ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В АВИАЦИОННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ

6.1. КЛАССИФИКАЦИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Предупреждение авиационных происшествий (АП) и предпосылок к ним, профилактика и предупрежде­ние их причин предопределяют комплексный подход к решению этой задачи на основе системного анали­за. Системный подход определяет развитие АП как последовательную совокупность событий, усложняю­щих ситуацию. Систематизация событий предполага­ет: однозначность события и его причин; возможность ее применения ко всем типам ВС и всем видам при­менения авиации; определение действенных меро­приятий по предотвращению аналогичных событий; практическую рациональность.

Сущность системного подхода заключается в вы­явлении всего многообразия факторов, связей и отно­шений между элементами авиационно-транспортной системы и между ними и внешней окружающей сре­дой. Элементы авиационно-транспортной системы, под кот®рыми подразумевают экипаж, ВС, службы подготовки и обеспечения полета, а также службу управления воздушным движением, при этом рас­сматриваются с учетом их роли, места и функций внутри системы в целом, а свойства авиационнот транспортной системы определяются не только сум­мированием свойств ее отдельных элементов, сколько свойствами структуры. Такой подход к оценке без­опасности предполагает учет не только надежности авиационной техники и человека-оператора, но и последствия их отказов и ошибок, а также возмож­ность парирования этих последствий с последующей стабилизацией определяющих параметров системы «Э — ВС».

Подпись: 977—209

При эксплуатации ВС могут иметь место следую­щее события: авиационные происшествия, предпосыл­ки к авиационным происшествиям (инциденты), чрезвычайные происшествия, повреждения ВС на земле.

Авиационное происшествие — событие, связанное с использовании ВС, имевшее место с момента, ког — до какое-либо лицо из числа пассажиров или членов экипажа вступило на борт с целью полета до момен­та, когда все находящиеся на борту лица покинули ВС, при котором:

какое-либо из указанных лиц погибло или получи­ло телесное повреждение со смертельным исходом в течение 10 сут с момента АП в результате нахожде­ния на ВС;

ВС разрушено или получило повреждения, повлек­шие нарушение его прочности или ухудшение летно­технических характеристик, или ВС с находящимися на нем людьми пропало без вести или утрачено в результате посадки на местность, исключающую воз­можность или экономическую целесообразность его эвакуации.

АП в зависимости от степени повреждения ВС и тяжести последствий для экипажа и пассажиров при­нято классфицировать на катастрофы, аварии и по­ломки.

Катастрофа — АП, при котором какое-либо лицо в результате нахождения на борту ВС погибло или получило телесное повреждение со смертельным ис­ходом, или ВС с находившимися на борту людьми пропало без вести и официальные поиски его прекра­щены. К катастрофам также относятся случаи гибели какого-либо лица, находившегося на борту ВС, или получения им телесных повреждений со смертельным исходом вследствие нарушения функционирования систем ВС без его разрушения или повреждения, на­пример, разгерметизация ВС.

Авария ■— АП, при котором ВС разрушено или получило повреждения, исключающие техническую возможность или экономическую целесообразность его ремонта, или ВС совершило посадку на мест­ность, исключающую техническую возможность или экономическую целесообразность его эвакуации.

Поломка — АП, приведшее к таким повреждени­ям ВС, при которых ремонт его возможен и экономи­чески целесообразен, после чего ВС должно быть допущено к эксплуатации.

Предпосылка авиационного происшествия (инци­дент) — событие, связанное с возникновением особой ситуации (аварийной и сложной), имевшее место с момента, когда какое-либо лицо из числа пассажи­ров или членов экипажа вступило на борт с целью полета, до момента, когда все находившиеся на бор­ту лица покинули ВС, но которое не закончилось авиационным происшествием.

Чрезвычайное происшествие — событие, связан­ное е эксплуатацией ВС, при котором наступило од­но из следующих последствий:

гибель или телесные повреждения со смертельным исходом, полученные каким-либо лицом во время нахождения его на борту ВС в результате умышлен-? ных или неосторожных действий самого потерпевше­го или других лиц;

гибель членов экипажа или пассажиров в резуль­тате неблагоприятных воздействий внешней среды — после вынужденной посадки ВС вне аэродрома; .

гибель или телесные повреждения со смертельным исходом любого лица, находившегося вне ВС, в ре­зультате непосредственного контакта с ВС, его эле­ментами или струей газов двигателей; !

разрушение или повреждение ВС на земле, по­влекшее нарушение прочности его конструкции йли ухудшение летно-техничееких характеристик в ре­зультате стихийного бедствия или нарушения техно­логии обслуживания, правил хранения и транспорти­рования;

угон ВС, находящегося на земле или в полете, или его захват с целью угона;’

самовольный вылет экипажа, отдельных его членов или других должностных лиц; гражданской ’авиаций независимо от последствий. ‘; j

Повреждение ВС на земл’е;. -j— событие, связанное с обслуживанием, хранением Hi транспортированием ВС, при котором ему причинены повреждения, не на­рушающие прочность его конструкции й ищ’ухудшаю­щие летно-технические характеристики, устранение

7* ■ эа

которых возможно в эксплуатационных условиях. Повреждение ВС вследствие предпосылки авиацион­ного происшествия классфицируется как предпосыл­ка (инцидент).