Выполнение полета с навигационным комплексом

В период подготовки к полету проверяется работоспособность навигационного комплекса и правильность установки исходных данных. Особое внимание уделяется выставке курсовой системы по направлению, принятому за начало отсчета курса.

При наличии инерциальной навигационной системы начальная выставка гироплатформы выполняется по истинному меридиану.

Если на вертолете предусмотрена установка двух индикаторов координат, то на первом индикаторе устанавливаются значения начальных координат вертолета, а на втором — нулевые значения.

В зависимости от выбранной точки начала счисления пути пер­вый индикатор координат включается на ВПП перед взлетом или после выхода на ИПМ. На нем будут индицировать координаты в общей ортодромической системе координат. Для этого на инди­каторе необходимо установить угол карты. Второй индикатор счисляет координаты в частно-ортодромической системе коорди­нат. Вместо угла карты при этом вводится в вычислитель задан­ный путевой угол, установленный штурманом на планковом нави­гационном приборе.

При использовании картографического индикатора перекрестие вертикальной ленты должно быть установлено на отметку аэрод­рома взлета вложенной карты или схемы. В полете вывести вер­толет на ИПМ. При наличии на вертолете одного индикатора ко­ординат для полета по ЛЗП летчику необходимо выдерживать по указателю курса расчетное значение курса в режиме ГПК. После установки расчетного курса отсчитать угол сноса на индикаторе путевой скорости и угла сноса и уточнить курс полета. Контроль пути производится по положению визира (перекрестия на ленте) на карте картографического индикатора и показаниям счетчиков ПУТЬ и БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ. Перекрестие визира в каждый момент времени указывает на карте (схеме) местонахождение вер­толета, а следовательно, и положение относительно ЛЗП. По коор­динатам у (ПУТЬ) и х (БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ) летчик опре­деляет по сетке на карте место вертолета. При обнаружении рас­хождений между счисленными и фактическими координатами, оп­ределенными визуально, необходимо выполнить ручную коррек­цию у характерных ориентиров и поворотных пунктов. При выхо­де вертолета за пределы района, ограниченного прямоугольником картографического индикатора, включается световая сигнали­зация.

При использовании частно-ортодромической системы координат при пролете каждого ППМ на индикаторе координат устанавли­вается угол карты, равный ЗМПУ нового этапа, и обнуляется счетчик БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ. Если начало координат совме­щается с началом участка маршрута, то счетчик ПУТЬ устанав­ливается на нуль, он будет показывать пройденное расстояние ВПЕРЕД (текущее значение координаты у). При совмещении на­чала координат с концом участка вводится значение НАЗАД длины участка маршрута. В полете счетчик будет показывать оставшееся расстояние до ППМ. Перекрестие визира картографи­ческого индикатора в обоих случаях совмещается с точкой начала маршрута. Счетчик БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ покажет величину и сторону отклонения (ВПРАВО и ВЛЕВО) вертолета от ЛЗП (текущее значение координаты х).

Для полета по маршруту в автоматическом режиме использу­ется система САУ. Для этого на специальном задатчике путевого угла необходимо установить ЗУПУ этапа маршрута. После вклю­чения режима МАРШРУТ вертолет будет следовать с фактиче­ским путевым углом, равным заданному.

В НКВ с двумя индикаторами координат на втором индикато­ре угол карты не устанавливается. Для счисления пути по нему в частно-ортодромической системе координат значение ЗУПУ этапа выставляется штурманом на приборе ПНП (рис. 10.19) с по­мощью кремальеры 13 стрелкой ЗПУ 8 по шкале текущего курса. На приборах ПНП летчиков стрелки ЗПУ автоматически устанав­ливаются на выставленное значение ЗУПУ. Для выполнения по­лета с заданным путевым углом летчик (автопилот) разворачи­вает вертолет до совмещения стрелки ЗПУ с индексом угла сноса 5. При этом вертолет будет выдерживать курс с учетом угла сно­са. Летчик устанавливает индекс задатчика курса 20 на отрабо­танный курс. При полете с заданным путевым углом стрелка отклонения от ЛЗП 16 на ПНК будет находиться в нулевом поло­жении. При уходе вертолета с ЛЗП стрелка сместится с центра шкалы.

Штурман по пройденному (оставшемуся) расстоянию до ППМ определяет момент выхода на него. При нахождении вертолета над ППМ, когда показания счетчика ПУТЬ индикатора координат равны длине этапа, штурман докладывает летчику о начале раз­ворота на следующий этап.

Если в состав НК вертолета входит БЦВМ, необходимо перед полетом привести показания курсовой системы относительно истинного меридиана ИПМ. Выставка истинного курса выполня­ется по магнитному датчику или задатчиком курса.

Для выставки по магнитному датчику на коррекционном ме­ханизме устанавливается условное магнитное склонение, равное магнитному склонению на аэродроме, и выполняется согласование курсовой системы. После согласования на коррекционном меха­низме устанавливается условное магнитное склонение, равное нулю.

Для выставки в режиме ЗК определяется истинный курс вер­толета пеленгацией ориентиров или продольной оси вертолета и устанавливается его значение на коррекционном механизме. За­тем выполняется согласование.

В полете над ИПМ включается счисление пути, а на установ­ленной высоте — САУ. Полет по маршруту сводится к последова­тельному автоматизированному выводу вертолета в заданные точ­ки, координаты которых введены в программу. Вертолет удержи­вается на ЛЗП с помощью САУ.

На приборах ПНП, куда автоматически поступает программное значение ЗПУ данного участка, стрелка отклонения от ЛЗП стоит в центре, указывая правильность полета по ЛЗП. На индикаторе координат боковое уклонение поддерживается равным нулю, а счетчик ПУТЬ указывает оставшееся расстояние до ППМ.

Экипаж в процессе полета осуществляет контроль за работой БЦВМ, наблюдает по индикаторам координат, картографическо­му индикатору и ПНП за точностью следования по ЛЗП. При не­обходимости решения других задач он управляет работой вычис­лителя и режимами управления вертолетом через пилотажный комплекс.

Для повышения точности полета по заданному маршруту пе­риодически выполняется коррекция счисленных координат с по­мощью бортовых РЛС, РСБН и РСДН. При коррекции можно отсчитать поправки к счисленным координатам Ах и Ду для оцен­ки необходимости коррекции.

Навигационный комплекс не обеспечивает автоматизированный вывод вертолета на цель в заданное время. Однако непрерывное вычисление оставшегося расстояния до ППМ, цели облегчает эки­пажу решение этой задачи.

При необходимости перенацеливания в точку, координаты ко­торой не программировались в БЦВМ, надо ввести в полете коор­динаты нужной точки вместо очередного ППМ и включить режим перенацеливания. В этом случае вертолет будет выведен на ЛЗП, соединяющую точку включения режима перенацеливания и задан­ную точку, и в дальнейшем будет следовать по ней.

Для решения задачи вертикального маневра в БЦВМ вводятся удаление от очередного ППМ точки, после которой обеспечива­ется снижение до рубежа окончания снижения, и конечная высо­та. При выходе в точку начала снижения БЦВМ включается в ре­жим расчета вертикального маневра, а САУ — в режим его вы­полнения.