РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Ручное управление (ем. фиг. 208) — двойное, жесткой конструкции и состоит из двух колонок, системы тяг и качалок, двух гидроусилителей и автомата-перекоса. Одна система тяг и качалок, связывающая колонки ручного управления с автоматом-перекосом, служит для продольного управления, вторая — для поперечного’ управления.

В продольное и поперечное управления у правой колонки включены пружинные загрузочные механизмы 21, создающие градиент усилий па ручках управления. Управление установкой механизмов загрузки осу­ществляется переключателями из кабины летчиков’, благодаря чему мож­но, в случае необходимости, снимать усилия с ручки управления (см. стр. 262).

Правая и левая колонки ручного управления одинаковы по кон­струкции и установлены на балках пола кабины летчиков симметрично относительно’ продольной оси вертолета. Колонки управления съемные и крепятся к полу пятью болтами каждая.

Каждая колонка (фиг. 209) состоит из ручки, вала с траверсой 4, литого’ электронного’ кронштейна 6, специальной шарнирной тяги 7 и рычага 8 с двуплечим рычагом 9, установленных на шлицевом валике.

Ручка изготовлена из дуралюминовой трубы 2 размерами 45 X 41, па верхнем конце которой приклепана трубчатыми заклепками стандарт­ная рукоятка 1 типа Р-4. К нижнему концу трубы приклепан трубчаты­ми заклепками стальной шкворень 3 из стали ЗОХГСА сварной конст­рукции. В среднюю часть шкворня вварена втулка, в которую запрессо­ваны два шарикоподшипника для установки ручки на траверсу. Болт 16 крепления ручки является осью, относительно которой ручка отклоняется в продольном направлении.

Вал 5, жестко соединенный с траверсой 4 при помощи специальных стальных болтов, установлен в кронштейне па двух шарикоподшипни­ках, загерметизированных фетровым сальником.

Поворот вала с траверсой на этих подшипниках обеспечивает отклонение ручки в поперечном направлении и передает движение тягам, шарнирно связанным с нижними ушками траверсы. Шарнир-

ная тяга 7 продольного управления, соединяющая ручку с рычагом 8, проходит внутри вала, причем ее ось совмещена с осью вращения вала. Такая компоно-вка обеспечивает независимость продольного и поперечно­го управлений. Необходимый поворот шарнирной тяги относительно ее продольной оси, возникающий при отклонении ручки в поперечном на­правлении, обеспечивается возможностью поворота вильчатого болта, установленного в тяге на двух шарикоподшипниках. Шарикоподшипники

Фиг. 209. Колонка ручного управления.

/.—рукояткл; 2—труба; 3—шкворень; 4—траверса; 5—вал; 6—крошитеГш; 7—шарнир­ная тяга; 3—рычаг; 9 — двуплечий рычаг; 10—тяга к гидроусилителю; //—тяга к правой колонке; 12 и 13—болт-ограничитель; И—шлицевой валик; 13—рычаг горлова; 16—болт

(ось ручки).

открытого типа 256500 и 1009 защищены от загрязнения фетровым уплот­нителем.

В прилив кронштейна установлен на двух шарикоподшипниках шли- цевый валик 14. На верхнем конце валика на шлицах установлен ры­чаг 8, соединенный с шарнирной тягой. На нижнем конце валика, также па шлицах, установлен двуплечий рычаг 9. К одному плечу рычага при­соединяется тяга 10, идущая к гидроусилителю, а к другому тяга 11, идущая к правой колонке. Одноплечий рычаг 28 (см. фиг. 208) правой колонки имеет два запрессованных шарикоподшипника, предназначенных 256

для подсоединения к нему тяги от левой колонки и штока загрузочного механизма продольного управления.

Для ограничения предельных отклонений ручки на левой колонке имеются упоры. Для продольного управления упоры выполнены регу­лируемыми в виде болтов 12, ввернутых для ограничения хода ручки от себя в траверсу 4 и для ограничения хода на себя — в кронштейн 6. Отклонения ручки при поперечном управлении ограничивают нерегули­руемые болты 13, установленные в торце кронштейна 6.

Левая колонка управления имеет рычаг 15 для торможения главных колес шасси. Шкворень ручки правой колонки, соединенный с трубой ручки при помощи конусных болтов, в отличие от шкворня левой колон­ки имеет форму колена (см. фиг. 208), что обеспечивает смещение пра­вой ручки па 50 мм вправо.

