И АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

Принцип работы системы
автоматического регулирования

Каждый режим работы двигателя на самолете ха­рактеризуется комплексом параметров, определяющих его тягу, удельный расход топлива, температурную и динамическую нагруженность деталей, устойчивость ра­боты основных узлов и агрегатов. Изменение внешних условий способствует изменению режима работы дви­гателя. Для поддержания заданного режима работы или изменения его в желаемом направлении в конструк­ции двигателя предусматриваются специальные регу­лирующие устройства, совокупность которых называет­ся системой регулирования.

Для освобождения летчика от функций регулирова­ния двигатель снабжается автоматическими регулятора­ми, поддерживающими параметры рабочего процесса, на которые настроены регуляторы. Летчик управляет двигателем, т. е. изменяет режим его работы в желаемом направлении, путем перенастройки регуляторов. Комп­лекс регуляторов вместе с элементами управления дви­гателем составляет в целом систему автоматического регулирования (САР) двигателя.

К САР газотурбинных двигателей предъявляется ряд требований. Эта система должна обеспечивать воз­можность изменения тяги двигателя на земле и в поле­те в широком диапазоне. Каждому положению рычага управления независимо от скорости и высоты полета должен соответствовать вполне определенный режим

работы двигателя. Изменение его режимов работы не­обходимо обеспечивать за минимально короткое время, т. е. двигатель должен иметь хорошую приемистость, ограничивая в то же время опасные, с точки зрения прочности и надежности силовой установки, режимы работы.

На максимальном режиме работы путем использо­вания всех возможностей двигателя, ограничиваемых прочностью деталей и устойчивостью работы компрес­сора и камеры сгорания, должна быть достигнута наибольшая при данных внешних условиях тяга дви­гателя.

При дросселировании до крейсерских режимов в пределах 0,6…0,85 от максимальной тяги должна обес­печиваться устойчивая работа двигателя с наилучшей топливной экономичностью, так как эти режимы являют­ся основными при длительной эксплуатации самолетов.

На двигателе М701 система регулирования построе­на таким образом, что на взлетном режиме автомати­чески поддерживается постоянной заданная частота вра­щения ротора турбокомпрессора (замкнутая или не­посредственная система регулирования), а на всех остальных режимах регулирование обеспечивается по косвенным параметрам, т. е. регулятор реагирует на внешние возмущения (изменение давления окружающе­го воздуха и скорости полета) и воздействует на дви­гатель так, чтобы компенсировать действие этих возму­щений на величину регулируемого параметра (незамк­нутая или косвенная система регулирования).

Создание такой системы является достаточно слож­ным процессом, требующим конструктивных разрабо­ток целого комплекса агрегатов и узлов и согласования их характеристик.

Основными агрегатами и узлами системы автомати­ческого регулирования двигателя являются:

плунжерный топливный насос высокого давления ЛУН-6201.05 (ЛУН-6201.06);

баростатический регулятор топлива ЛУН-6710.05 (ЛУН-6710.04);

дроссельный кран ЛУН-7572.05;

автоматический распределитель топлива ЛУН — 5200.04 (ЛУН-5200.05),;

топливный коллектор с двухканальными топливными «форсунками;

топливный фильтр низкого давления;

дренажная система.

Топливо из самолетного топливного бака подкачи­вающим центробежным насосом под давлением 0,8… 1,0 кгс/см2 через пожарный кран и фильтр низкого дав­ления подается к плунжерному топливному насосу, от­куда под высоким давлением проходит через дроссель­ный кран, где происходит его дозировка в зависимо­сти от положения дозирующей иглы, которое задается рычагом управления двигателем (РУД). Дозированное топливо поступает к автоматическому распределителю топлива, в котором происходит его распределение по основному и вспомогательному каналам топливных форсунок. Режим работы двигателя в зависимости от высоты и скорости полета поддерживается баростати­ческим регулятором. Имеющийся в автоматическом рас­пределителе топлива автомат приемистости обеспечи­вает плавное увеличение подачи топлива к форсункам при резком перемещении РУД в сторону увеличения режима работы двигателя. Для полного прекращения подачи топлива в двигатель и его выключения служит игла стоп-крана.