РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Ручное управление (ем. фиг. 208) — двойное, жесткой конструкции и состоит из двух колонок, системы тяг и качалок, двух гидроусилителей и автомата-перекоса. Одна система тяг и качалок, связывающая колонки ручного управления с автоматом-перекосом, служит для продольного управления, вторая — для поперечного’ управления.
В продольное и поперечное управления у правой колонки включены пружинные загрузочные механизмы 21, создающие градиент усилий па ручках управления. Управление установкой механизмов загрузки осуществляется переключателями из кабины летчиков’, благодаря чему можно, в случае необходимости, снимать усилия с ручки управления (см. стр. 262).
Правая и левая колонки ручного управления одинаковы по конструкции и установлены на балках пола кабины летчиков симметрично относительно’ продольной оси вертолета. Колонки управления съемные и крепятся к полу пятью болтами каждая.
Каждая колонка (фиг. 209) состоит из ручки, вала с траверсой 4, литого’ электронного’ кронштейна 6, специальной шарнирной тяги 7 и рычага 8 с двуплечим рычагом 9, установленных на шлицевом валике.
Ручка изготовлена из дуралюминовой трубы 2 размерами 45 X 41, па верхнем конце которой приклепана трубчатыми заклепками стандартная рукоятка 1 типа Р-4. К нижнему концу трубы приклепан трубчатыми заклепками стальной шкворень 3 из стали ЗОХГСА сварной конструкции. В среднюю часть шкворня вварена втулка, в которую запрессованы два шарикоподшипника для установки ручки на траверсу. Болт 16 крепления ручки является осью, относительно которой ручка отклоняется в продольном направлении.
Вал 5, жестко соединенный с траверсой 4 при помощи специальных стальных болтов, установлен в кронштейне па двух шарикоподшипниках, загерметизированных фетровым сальником.
Поворот вала с траверсой на этих подшипниках обеспечивает отклонение ручки в поперечном направлении и передает движение тягам, шарнирно связанным с нижними ушками траверсы. Шарнир-
ная тяга 7 продольного управления, соединяющая ручку с рычагом 8, проходит внутри вала, причем ее ось совмещена с осью вращения вала. Такая компоно-вка обеспечивает независимость продольного и поперечного управлений. Необходимый поворот шарнирной тяги относительно ее продольной оси, возникающий при отклонении ручки в поперечном направлении, обеспечивается возможностью поворота вильчатого болта, установленного в тяге на двух шарикоподшипниках. Шарикоподшипники
Фиг. 209. Колонка ручного управления. /.—рукояткл; 2—труба; 3—шкворень; 4—траверса; 5—вал; 6—крошитеГш; 7—шарнирная тяга; 3—рычаг; 9 — двуплечий рычаг; 10—тяга к гидроусилителю; //—тяга к правой колонке; 12 и 13—болт-ограничитель; И—шлицевой валик; 13—рычаг горлова; 16—болт (ось ручки). |
открытого типа 256500 и 1009 защищены от загрязнения фетровым уплотнителем.
В прилив кронштейна установлен на двух шарикоподшипниках шли- цевый валик 14. На верхнем конце валика на шлицах установлен рычаг 8, соединенный с шарнирной тягой. На нижнем конце валика, также па шлицах, установлен двуплечий рычаг 9. К одному плечу рычага присоединяется тяга 10, идущая к гидроусилителю, а к другому тяга 11, идущая к правой колонке. Одноплечий рычаг 28 (см. фиг. 208) правой колонки имеет два запрессованных шарикоподшипника, предназначенных 256
для подсоединения к нему тяги от левой колонки и штока загрузочного механизма продольного управления.
Для ограничения предельных отклонений ручки на левой колонке имеются упоры. Для продольного управления упоры выполнены регулируемыми в виде болтов 12, ввернутых для ограничения хода ручки от себя в траверсу 4 и для ограничения хода на себя — в кронштейн 6. Отклонения ручки при поперечном управлении ограничивают нерегулируемые болты 13, установленные в торце кронштейна 6.
Левая колонка управления имеет рычаг 15 для торможения главных колес шасси. Шкворень ручки правой колонки, соединенный с трубой ручки при помощи конусных болтов, в отличие от шкворня левой колонки имеет форму колена (см. фиг. 208), что обеспечивает смещение правой ручки па 50 мм вправо.
