Хвостовой вал

Хвостовой вал состоит из следующих шести частей, соединяемых между собой и с редукторами при помощи болтов и шлиц.

Фиг. 196. Передняя шарнирная часть хвостового вала.

1—труба; 2—фланцевая вилка; 3—вилка вала; 4—крестовина; 5—игольчатый подшип­ник ГПЗ № 704702; 6—конусный болт; 7—стопорное кольцо; 8—пробковое кольцо; 9—(Предохранительный клапан; 10—масленка.

Передняя шарнирная часть хвостового вала (фиг. 196) соединяется своим передним концом с барабаном тормоза, укрепленным «а выводе главного редуктора. Соединение это является типовым для всех болтовых соединений хвостового вала; важной осо­бенностью его является передача крутящего момента трением между по­верхностями стыкуемых фланцев. Для обеспечения необходимого трения каждая пара фланцев стягивается четырьмя болтами диаметром 12 мм, изготовленными из стали 4-ОХНМА. Все болты затягиваются при помощи тарированного ключа крутящим ‘моментом 7—8 кем.

Болты, крепящие передний фланец хвостового вала, свободно про­ходят сквозь отверстия барабана тормоза и ввинчиваются во фланец заднего вывода главного редуктора. Эти четыре болта немного короче всех остальных болтов и имеют контровочные отверстия в головках. Во избежание отвертывания головки этих болтов связываются попарно оцинкованной вязальной проволокой толщиной 1,5 мм.

Фиг. 197. Контровка болтов переднего фланца хвостового вала.

Контровка должна обеспечивать полную неподвижность болтов, так как поворот болта даже на небольшой угол значительно ослабляет уси­лие его затяжки. Правильная контровка этих болтов показана на фиг. 197. Попарно связываются болты, отделенные один от другого про­ушинами фланцевой вилки. Все болты вставляются со стороны шарниров.

Фланец заднего шарнира’ передней части вала соединяется с флан­цем жесткой части хвостового’ вала. Крепление осуществляется при по­мощи болтов, которые проходят с зазором сквозь отверстия в обоих флан­цах. Гайки из стали ЗОХГСА контрятся шплинтами. Фланцы шарниров одинаковы и допускают взаимозаменяемость.

Передняя жесткая часть хвостового вала (фиг. Г98) лежит в трех опонах, приклепанных к шпангоутам № 12, 16 и 20 фюзеляжа. Эта часть вала состоит из двух последовательно соеди­ненных труб.

Передний и задний концы этой части вала по внешнему виду похо­жи друг па друга, что может вызвать неправильный монтаж вала, при его установке на вертолете. Бал нужно устанавливать так, чтобы фла­нец 1, запрессованный поверх вала и закрепленный непосредственно на 240

валу конусными болтами, был обращен назад. У переднего фланца ко­нусные болты расположены за шарикоподшипником. При правильной установке вала все упорные кольца 5 обращены вперед от шарикопод­шипников.

Задний фланец передней жесткой части хвостового вала выступает за шпангоут № 20 фюзеляжа, где к нему крепится с/редняя шарнирная часть вала.

Фиг. 198. Передняя жесткая часть хвостового вала. /—фланец задний; 2—подшипник. ГПЗ № 530209 45X85X2і/29; 3—труба; 4—конусный болт; 5—унар­ное кольцо; 6—фланец передний.

С р е д и я я шарнир п а я часть хвостов о то вала (фиг. 199) по — конструкции подобна передней шарнирной части и отли­чается от нее только’ тем, что задняя вилка оканчивается не фланцем, а шлицами, скользящими по наконечнику задней жесткой части хвосто­вого вала. Для обеспечения скольжения без значительного трения шли­цы имеют точную подгонку и при сборке, смазываются смазкой НК-50.

Крепление средней шарнирной части к передней жесткой части осу­ществляется четырьмя болтами с корончатыми гайками и шплинтами. Для снятия средней шарнирной части достаточно отвернуть эти болты после чего передний конец вала сдвигается слегка вниз, и вал снимается со шлиц.

Задняя жесткая часть хвостового вала (фиг. 200) .лежит в четырех опорах, приклепанных к шпангоутам № 5, 9, 13 и 17 хвостовой балки, и состоит из трех последовательно соединенных труб; спереди она имеет шлицевый наконечник, а сзади фланец. К этому флан­цу крепится болтами с корончатыми гайками и шплинтами задняя шар­нирная часть вала.

З а д п я я шар н и рная часть х в о с т о в о г о в а л а взаимо­заменяемая с передней шарнирной частью (см. фиг. 196). Своим задним фланцем она соединяется при помощи четырех болтов и гаек с флан-

цем ведущего зубчатого колеса промежуточного редуктора. В связи с тем, что для контровки гаек шплинтами около промежуточного редук­тора не хватает места, контровка болтов, крепящих хвостовой вал к про­межуточному редуктору, производится вязальной проволокой диамет­ром 1,5 мм, подобно тому, как это выполняется у переднего фланца хво­стового вала возле — барабана тормоза (см. фиг. 197).

Фиг. 200. Задняя жесткая часть хвостового вала.

1—фланец; 2—по ппинник ГПЗ № 530209 45X^5×21/29; 3— труба; 4—конусный болт; о—упорное кольцо; 6—наконечник.

Болты крепления хвостового вала к промежуточному редуктору по­добны болтам крепления хвостового — вала к заднему выводу главного редуктора; они лишь длиннее на 4 мм.

Гайки предохраняются от отвертывания буртиками на фланцах про­межуточного- редуктора. Крепление хвостового вала к обоим фланцам промежуточного редуктора — одинаковое.

Концевая часть хвостового вала но конструкции по­добна средней шарнирной части и отличается от нее только большей дли­ной, которая равна 1350 мм между шарнирами вместо 1115 мм у средней части.

Своим задним концом вал надевается на шлицсвый вал ведущего зубчатого — колеса хвостового редуктора.

Каждая — из частей хвостового вала проходит на заводе специаль­ную балансировку во избежание появления при работе вибраций. Для того — чтобы при монтаже отдельные узлы не могли сместиться с оси, каж­дая часть хвостового вала имеет с — обоих концов посадочные буртики, обеспечивающие соосное расположение всех частей.

До балансировки отдельные детали хвостового вала являются взаи­мозаменяемыми, после балансировки эта взаимозаменяемость нару­шается. В случае замены каких-либо деталей в одном из узлов вала этот узел подлежит повторной балансировке. Так как балансировка может быть произведена только в заводских условиях, замена отдельных дета­лей хвостового вала в условиях эксплуатации в воинских частях запре­щается. В случае необходимости замене подлежит весь узел.