От левой колонки тяга 32 (см. фиг. 208) поперечного управления идет к угловой качалке 33, укрепленной в кронштейне, вклепанном внутри пола кабины. От качалки 33 и двуплечего рычага 34 тяги поперечного 36 и продольного 37 управлений идут к двуплечим качалкам 70, установлен­ным совместно с качалкой путевого управления в общем литом крон­штейне с одной осью вращения.

От качалок 70 тяги 68 и 69 идут к угловым качалкам 65 и 63, уста­новленным в редукторном отсеке.

Кронштейны крепления этих качалок выполнены из электронного литья и жестко укреплены болтами к балке каркаса фюзеляжа. Угловые качалки 65 и 63 тягами 64 и 44 соединены с качалками 60 и 45 гидро­усилителей.

Гидроусилители продольного 47 и поперечного 59 управлений уста­новлены па специальном, литом из магниевого сплава кронштейне, укрепленном на шестнадцати шпильках картера главного редуктора диа­метром 12 мм. С левой стороны по полету установлен гидроусилитель поперечного управления, с правой — продольного.

Гидроусилители установлены на своих цапфах в опорах 6 (фиг. 210) па шарикоподшипниках и имеют свободу покачивания. Опоры 6 укреп­лены на шпильках, ввернутых в кронштейн 1. Ось цапф гидроусилителей и оси качалок 3 и 17, соединенных с золотниковым устройством гидро­усилителей, расположены строго параллельно, чем обеспечивается плав­ность хода и исключаются перекосы при работе гидроусилителей.

Установка гидроусилителя продольного управления имеет обратную связь, которая обеспечивает передачу 1 : 10 части шарнирного момента несущего винта на ручку управления.

Установка гидроусилителя поперечного управления не имеет обратной связи, а следовательно, усилия от несущего1 винта на ручку управления не передаются. При отсутствии давления в гидросистеме исполнительные штоки. гидроусилителей работают как тяги управления, и в этом случае весь шарнирный момент от несущего винта будет передаваться на ручку управления.

Управление гидроусилителями осуществляется следующим образом (см. фиг. 210). В продольном управлении движение от колонки посред­ством тяги 2 передается на качалку 3, которая вторым плечом непосред­ственно соединена е качалкой 4 золотника и штоком 5 гидроусилителя.

Перемещением качалки золотника на 0,5 мм при неподвижном штоке осуществляется включение гидроусилителя. Исполнительный конец што­ка гидроусилителя соединен с траверсой 9. С траверсы движение от што­ка передается на качалку 11 при помощи звена 10, а также на тягу обра­тимости 8. Тяга обратимости вторым концом присоединена к качалке 3, чем обеспечивается передача части шарнирного момента от несущего винта на ручку управления.

Фиг. 210, Установка гид-
роусилителей ручного
управления

1—кронштейн; 2—тяга

продольного управления; 3—качалка; 4—качалка золотника гидроусилите­ля; 5—шток гидроусили­теля; б—опора; 7—гид­роусилитель продольного управления; 8—тяга об­ратимости; 9—траверса; /А—звено; И и 12—ка­чалки; 13—звено; 14—ка­чалка; 15— стержень;

16— г и д р<) у с ил и т ел ь по­перечного управления;

17— качалка; 18—тяга поперечного управления; 19 — цапфа гидроусили­теля; 20—направляющий

ролик.

С целью ограничения поворота штока гидроусилителя относительно своей оси тяга обратимости заключена между двумя направляющими роликами 20. Направляющие ролики установлены на кронштейне 1 и имеют устройство для их регулирования.

В поперечном управлении движение от колонки управления посред­ством тяги 18 передается па качалку 17, которая вторым плечом непо­средственно соединена с качалкой золотника и штоком гидроусилителя.

Исполнительный конец штока гидроусилителя соединен с качалкой 14, от которой движение передается па качалку 12 при помощи звена 13. Опорой и осью вращения качалки 14 служит стержень 15 сварной кон-‘ струкции, один конец которого шарнирно, при помощи бронзовых втулок, закреплен на кронштейне 1, а второй — через шарикоподшипник соеди­нен с качалкой 14. От качалок 97 и 98 (см. фиг. 208) до рычагов 19 и 78 автомата-перекоса связь осуществляется в продольном управлении тяга­ми 48 и 51, а в поперечном — тягами 58 и 54.

Стальные качалки 97 и 98 и угловые качалки 49 и 57 укреплены на одной общей отлитой из магниевого сплава плите, закрепленной болтами па редукторной раме.