Предыстория

автомобили, бронетанковая техника и летательные аппараты и многое дру­гое силами отдельных конструкторов и проектантами фирм было переве­дено на дистанционное управление.

Работы по созданию беспилотных летательных аппаратов начались в начале XX века практически сразу после появления первых серийных пилотируемых аэропланов (само­летов). Считается, что первый в мире радиоуправляемый беспилотный самолет конструкции Г. Кертисса (G. Curtiss) совершил свой первый полете 1916 году в США. 12сентября 1916 года состоялись испытания первого радиоуправляемого само­лета-снаряда “Хевит-Сперри”. В1917 году была испытана “воздушная торпеда” — летательный аппарат конструкции одного из пионеров авиации — О. Райта (О. Wright) был оснащен аппаратурой фирм “Сперри гироскоп” (Sperry Giroscop) и “Дже — нерал моторе” (General Motors). В ходе Первой Мировой войны произошло первое боевое применение дистан­ционно управляемойтехники — 2 марта 1917 года в порту английского города Ньюпорт радиоуправляемым снемец — кого самолета катером-миной была разрушена значительная часть при­чальной линии.

Одно из первых упоминаний об отечествен ном беспилотным (дистан­ционно-пилотируемом) летательном аппарате — управляемой воздушной мине штабс-капитана Яблонского — относится к сентябрю 1916 года. В ходе Первой мировой войны, назаводе “Сименс-Шуккерт” в Петрограде велись проектирование и постройка

Подпись: www.vokb-Ia.spb.ru - Самолёт своими руками?! Беспилотные летательные аппараты

дистанционно-управляемого по про­водам геликоптера-торпеды (в сов­ременной терминологии “вертолета — торпеды”).

Работы по созданию беспилотных ударных летательных аппаратов — самолетов-торпед были продолжены в начале 1920-х годов. После прове­дения испытаний в США нескольких конструкций беспилотных ударных самолетов-торпед для атак больших надводных кораблей это направление было признано бесперспективным и практически полностью закрыто к 1932 году.

Проекты и работы в области авто — матизации военной техники вновь активизировались в нашей стране в начале 1930-х годов. Основными направлениями в создании беспилот­ных управляемых средств были самолеты-мишени и самолеты-бомбы.

Первый беспилотный радиоуправ — ляемый самолет-мишень был создан в Великобритании в 1933 году на базе гидросамолета “Фэйри” (Fairey-IIIF), который прошел успешные испытания на Средиземном море. Впоследствии по результатам всесторонних испы­таний беспилотных самолетов-ми­шеней Королевскими ВМС было заказано 400 специально спроекти­рованных радиоуправляемых мише­ней на базе самолета фирмы "Де Хэвшанд "(De Havilland) “Queen Bee ”, которые были первыми серийными БЛА в мире. В 1940 году по заказу ВМС США был создан самолет — мишень N2C-2 фирмы “Кертис" (Curtiss), который производился серийно.

Создание управляемых беспи­лотных летательных аппаратов велось и в других странах: во Франции, Германии, Италии, однако, работы по широкому спектру авиационной, ракетной, радио — и приборной тема­тикам в 1930-х годах пользовались государственной поддержкой только в СССР и Германии.

В СССР работы по созданию сис­тем автоматического управления бес­пилотными самолетами различного назначения велись с начала 1930-х годов — то есть практически в началь­ный период восстановления народ­ного хозяйства страны и, в том числе, становления отечественной авиацион­ной промышленности. В работах по созданию беспилотных летательных аппаратов, завершившихся созданием опытных и серийных образцов, прини­мали участие КБ и НИИ нескольких отраслей промышленности.

Необходимо отметить, что в

Советском ‘Союзе работы по авто­матической и дистанционно управ­ляемой боевойтехникепроводились с конца 1920-х годов. Автоматизи­рованные и радиоуправляемые сис­темы для оснащения Рабоче- крестьянской Красной Армии (РККА) создавались не только в области авиации, ракетостроения, бронетан — ковойтехники, кораблестроения, но и в ряде других областей.

