одним из рассмот­ренных способов. В момент определения места вертолета в начале этапа включается секундомер. Через 4—5 мин определяется вто­рое место вертолета и выключается секундомер.

Подпись: 0 Рис. 8.11. Определение угла сноса и
путевой скорости по радиолокацион-
ному ориентиру, расположенному
вблизи линии пути

В течение всего промера строго выдерживается режим полета ц определяется средний курс (Кср). После этого соединяют на карте отметки места вертолета, определяют пройденное расстоя­ние (5) и фактический путевой угол. Если курс следования был равен заданному путевому углу (ЗПУ), то угол сноса можно из­мерить непосредственно на карте. В остальных случаях угол сно­са определяется по формуле УС = ФПУ—Кср-

Путевая скорость определяется на навигационной линейке или с помощью НПЛ по пройденному расстоянию и времени полета на контрольном этапе.

Для определения угла сноса и путевой скорости пеленгова­нием радиолокационного ориентира, расположен­ного вблизи линии пути, необходимо выбрать радиолокационный ориентир, расположенный в пределах 5—10° (рис. 8.11) от про­дольной оси вертолета, и установить метку дальности на любое максимально возможное значение наклонной дальности. В момент прихода ориентира на метку дальности включить секундомер и измерить КУОь После этого установить метку дальности на зна­чение НД2, отличающееся от первоначального на 15—20 км, а
в момент прихода ориентира на метку дальности выключить се­кундомер, измерить КУ02 и определить угол сноса по формуле

УС = КУ04 — /г(КУ02 — КУО,), (8.7)

где

%к=

ндг — нд2 ‘

Величины НДі и НДг необходимо подбирать таким образом, чтобы величина k была целым числом.

Практически наибольшее распространение получил частный случай этого способа, когда второе измерение курсового угла про­изводят на половинной наклонной дальности, т. е. НД2=0,5НДі. В этом случае k=. При нахождении ориентира в правой части экрана угол сноса определяется по формуле

Подпись: (8.8)УС = 2КУ02 —КУОі.

Если ориентир находится в левой части экрана, то

УС = 2КУОі — КУО2±360°. (8.9)

-Измерение угла сноса этим способом вызывает систематиче­скую ошибку, обусловленную заменой горизонтальных дально­стей наклонными. Однако при пеленговании ориентиров на даль­ностях более 15—20 км с малых и средних высот полета этой ошибкой можно пренебречь.

Путевая скорость при данном способе определяется по фор­муле

W =- |ГДі (8.10)

и рассчитывается с помощью навигационной линейки или нако­ленного планшета. Точность определения угла сноса составляет 2°, а путевой скорости — 3—4%.

Точность определения навигационных элементов во всех рас­смотренных способах существенно зависит от точности выдержи­вания курса и воздушной скорости полета.

Определяя навигационные элементы, следует помнить, что разведывательные приемники противника могут принять сигналы вертолетного радиолокатора и его работе противник может соз­дать помехи. Поэтому включать передатчик бортовой РЛС при полете к цели следует на короткое время только для уточнения ориентировки и определения навигационных элементов, руковод­ствуясь при этом указаниями по применению радиолокатора в условиях помех.