РОТОР ДВИГАТЕЛЯ И ЕГО ОПОРЫ

Ротор двигателя (рис. 100) состоит из ротора комп­рессора и ротора турбины, соединенных между собой с помощью основного 7 и заднего 8 валов.

Основной вал 7 изготовлен из стали 18ХНВА в фор­ме цилиндра диаметром 250 мм с двумя фланцами. Большой диаметр вала обеспечивает необходимую жест­кость ротора при значительном расстоянии между опо­рами. Критическая частота вращения такого вала го­раздо больше частоты вращения ротора на максималь­ном режиме работы двигателя.

Передним фланцем вал с помощью 18 призонных: болтов 5 крепится к крыльчатке 4 компрессора, задним — к заднему валу 8. В задней части основного’ вала имеется восемь отверстий для прохода охлаждаю­щего воздуха в полость силового конуса.

Задний вал 8 изготовлен из той же стали 18ХНВА в форме цилиндра с развитым передним фланцем для крепления к основному валу. В передней части фланца проточен буртик для центровки при сочленении с основ­ным валом, а впереди цилиндрической части — буртик для упора втулки переднего уплотнения. По внешнему диаметру вала нарезаны шлицы для передачи крутя­щего момента от ротора турбины к основному валу. В передней части шлиц проточены четыре кольцевые- канавки под посадочную поверхность внутреннего коль­ца роликоподшипника. Такая посадка обеспечивает ми­нимальную площадь контакта и тем самым уменьшает подвод тепла к подшипнику. Втулка диска при по­становке на задний вал центрируется с помощью кольца.

В задней части вала нарезана резьба для гайки крепления всех деталей, посаженных на вал, и прорезь для усика ее контровки.

Внутри заднего вала запрессован вкладыш, пред­охраняющий передачу тепла к валу от воздуха, прохо­дящего после охлаждения диска турбины.

Ротор двигателя подвергается динамической балан­сировке уравновешивающими пробками 13. Максималь­ная величина дисбаланса не должна превышать 5 гем.

Передняя опора ротора (рис. 101) состоит из корпу­са 2, сферической втулки /, шарикоподшипника 17 и уплотнения. Шарикоподшипник передней опоры рото­ра воспринимает как радиальные, так и осевые нагруз­ки от роторов компрессора и турбины.

Внутреннее кольцо подшипника устанавливается на передний вал 7 с натягом и крепится гайкой 15. Упо­ром для внутреннего кольца подшипника является внут­реннее кольцо 9 уплотнения.

Между упором на переднем валу и внутренним коль­цом уплотнения устанавливается дистанционная шай­ба 10, которая обеспечивает регулировку зазора (0,9… 1,1 мм) между крыльчаткой и передней стенкой комп­рессора.

Наружное кольцо шарикоподшипника входит в сфе­рическую стальную втулку 1, которая, в свою очередь, находится в корпусе переднего подшипника, закреплен­ного восемью болтами на ступице входного корпуса компрессора. Для обеспечения герметичности масляной полости между ступицей входного корпуса и фланцем корпуса подшипника установлено резиновое кольцо 13 круглого сечения. Спереди проточена кольцевая канавка, по выступу которой осуществляется центровка корпуса.

Внутренняя поверхность передней части корпуса вы­полнена в виде сферы с двумя пазами для установки сферической втулки. Наличие сферического соединения между наружным кольцом подшипника и корпусом обес­печивает компенсацию незначительной несоосности опор ротора и одновременно выполняет роль демпфера для уменьшения вибрации двигателя.

На внутренней поверхности задней части корпуса нарезана резьба для постановки наружного кольца 5 уплотнения, которое заворачивается до упора в буртик, а затем контрится с помощью штифта.

В передней части сферической втулки на внутрен­ней ее поверхности нарезана резьба для гайки 14 креп­ления наружного кольца подшипника. Контровка этой гайки обеспечивается контровочной шайбой.

пус; З — кольцо уплотнения; 4 — лабиринтное уплотнение; 5 — наружное кольцо; 6 — заборник ко­леса компрессора; 7—передний вал; 8■—заглушка; 9—внутреннее- кольцо; 10— дистанционная шайба; 11 — гайка крепления забор­ника; 12 — центрирующий круг; 13 — кольцо резиновое; 14 — гай­ка; 15 — гайка крепления внутреннего кольца подшипника; 16 — шлицы переднего вала; 17 — шарикоподшипник

Для образования масляной полости шарикового под­шипника и предотвращения попадания масла в комп­рессор выполнено комбинированное лабиринтное уплот­нение, состоящее из двух ступеней — контактной и бес­контактной.