Разработки ученых оставались не только в опытных экземплярах, в ряде случаев они были приняты на вооружение и использовались в годы Великой Отечественной войны. В частности, в 1930-е годы бы ли созданы аппаратура наведения миноносцев на цель с самолета, телеуправляемые торпедные катера типа Г-5 серии XII (управляемыес береговых станций БУ и с самолетов “волнового управления” МБР-2 спецсерии ВУ, оснашенных телемеханической аппаратурой типа “Кварц”), телемеханические танки МС, Т-26, БТ-5 и другие, управляемые из аналогичных машин управления (образовывавшие так называемые телемеханическиепары), радиоуправ­ляемые мины-фугасы “БЕМИ”, теле­управляемый паровоз (шифр темы “Слон”), радиоуправляемые торпеды “Акула-1” и”Акула-2” и т. п. С 1936 года в разработке Остехбюро и Главэспромом находились телемеха­ническая, управляемая с самолета, и автономная подводные лодки; авто- номноеподводноеспециальное судно АПСС; радиоуправляемая подводная лодка с телевизионной аппаратурой; приборы телемеханического подъема и взрыва минных полей; телемеха­нический корабль-брандер; навига­ционные приборы на инфракрасных лу чах; быстрох одн ы й гл иссер, направ — ляемый по инфракрасному лучу; торпедные катера волнового управ­ления системы “Вольт-Р”; радиоуп­равляемые торпеды типов “РУТ” (РУТ-45) и "Винт”.

В 1937-1941 годах поиски и выявление “вредителей” органами ОГПУ и НКВД привели к тормо­жению и свертыванию почти всех опытных работ в этом направлении, а Великая Отечественная война — их практически полностью прервала. На проведении и продолжении работ существенно отразилась “работа” органов безопасности государства — многие выдающиеся ученые и конст­рукторы были в лучшем случае оторваны от своей работы на долгие годы, во многих случаях они призна­вались “врагами народа” с приве­
дением в исполнение приговора

“суда”.

Начатые в Советском Союзе, несколько позднее чем в США, работы по ударным беспилотным летатель­ным аппаратом велись по нескольким проектам и были практически завер­шены перед началом Великой Оте­чественной войны созданием систем управления, самолетов-носителей, беспилотных аппаратов, пригодных к боевому использованию.

Наибольшего успеха в развитии беспилотной техники к началу войны достигла Германия при значительном начальном отставании в первой половине 1930-х годов от многих стран. В 1939 году немецкими конст­рукторами был создан и успешно испытан беспилотный самолет-раз­ведчик. Входе Второй Мировой войны для вооружения Люфтваффе были созданы многочисленные образцы самолетов-бомб, радиоуправляемых ракет, самолетов-снарядов. Самой успешной разработкой в области беспилотных летательных аппаратов можно считать самолеты-снаряды “ФАУ-1" (V-1), выпускавшиеся серий­но и использованные для нанесения ракетн ых ударов по ряду европейских государств.

Но, даже учитывая и психоло­гическое воздействие, оказанное применением самолетов-снарядов, боевое применение беспилотных летательных аппаратов различных типов и назначения во время Второй Мировой войны показало довольно скромные результаты, поскольку уровень развития техники не обес­печивал необходимых летно-техни­ческих характеристик, точности наведения на цель, надежности всего комплекса БЛА, возможности накоп­ления, передачи или возврата разве­дывательной информации и т. п.

В первые послевоенные годы в Советском Союзе изучались и ис­следовались образцы ракетной тех­ники и летательные аппараты, соз­данные фашистской Германией в период Второй Мировой войны. Трофейные образцы авиационной и ракетной техники, производственное и экспериментальное оборудование, образцы конструкционных мате­риалов и техническая документация, найденные в КБ и на заводах в Германии, в архивах технической документации, были вывезены в СССР, распределены по отечест­венным НИИ и КБ различного про­филя (аналогичные мероприятия были проведены США, Англией, Фран­

цией). На территории Советского Союза были образованы новые спе­циализированные КБ, частично уком­плектованные немецкими специалис­тами: инженерами и конструкторами, для продолжения работ по профилю немецких фирм и передачи опыта советским специалистам. В ряде случаев кроме проведения испытаний трофейных образцов техники созда­вались и испытывались отечественные аналоги. В некоторых случаях выяв­ленные направлен ия развития техники получали дальнейшее развитие при создании новых отраслей промыш­ленности.

