Хвостовой вал
Хвостовой вал состоит из следующих шести частей, соединяемых между собой и с редукторами при помощи болтов и шлиц.
Фиг. 196. Передняя шарнирная часть хвостового вала. 1—труба; 2—фланцевая вилка; 3—вилка вала; 4—крестовина; 5—игольчатый подшипник ГПЗ № 704702; 6—конусный болт; 7—стопорное кольцо; 8—пробковое кольцо; 9—(Предохранительный клапан; 10—масленка. |
Передняя шарнирная часть хвостового вала (фиг. 196) соединяется своим передним концом с барабаном тормоза, укрепленным «а выводе главного редуктора. Соединение это является типовым для всех болтовых соединений хвостового вала; важной особенностью его является передача крутящего момента трением между поверхностями стыкуемых фланцев. Для обеспечения необходимого трения каждая пара фланцев стягивается четырьмя болтами диаметром 12 мм, изготовленными из стали 4-ОХНМА. Все болты затягиваются при помощи тарированного ключа крутящим ‘моментом 7—8 кем.
Болты, крепящие передний фланец хвостового вала, свободно проходят сквозь отверстия барабана тормоза и ввинчиваются во фланец заднего вывода главного редуктора. Эти четыре болта немного короче всех остальных болтов и имеют контровочные отверстия в головках. Во избежание отвертывания головки этих болтов связываются попарно оцинкованной вязальной проволокой толщиной 1,5 мм.
Фиг. 197. Контровка болтов переднего фланца хвостового вала. |
Контровка должна обеспечивать полную неподвижность болтов, так как поворот болта даже на небольшой угол значительно ослабляет усилие его затяжки. Правильная контровка этих болтов показана на фиг. 197. Попарно связываются болты, отделенные один от другого проушинами фланцевой вилки. Все болты вставляются со стороны шарниров.
Фланец заднего шарнира’ передней части вала соединяется с фланцем жесткой части хвостового’ вала. Крепление осуществляется при помощи болтов, которые проходят с зазором сквозь отверстия в обоих фланцах. Гайки из стали ЗОХГСА контрятся шплинтами. Фланцы шарниров одинаковы и допускают взаимозаменяемость.
Передняя жесткая часть хвостового вала (фиг. Г98) лежит в трех опонах, приклепанных к шпангоутам № 12, 16 и 20 фюзеляжа. Эта часть вала состоит из двух последовательно соединенных труб.
Передний и задний концы этой части вала по внешнему виду похожи друг па друга, что может вызвать неправильный монтаж вала, при его установке на вертолете. Бал нужно устанавливать так, чтобы фланец 1, запрессованный поверх вала и закрепленный непосредственно на 240
валу конусными болтами, был обращен назад. У переднего фланца конусные болты расположены за шарикоподшипником. При правильной установке вала все упорные кольца 5 обращены вперед от шарикоподшипников.
Задний фланец передней жесткой части хвостового вала выступает за шпангоут № 20 фюзеляжа, где к нему крепится с/редняя шарнирная часть вала.
Фиг. 198. Передняя жесткая часть хвостового вала. /—фланец задний; 2—подшипник. ГПЗ № 530209 45X85X2і/29; 3—труба; 4—конусный болт; 5—унарное кольцо; 6—фланец передний. |
С р е д и я я шарнир п а я часть хвостов о то вала (фиг. 199) по — конструкции подобна передней шарнирной части и отличается от нее только’ тем, что задняя вилка оканчивается не фланцем, а шлицами, скользящими по наконечнику задней жесткой части хвостового вала. Для обеспечения скольжения без значительного трения шлицы имеют точную подгонку и при сборке, смазываются смазкой НК-50.
Крепление средней шарнирной части к передней жесткой части осуществляется четырьмя болтами с корончатыми гайками и шплинтами. Для снятия средней шарнирной части достаточно отвернуть эти болты после чего передний конец вала сдвигается слегка вниз, и вал снимается со шлиц.
Задняя жесткая часть хвостового вала (фиг. 200) .лежит в четырех опорах, приклепанных к шпангоутам № 5, 9, 13 и 17 хвостовой балки, и состоит из трех последовательно соединенных труб; спереди она имеет шлицевый наконечник, а сзади фланец. К этому фланцу крепится болтами с корончатыми гайками и шплинтами задняя шарнирная часть вала.
З а д п я я шар н и рная часть х в о с т о в о г о в а л а взаимозаменяемая с передней шарнирной частью (см. фиг. 196). Своим задним фланцем она соединяется при помощи четырех болтов и гаек с флан-
цем ведущего зубчатого колеса промежуточного редуктора. В связи с тем, что для контровки гаек шплинтами около промежуточного редуктора не хватает места, контровка болтов, крепящих хвостовой вал к промежуточному редуктору, производится вязальной проволокой диаметром 1,5 мм, подобно тому, как это выполняется у переднего фланца хвостового вала возле — барабана тормоза (см. фиг. 197).
Фиг. 200. Задняя жесткая часть хвостового вала. 1—фланец; 2—по ппинник ГПЗ № 530209 45X^5×21/29; 3— труба; 4—конусный болт; о—упорное кольцо; 6—наконечник. |
Болты крепления хвостового вала к промежуточному редуктору подобны болтам крепления хвостового — вала к заднему выводу главного редуктора; они лишь длиннее на 4 мм.
Гайки предохраняются от отвертывания буртиками на фланцах промежуточного- редуктора. Крепление хвостового вала к обоим фланцам промежуточного редуктора — одинаковое.
Концевая часть хвостового вала но конструкции подобна средней шарнирной части и отличается от нее только большей длиной, которая равна 1350 мм между шарнирами вместо 1115 мм у средней части.
Своим задним концом вал надевается на шлицсвый вал ведущего зубчатого — колеса хвостового редуктора.
Каждая — из частей хвостового вала проходит на заводе специальную балансировку во избежание появления при работе вибраций. Для того — чтобы при монтаже отдельные узлы не могли сместиться с оси, каждая часть хвостового вала имеет с — обоих концов посадочные буртики, обеспечивающие соосное расположение всех частей.
До балансировки отдельные детали хвостового вала являются взаимозаменяемыми, после балансировки эта взаимозаменяемость нарушается. В случае замены каких-либо деталей в одном из узлов вала этот узел подлежит повторной балансировке. Так как балансировка может быть произведена только в заводских условиях, замена отдельных деталей хвостового вала в условиях эксплуатации в воинских частях запрещается. В случае необходимости замене подлежит весь узел.