ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

§ 1. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ’СИСТЕМА
ВЕРТОЛЕТА

От обледенения на вертолете защищены лопасти несу­щих винтов, воздухозаборники двигателей, стекла кабины экипажа и приемники воздушного давления.

Противообледенительные системы лопастей несущих винтов и приемников воздушного давления — электротеп — ло. вого действия, а воздухозаборников двигателей и сте­кол кабины экипажа — воздушно-теплового действия.

Радиоизотопный сигнализатор обледенения РИО-3

РИО-3 предназначен для сигнализации об обледенении вертолета и автоматического включения противообледени — тельной системы лопастей несущих винтов.

Сигнализатор состоит из следующих основных элемен­тов: датчика сигналов, электронного блока.

Датчик сигналов включает источник бета-излучения (активностью 4—5 мКн), размешенный в штыре, и счетчик радиоактивного излучения, размещенный во фланце дат­чика. Штырь снабжен нагревательным элементом, получа­ющим питание от сети переменного тока 115 В.

Принцип действия сигнализатора основан на поглоще­нии бета-излучения радиоактивного источника слоем льда, который нарастает на выносном штыре датчика сигналов.

При попадании вертолета в зону обледенения на штыре датчика образуется лед, вследствие чего резко снижается количество ■ бета-частиц, достигающих счетчик. Это вызы­вает срабатывание в электронном блоке релейной схемы, которая выдает команду на включение табло ЛЕД на при­борной доске, противообледенительной системы лопастей несущих винтов и обогрева штыря датчика.

После выхода вертолета из зоны обледенения РИО-3 отключает табло ЛЕД и обогрев штыря датчика.

Введена блокировка включения обогрева штыря датчи­ка до запуска левого двигателя.

Питание РИО-3 осуществляется постоянным током на­пряжением 27 В и переменным однофазным током 115 В.

Управление сигнализатором осуществляется двумя ав­томатами защиты РИО ОБОГР. и РИО УПРАВЛ., уста­новленными на верхнем пульте.

Для контроля исправности нагревательных элементов штыря датчика на верхнем пульте установлены кнопка контроля обогрева ПВД и РИО и табло ОБОГРЕВ РИО. При нажатой кнопке, исправном нагревательном элементе, включенных на верхнем пульте автомата защиты РИО УПРАВЛ., выключателе ОБОГРЕВ ПВД АЧС и наличии в бортсети 27 В табло должно гореть.

Примечание. Разбирать датчик с радиоактивным источником запрещается.