Развитие перспективных образцов техники, особенно военного назна­чения, в промышленно развитых странах происходит практически параллельно. Нередко отмечаемую “общность” технических решений в изделиях различных фирм и стран можно объяснить успехами разведки, но в первую очередь определяющими являются поставленные перед разра­ботчиками задачи, уровень развития промышленности, культура проекти­рования и производства, степень международной интеграции при создании проекта…

Отрадно, что в ряде случаев первенство в разработке и создании многих образцов техники, втом числе многих типов беспилотных аппаратов, принадлежит отечественным конст­рукторам.

В Советском Союзе для разра­ботки любого сложного комплекса вооружения требовалось разработать в НИИ соответствующего профиля обоснование создания, технические характеристики и модели боевого применения перспективного образца, определить перечень соисполнителей — разработчиков, изготовителей, поставщиков комплектующих. Науч­но-исследовательские работы при их положительных результатах завер­шались принятием Постановления Совета Министров и ЦК КПСС или Решения Военно-промышленной комиссии Совета Министров. Поста­новлением определялись цели, задачи, назначалось головное предприятие, кооперация разработчиков и произ­водителей, устанавливался контроль за исполнением в назначенные сроки. В основу создания образца техники был положен системный принцип проектирования, при котором Заказ­чик имел дело толькос Исполнителем (заводом-поставщиком), который был обязан представить на государст­венные испытания, проводимые

Заказчиком — Министерством обо­роны, полностью завершенную сис­тему оружия, обеспеченную всеми подсистемами. Следует отметить, что при проектировании первых послево­енных беспилотных аппаратов го­ловной организацией при создании комплекса, как правило, назначалось КБ, создававшее летательный аппа­рат. По мере усложнения бортового и наземного комплексов аппаратуры, как правило, головной организацией назначалось предприятие, ответст­венное за разработку системы уп­равления.

Многие созданные в послевоенные годы системы автоматического и дистанционно управляемого оружия: комплексы зенитных управляемых ракет, противокорабельныеракетные комплексы наземного, авиационного и корабельного базирования, про­тивотанковые управляемые ракеты, управляемые бомбы и т. п., пред­ставляли собой совокупность систем управления и беспилотных летатель­ных аппаратов (БЛА) или дистанци­онно пилотируемых летательных аппаратов (ДП Л А), предназначенных только для поражения целей раз­личных типов. В некоторых случаях на базе этих летательных аппаратов создавались аппараты специального назначения (постановщики помех, разведчики, агитационные и другие).

Появление в СССР в начале 1950-х годов мощных и надежных реактив­ных двигателей сцелало возможным создание на базе освоенных в авиа­строении технологий нескольких типов крылатых ракет средней, большой и межконтинентальной дальности, некоторые из которых выпускались серийно.

В США и Франции в конце 1950-х — начале 1960-х годов, а позднее и в ряде других стран некоторые модели беспилотных аппаратов, использо­вавшихся ранее в качестве мишеней, были модернизированы и переобо­рудованы в разведывательные аппа­раты, использовавшиеся многие годы в составе беспилотных комплексов разведки.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов специалистами и военными аналитиками США высказывались предположения, что ВВС в основном будут состоять нз телепилотируемых летательных аппаратов. К концу 1970-х годов взгляды изменились — БЛА и ДПЛА стали рассматриваться в качестве дополнения к боевым самолетам и как самостоятельно функционирующая система оружия.

Во время арабо-израильской вой­ны 1973 года была показана возмож­ность использования БЛА для проти­водействия современным системам ПВО.