.В канавках уплотнительной втулки вставлены два чугунных кольца 3. Наружной поверхностью кольца кон­тактируют с внутренней поверхностью уплотнения, а боковой поверхностью — со стенкой уплотнительной втулки. Для уменьшения износа контактирующих по­верхностей кольца хромируются, а боковые стенки ка — жавок азотируются.

Бесконтактное лабиринтное уплотнение 4 образуется внутренней поверхностью наружного кольца и наруж­ной поверхностью уплотнительной втулки, на которой нарезаны гребешки.

Смазка подшипника производится маслом, которое иод давлением подается через форсунку, установленную на корпусе коробки приводов. После смазки и охлаж­дения подшипника масло стекает в нижнюю часть мас­ляной полости и далее через окно в корпусе передней опоры по полой вертикальной стойке поступает в ко­робку масляных фильтров.

Задняя опора ротора (рис. 102) состоит из корпуса подшипника, переднего и заднего корпусов уплотнений, роликового подшипника и втулки переднего уплотнения.

Корпус 19 подшипника стальной, представляет со­бой цилиндр с развитым фланцем в передней части. На фланце выполнено два ряда отверстий: 14 для болтов крепления к фланцу силового конуса и восемь для крепления к корпусу подшипника корпусов переднего. и заднего уплотнений.

К верхней части фланца крепится трубка подвода масла для смазки подшипника. По внутренним кана­лам масло поступает к кольцу 4 форсунок.

В нижней части гайки фланца просверлены отвер­стия для сообщений передней и задней масляных по­лостей. Из задней полости масло откачивается по тру­бопроводу 15 в коробку масляных фильтров. На флан­це спереди и сзади проточены буртики для центровки корпусов уплотнений.

Наружное кольцо 16 роликового подшипника встав­ляется в корпус подшипника до упора в буртик и за­жимается гайкой, которая контрится шплинтом. Между

Рис. 102. Задняя опора ротора:

1 — кольцо уплотнения; 2— трубка суфлирования; З— внутреннее кольцо роликоподшипника; 4 — кольцо с форсунками; 5—кольцо уплотнения;’ 6 — лабиринт; 7 — болт; 8 — диск турбины; 9 — гай­ка; 10 — втулка диска турбины; 11 — отверстия для суфлирования; 12—стакан заднего уплотнения; 13 — наружный кожух заднего корпуса уплотнения; 14 — внутренний кожух заднего корпуса уп­лотнения; 15 — трубка откачки масла; 16 — наружное кольцо под­шипника; 17 — наружный кожух переднего корпуса уплотнения; 18 — внутренний кожух переднего кожуха уплотнений; 19 — корпус подшипника; 20 — стакан переднего уплотнения; 21 — теплоизоля­ционный вкладыш; 22 — задний вал; 23 — лабиринт; 24 — втулка

уплотнения

наружным кольцом подшипника и гайкой предваритель­но устанавливается кольцо 4 форсунок.

Корпус уплотнения стальной, сварной конструкции. Он состоит из фланца, двух штампованных кожухов и цилиндра. После сварки корпуса между внутренним и наружным кожухами образуется воздушная полость. Полости переднего и заднего корпусов сообщены меж­ду собой и с помощью трубки суфлирования 2, установ­ленной на переднем корпусе, сообщаются с атмосферой.

Уплотнение масляной полости так же, как и в пе­редней опоре, осуществляется двумя ступенями — кон­тактной и бесконтактной.

Контактное уплотнение обеспечивается двумя чугун­ными кольцами 5, установленными в канавках втулки уплотнения 24 и втулки 10 диска турбины. Уплотнитель­ные кольца плотно прижимаются к боковой поверхнос­ти канавок усилием за счет разности давлений в мас­ляной и суфлирующей полостях.

Бесконтактное уплотнение образовано лабиринтом между внутренней поверхностью цилиндрической части корпуса и гребешками, нарезанными на уплотнительной втулке и фланце турбины.