Выполнение полета с навигационным комплексом
В период подготовки к полету проверяется работоспособность навигационного комплекса и правильность установки исходных данных. Особое внимание уделяется выставке курсовой системы по направлению, принятому за начало отсчета курса.
При наличии инерциальной навигационной системы начальная выставка гироплатформы выполняется по истинному меридиану.
Если на вертолете предусмотрена установка двух индикаторов координат, то на первом индикаторе устанавливаются значения начальных координат вертолета, а на втором — нулевые значения.
В зависимости от выбранной точки начала счисления пути первый индикатор координат включается на ВПП перед взлетом или после выхода на ИПМ. На нем будут индицировать координаты в общей ортодромической системе координат. Для этого на индикаторе необходимо установить угол карты. Второй индикатор счисляет координаты в частно-ортодромической системе координат. Вместо угла карты при этом вводится в вычислитель заданный путевой угол, установленный штурманом на планковом навигационном приборе.
При использовании картографического индикатора перекрестие вертикальной ленты должно быть установлено на отметку аэродрома взлета вложенной карты или схемы. В полете вывести вертолет на ИПМ. При наличии на вертолете одного индикатора координат для полета по ЛЗП летчику необходимо выдерживать по указателю курса расчетное значение курса в режиме ГПК. После установки расчетного курса отсчитать угол сноса на индикаторе путевой скорости и угла сноса и уточнить курс полета. Контроль пути производится по положению визира (перекрестия на ленте) на карте картографического индикатора и показаниям счетчиков ПУТЬ и БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ. Перекрестие визира в каждый момент времени указывает на карте (схеме) местонахождение вертолета, а следовательно, и положение относительно ЛЗП. По координатам у (ПУТЬ) и х (БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ) летчик определяет по сетке на карте место вертолета. При обнаружении расхождений между счисленными и фактическими координатами, определенными визуально, необходимо выполнить ручную коррекцию у характерных ориентиров и поворотных пунктов. При выходе вертолета за пределы района, ограниченного прямоугольником картографического индикатора, включается световая сигнализация.
При использовании частно-ортодромической системы координат при пролете каждого ППМ на индикаторе координат устанавливается угол карты, равный ЗМПУ нового этапа, и обнуляется счетчик БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ. Если начало координат совмещается с началом участка маршрута, то счетчик ПУТЬ устанавливается на нуль, он будет показывать пройденное расстояние ВПЕРЕД (текущее значение координаты у). При совмещении начала координат с концом участка вводится значение НАЗАД длины участка маршрута. В полете счетчик будет показывать оставшееся расстояние до ППМ. Перекрестие визира картографического индикатора в обоих случаях совмещается с точкой начала маршрута. Счетчик БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ покажет величину и сторону отклонения (ВПРАВО и ВЛЕВО) вертолета от ЛЗП (текущее значение координаты х).
Для полета по маршруту в автоматическом режиме используется система САУ. Для этого на специальном задатчике путевого угла необходимо установить ЗУПУ этапа маршрута. После включения режима МАРШРУТ вертолет будет следовать с фактическим путевым углом, равным заданному.
В НКВ с двумя индикаторами координат на втором индикаторе угол карты не устанавливается. Для счисления пути по нему в частно-ортодромической системе координат значение ЗУПУ этапа выставляется штурманом на приборе ПНП (рис. 10.19) с помощью кремальеры 13 стрелкой ЗПУ 8 по шкале текущего курса. На приборах ПНП летчиков стрелки ЗПУ автоматически устанавливаются на выставленное значение ЗУПУ. Для выполнения полета с заданным путевым углом летчик (автопилот) разворачивает вертолет до совмещения стрелки ЗПУ с индексом угла сноса 5. При этом вертолет будет выдерживать курс с учетом угла сноса. Летчик устанавливает индекс задатчика курса 20 на отработанный курс. При полете с заданным путевым углом стрелка отклонения от ЛЗП 16 на ПНК будет находиться в нулевом положении. При уходе вертолета с ЛЗП стрелка сместится с центра шкалы.
Штурман по пройденному (оставшемуся) расстоянию до ППМ определяет момент выхода на него. При нахождении вертолета над ППМ, когда показания счетчика ПУТЬ индикатора координат равны длине этапа, штурман докладывает летчику о начале разворота на следующий этап.
Если в состав НК вертолета входит БЦВМ, необходимо перед полетом привести показания курсовой системы относительно истинного меридиана ИПМ. Выставка истинного курса выполняется по магнитному датчику или задатчиком курса.
Для выставки по магнитному датчику на коррекционном механизме устанавливается условное магнитное склонение, равное магнитному склонению на аэродроме, и выполняется согласование курсовой системы. После согласования на коррекционном механизме устанавливается условное магнитное склонение, равное нулю.
Для выставки в режиме ЗК определяется истинный курс вертолета пеленгацией ориентиров или продольной оси вертолета и устанавливается его значение на коррекционном механизме. Затем выполняется согласование.
В полете над ИПМ включается счисление пути, а на установленной высоте — САУ. Полет по маршруту сводится к последовательному автоматизированному выводу вертолета в заданные точки, координаты которых введены в программу. Вертолет удерживается на ЛЗП с помощью САУ.
На приборах ПНП, куда автоматически поступает программное значение ЗПУ данного участка, стрелка отклонения от ЛЗП стоит в центре, указывая правильность полета по ЛЗП. На индикаторе координат боковое уклонение поддерживается равным нулю, а счетчик ПУТЬ указывает оставшееся расстояние до ППМ.
Экипаж в процессе полета осуществляет контроль за работой БЦВМ, наблюдает по индикаторам координат, картографическому индикатору и ПНП за точностью следования по ЛЗП. При необходимости решения других задач он управляет работой вычислителя и режимами управления вертолетом через пилотажный комплекс.
Для повышения точности полета по заданному маршруту периодически выполняется коррекция счисленных координат с помощью бортовых РЛС, РСБН и РСДН. При коррекции можно отсчитать поправки к счисленным координатам Ах и Ду для оценки необходимости коррекции.
Навигационный комплекс не обеспечивает автоматизированный вывод вертолета на цель в заданное время. Однако непрерывное вычисление оставшегося расстояния до ППМ, цели облегчает экипажу решение этой задачи.
При необходимости перенацеливания в точку, координаты которой не программировались в БЦВМ, надо ввести в полете координаты нужной точки вместо очередного ППМ и включить режим перенацеливания. В этом случае вертолет будет выведен на ЛЗП, соединяющую точку включения режима перенацеливания и заданную точку, и в дальнейшем будет следовать по ней.
Для решения задачи вертикального маневра в БЦВМ вводятся удаление от очередного ППМ точки, после которой обеспечивается снижение до рубежа окончания снижения, и конечная высота. При выходе в точку начала снижения БЦВМ включается в режим расчета вертикального маневра, а САУ — в режим его выполнения.