Быстрое развитиетехники и техно­логий в послевоенное время и опыт использования БЛА в реальных боевых условиях локальных конф­ликтов послужили предпосылкой для создания беспилотных систем на качественно новом уровне. Разра­ботка и промышленный выпуск малогабаритных бортовых систем управления и передачи данных, специальной аппаратуры сущест­венно расширили области исполь­зования и возможности беспилотных летательных аппаратов.

В настоящее время состояние экономики нашего государства не позволяет в полной мере проводить работы по разработке, созданию и широкому использованию беспилотной техники. Это очень печально, так как именно в конце 1980-х — начале 1990-х годов в Советском Союзе были разра­ботаны, испытаны и поставлены в войска образцы военной техники действительно мирового уровня, вклю­чая и комплексы беспилотных летатель­ных аппаратов различного назначения.

Имеющие место тенденции уста­ревания не только производственного оборудования, но и увеличения среднего возраста сотрудников НИИ, КБ, работников заводов могут серь­езно отразится и в области создания ДПЛА — перспективного вида оружия, средства разведки и наблюдения. В то же время в США создано Управление, которое занимается развитием и совершенствованием беспилотной техники, начаты разработки беспи­лотных разведывательных средств с использованием самых современных технологий и достижений радио­электроники. Ожидается создание миниатюрных летающих аппаратов для разведки оперативной зоны соприкосновения противоборствую­щих сторон, которые не будут обна­руживаться современными средст­вами противовоздушной обороны…

Чем ответит Россия в области создания беспилотных летательных аппаратов, кто будет Заказчиком, Разработчиком и Производителем перспективных отечественных много­целевых, разведывательных и народ­нохозяйственных беспилотных лета­тельных аппаратов в условиях рефор­мирования науки и производства, проведения военной реформы — пока­жет время.

ПредысторияС самого начала применения аэропланов и воздушных судов в боевых действиях и, в особенности при выполнении ударных операций, стал вопрос о сохранности в условиях реального противодействия против­ника экипажей, пилотирующих бое­вые самолеты.

Одним из возможных способов решения проблемы стало создание беспилотных ударных летательных аппаратов, которые оснащались автономными программными средст­вами управления в полете или управ­лялись дистанционно по радио и имели автоматическиесистемы стаби­лизации.

25 января 1916 года один из оружейных мастеров Амурской реч­ной флотилии известил начальство о своем изобретении военного харак­тера. На рассмотрение был предло­жен аппарат3, н, способный лететь по воздуху несколько часов на желаемой высоте без всяких машин и людей, который мог автоматически бросать бомбы на желаемую дистанцию, а при выпуске всех бомб взрываться для гарантии сохранения секрета от неприятеля. Командир флотилии признал желательность сборки опыт­ного образца аппарата на одном из уральских заводов, проектбыл послан на утверждение в Петроград в Мор­ское министерство…

Одно из первых упоминаний об отечественном беспилотном (дистан­ционно-пилотируемом) летательном аппарате — управляемой воздушной мине — относится к сентябрю 1916 года. Штабс-капитаном Яблонским был разработан проекти начата постройка беспилотного летательного аппарата с мотором для доставки мины к цели. Судя по тому, что первая попытка передачи радиосигнала с самолета была успешно осуществлена инженер — полковником Д. М.Сокольцевым в России в 1911 году на Гатчинском аэродроме, можно предположить наличие радиоуправления и на разра­батывавшемся аппарате Яблонского. Трагическая гибель автора в декабре 1916 года практически положила конец работам по этому проекту.

