Оборудование акваторий
Площадь акватории, расположенная в портах, гаванях и местах с оживленным судоходством отделяется от остального водного пространства специальными буйками и бакенами на якорях с приспособлениями для освещения в ночное время (рис. 125). Если прилегающее к акватории водное пространство не предназначается для судоходства, то границами ее могут служить естественные очертания береговой полосы, острова, мели и т. п. с установленными на них створными знаками (рис. 126), освещаемыми ночью.
Для обеспечения экс — пло’атации акватории в ночное время по ее периметру устанавливаются на буях пограничные огни белого цвета в водонепроницаемой арматуре.
В качестве источника
света могут быть применены или электрические лампы или керосиновые и ацетиленовые. Условия эксплоатации (легкость и гибкость управления) заставляют предпочесть в качестве источника света электрические лампы накаливания, несмотря на то что оборудование пловучих буев пограничными огнями,
Питаемыми й управляемыми с берега, представляет большие трудности технического порядка и требует больших денежных затрат.
Вопрос освещения акватории для посадки гидросамолета ночью является одной из труднейших задач. Осветить водную поверхность так, как это делается для сухопутных аэродромов, не представляется возможным, так как вода почти зеркально
отражает световой поток. Создать внутреннее подводное освещение представляется также мало реальным, так как световые лучи, идущие от световых приборов, расположенных под водой, в большей части претерпевают полное внутреннее отражение.
Освещение водной поверхности до некоторой степени возможно при условии создания ряби на поверхности воды или же, если набросать в воду какие-либо мелкие частицы (стружки дерево,
пробки и т. п.). Но практически эти способы сложны, мало реальны и не могут быть рекомендованы без надлежащего усовершенствования.
Производились опыты по освещению места посадки прожекторами с малым вертикальным углом излучения и большим горизонтальным, которые освещали небольшой толщины слой воздуха (вернее — взвешенные частицы воды) в том месте, где должна быть произведена посадка. Пилоту это место должно казаться освещенным. Однако недостаток этого способа заключается в том, что освещенная площадь получается выше водной поверхности и, таким образом, пилот ориентирован при посадке на ложную освещаемую поверхность и поэтому посадка затруднительна и может сопровождаться парашютированием.
Возможно произвести посадку по лучу прожектора с небольшим углом излучения: световой сноп рассеянным светом освещает близлежащую водную поверхность. Пилот садится параллельно снопу. При современном положении вопроса об освещении водной поверхности для посадки гидросамолета наилучшие
условия можно Получить, ориентируясь На цепочку Плавающих буев (бакенов), освещаемых прожектором с малым углом излучения (рис. 127).
От центрального буя, выполненного в виде окрашенного в белый и черный цвета конуса с установленным на вершине его ацетиленовым фонарем, с поясной линзой Френеля, вытягивается по линии старта цепочка плавающих конусов, также окрашенных в черный и белый цвета, которые освещаются прожектором с катера или парома, установленного на якорь.- Посадка при этом производится в направлении луча прожектора. Эта система плавающих конусов может применяться и днем для разбивки акватории на полосы.
Для обозначения ночью центра акватории устанавливается центральный буй (рис. 128), который обычно обозначается водонепроницаемым светильником зеленого цвета; кроме того, устанавливают два светильника белого цвета, расположенные один над другим на берегу около спусков для указания гидросамолету направления рулежки.