От левой колонки тяга 32 (см. фиг. 208) поперечного управления идет к угловой качалке 33, укрепленной в кронштейне, вклепанном внутри пола кабины. От качалки 33 и двуплечего рычага 34 тяги поперечного 36 и продольного 37 управлений идут к двуплечим качалкам 70, установленным совместно с качалкой путевого управления в общем литом кронштейне с одной осью вращения.
От качалок 70 тяги 68 и 69 идут к угловым качалкам 65 и 63, установленным в редукторном отсеке.
Кронштейны крепления этих качалок выполнены из электронного литья и жестко укреплены болтами к балке каркаса фюзеляжа. Угловые качалки 65 и 63 тягами 64 и 44 соединены с качалками 60 и 45 гидроусилителей.
Гидроусилители продольного 47 и поперечного 59 управлений установлены па специальном, литом из магниевого сплава кронштейне, укрепленном на шестнадцати шпильках картера главного редуктора диаметром 12 мм. С левой стороны по полету установлен гидроусилитель поперечного управления, с правой — продольного.
Гидроусилители установлены на своих цапфах в опорах 6 (фиг. 210) па шарикоподшипниках и имеют свободу покачивания. Опоры 6 укреплены на шпильках, ввернутых в кронштейн 1. Ось цапф гидроусилителей и оси качалок 3 и 17, соединенных с золотниковым устройством гидроусилителей, расположены строго параллельно, чем обеспечивается плавность хода и исключаются перекосы при работе гидроусилителей.
Установка гидроусилителя продольного управления имеет обратную связь, которая обеспечивает передачу 1 : 10 части шарнирного момента несущего винта на ручку управления.
Установка гидроусилителя поперечного управления не имеет обратной связи, а следовательно, усилия от несущего1 винта на ручку управления не передаются. При отсутствии давления в гидросистеме исполнительные штоки. гидроусилителей работают как тяги управления, и в этом случае весь шарнирный момент от несущего винта будет передаваться на ручку управления.
Управление гидроусилителями осуществляется следующим образом (см. фиг. 210). В продольном управлении движение от колонки посредством тяги 2 передается на качалку 3, которая вторым плечом непосредственно соединена е качалкой 4 золотника и штоком 5 гидроусилителя.
Перемещением качалки золотника на 0,5 мм при неподвижном штоке осуществляется включение гидроусилителя. Исполнительный конец штока гидроусилителя соединен с траверсой 9. С траверсы движение от штока передается на качалку 11 при помощи звена 10, а также на тягу обратимости 8. Тяга обратимости вторым концом присоединена к качалке 3, чем обеспечивается передача части шарнирного момента от несущего винта на ручку управления.
Фиг. 210, Установка гид-
роусилителей ручного
управления
1—кронштейн; 2—тяга
продольного управления; 3—качалка; 4—качалка золотника гидроусилителя; 5—шток гидроусилителя; б—опора; 7—гидроусилитель продольного управления; 8—тяга обратимости; 9—траверса; /А—звено; И и 12—качалки; 13—звено; 14—качалка; 15— стержень;
16— г и д р<) у с ил и т ел ь поперечного управления;
17— качалка; 18—тяга поперечного управления; 19 — цапфа гидроусилителя; 20—направляющий
ролик.
С целью ограничения поворота штока гидроусилителя относительно своей оси тяга обратимости заключена между двумя направляющими роликами 20. Направляющие ролики установлены на кронштейне 1 и имеют устройство для их регулирования.
В поперечном управлении движение от колонки управления посредством тяги 18 передается па качалку 17, которая вторым плечом непосредственно соединена с качалкой золотника и штоком гидроусилителя.
Исполнительный конец штока гидроусилителя соединен с качалкой 14, от которой движение передается па качалку 12 при помощи звена 13. Опорой и осью вращения качалки 14 служит стержень 15 сварной кон-‘ струкции, один конец которого шарнирно, при помощи бронзовых втулок, закреплен на кронштейне 1, а второй — через шарикоподшипник соединен с качалкой 14. От качалок 97 и 98 (см. фиг. 208) до рычагов 19 и 78 автомата-перекоса связь осуществляется в продольном управлении тягами 48 и 51, а в поперечном — тягами 58 и 54.
Стальные качалки 97 и 98 и угловые качалки 49 и 57 укреплены на одной общей отлитой из магниевого сплава плите, закрепленной болтами па редукторной раме.