ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
§ 1. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ’СИСТЕМА
ВЕРТОЛЕТА
От обледенения на вертолете защищены лопасти несущих винтов, воздухозаборники двигателей, стекла кабины экипажа и приемники воздушного давления.
Противообледенительные системы лопастей несущих винтов и приемников воздушного давления — электротеп — ло. вого действия, а воздухозаборников двигателей и стекол кабины экипажа — воздушно-теплового действия.
Радиоизотопный сигнализатор обледенения РИО-3
РИО-3 предназначен для сигнализации об обледенении вертолета и автоматического включения противообледени — тельной системы лопастей несущих винтов.
Сигнализатор состоит из следующих основных элементов: датчика сигналов, электронного блока.
Датчик сигналов включает источник бета-излучения (активностью 4—5 мКн), размешенный в штыре, и счетчик радиоактивного излучения, размещенный во фланце датчика. Штырь снабжен нагревательным элементом, получающим питание от сети переменного тока 115 В.
Принцип действия сигнализатора основан на поглощении бета-излучения радиоактивного источника слоем льда, который нарастает на выносном штыре датчика сигналов.
При попадании вертолета в зону обледенения на штыре датчика образуется лед, вследствие чего резко снижается количество ■ бета-частиц, достигающих счетчик. Это вызывает срабатывание в электронном блоке релейной схемы, которая выдает команду на включение табло ЛЕД на приборной доске, противообледенительной системы лопастей несущих винтов и обогрева штыря датчика.
После выхода вертолета из зоны обледенения РИО-3 отключает табло ЛЕД и обогрев штыря датчика.
Введена блокировка включения обогрева штыря датчика до запуска левого двигателя.
Питание РИО-3 осуществляется постоянным током напряжением 27 В и переменным однофазным током 115 В.
Управление сигнализатором осуществляется двумя автоматами защиты РИО ОБОГР. и РИО УПРАВЛ., установленными на верхнем пульте.
Для контроля исправности нагревательных элементов штыря датчика на верхнем пульте установлены кнопка контроля обогрева ПВД и РИО и табло ОБОГРЕВ РИО. При нажатой кнопке, исправном нагревательном элементе, включенных на верхнем пульте автомата защиты РИО УПРАВЛ., выключателе ОБОГРЕВ ПВД АЧС и наличии в бортсети 27 В табло должно гореть.
Примечание. Разбирать датчик с радиоактивным источником запрещается.