В 1917 году (в [22] указано — Перед Первой Мировой войной), работав­ший ранее техником-конструктором на заводе “Сименс-Шуккерт” в Петро­граде прапорщик запасного Латышс­кого стрелкового полка Х. Г.Берлаид

Берланда (проект)

разработал проект дистанционно пилотируемого геликоптера-аэро­мины. Им велось проектирование и была предпринята попытка построй­ки дистанционно управляемого по проводам геликоптера-торпеды. Ра­бота не привела к созданию свободно­летающего беспилотного летатель­ного аппарата, но это была, по всей видимости, первая попытка реали­зации идеи “летающей торпеды” с несущими воздушными винтами. Геликоптеры, по замыслу конст­руктора, должны были применяться для перехвата самолетов противника с “миновыпускных станций”, распо­ложенных в трех-четырех километрах от линии фронта на расстоянии около 10 км друг от друга. Для облегчения визуального наблюдения на аппарате должны были устанавливаться трас­серы. Управление геликоптером, оснащенным двигателем внутреннего сгорания, автоматическим стабилизи­рующим устройством и боевым за­рядом, предусматривалось в двух вариантах: проводное (длина провод­ной линии до 8 км) или радиоуправ­ление, обеспечивавшее больший радиус действия. К дальнейшей разработке было принято проводное управление (после подрыва боевой части аппарата поддерживаемые воздушным змеем провода предпо­лагалось сматывать и использовать повторно). Проектбыл представлен в

Министерство торговли и промыш­ленности для получения привилегии (патента) и в Центральный военно — промышленный комитет, где получил одобрение23.

В 1917 году москвич Н. Г.Мсти — славский прислал в Управление Во­енно-воздушного флота проект теле­механически управляемой аэромины — разведчика. Летательный аппарат типа "аэроплан-геликоптер" согласно проекту мог взлетать с места с летчиком или без такового, а также просто висеть в воздухе. Аппарат мно­горазового применения после нане­сения бомбового удара должен был возвращаться к пункту управления (или самоликвидироваться в исклю­чительной ситуации). Радиус действия аппарата с применением облегченной бортовой радиостанции — более чем ви­димый горизонт. Предлагаемый при­борный комплекс должен был обес­печить передачу на наземный пункт управления показания стрелок баро­графа, компаса; усовершенствован­ный телефот должен был передавать на расстояние рисунок, полученный автосинематографическим прибором. Кроме того, малоразмерный, мало­шумный аппарат, оснащенный па­рогазовой турбиной с каталитическим горением, должен был обладать малой заметностью в воздухе благодаря специальным материалам обшивки (оболочки) корпуса23-.

Занятость промышленности Рос­сии в годы Первой мировой войны выпуском военной продукции, рево­люционные события, Гражданская война и последовавшие за этими событиями годы разрухи замедлили поиск новых технических решений и создание беспилотных летательных аппаратов.

Уже в Советской России в системе НТО ВСНХ 9 августа 1921 года гю инициативе В. И.Бекаури — изобрета­теля с дореволюционным стажем в Петрограде было создано Особое Тех­ническое Бюро (ОТБ или Остехбюро, впоследствии — опытный завод N379 НКАП). Авиационное подразделение ОТБ возглавлял Н. Ф.Найденов®.

К работам в области радиотеле­механики Остехбюро приступило в марте 1922 года. Был создан специаль­ный отдел волнового управления в составе физико-электротехнической части. Кроме управляемых по радио торпедных катеров, танков, паро-

Подпись: Планер ПСН (вариант 1936 года)ПредысторияПодпись: Принципиальная схема размещения оборудования планирующей торпеды ПТПредысториявозов, гусеничных тягачей, охранных приборов и радиоуправляемых мин велись работы по управляемым летательным аппаратам и пунктам воздушного управления — самолетам “волнового управления” (ВУ).

Большой объем проектных и иссле­довательских работ, широкая номен­клатура радиоуправляемой военной техники привели к росту бюро — к середине 1930-х годов численность сотрудников Остехбюро достигала 1700 человек. В дальнейшем, на базе ОТБ и его Московского отделения создаются Телемеханический инсти­тут в Москве с филиалом в Ленин­граде, Институт специального авиа­ционного вооружения и Минно­
торпедный институт (НИМТИ) в Ленинграде среди опытно-исследо­вательских работ которых значились и “воздушные торпеды”.