РАЗМЕЩЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ РАБОТ ПО ФОРМАМ ТОиР ВС

После выбора оптимального варианта выполнения перечня целевых работ в заданной конструктивной зоне ВС на каждой из форм ТОиР необходимо опти­мизировать совокупность таких перечней в последовательности их выполнения в процессе отработки ВС установленных ресурсов (сроков службы). Оптималь­ный вариант выполнения целевых работ будет представлять однозвенную во времени маршрутную технологию выполнения целевых работ последователь­ным переходом от одного конструктивного элемента к другому. При этом каж­дому элементу, входящему в перечень целевых работ, инцидентных этим эле­ментам и подлежащих выполнению на данной форме ТО (или Р) в данной кон­структивной зоне ВС, присваивается индекс, характеризующий место этого эле­мента и, соответственно, инцидентной ему целевой работы, в данной технологи­ческой цепи.

Из рассмотренных в разделе 4.1 методов формирования структуры форм ТО (или Р) следует, что каждая последующая форма ТО (или Р), в зависимости от конкретных условий эксплуатации ВС, включает определенный перечень целе­вых работ, выполняемых на предыдущей форме ТО (или Р) в данной конструк­тивной зоне ВС. В связи с этим технологическую последовательность выполне­ния целевых работ каждой последующей формы ТО (или Р) можно представить как ответвление от оптимального маршрута выполнения целевых работ преды­дущей формы, начинающееся со звена определенного индекса, учитывая, что целевые работы базовой формы ТО (или Р) входят в каждую последующую форму в полном объеме Тогда объединенная совокупность оптимальных вари­антов выполнения работ в данной зоне при последовательном выполнении цик­ла форм ТОиР представляется как разветвленный процесс, описываемый в тео­рии графов технологическим деревом. Каждой вершине технологического дере­ва и каждому узлу его ветвления соответствует конкретная целевая работа ТО (или Р), оптимальная последовательность выполнения которой определяется маршрутом от основания дерева к данной вершине, а удаление вершины от ос­нования определяется ВГН ВС для данной работы ТО (или Р). При этом узлы разветвления маршрутов определяют места деления вспомогательных работ, общих для всех ветвей, расположенных выше данного узла, на вспомогательные работы, обеспечивавшие выполнение целевых работ непосредственно каждой ветви выше этого узла. При взаимной кратности потребной периодичности вы­полнения всех целевых работ, находящихся на одном маршруте от основания до вершины рассматриваемой ветви дерева, оптимальный маршрут выполнения каждого перечня целевых работ данной конструктивной зоны для каждой по­следующей формы будет формироваться последовательным удлинением мар­шрута предыдущей формы за счет включения ветвей, более удаленных от осно­вания дерева. Однако для технологически взаимосвязанных работ, в случае не — кратности периодичности их выполнения, указанная последовательность фор­мирования перечней целевых работ на каждой форме ТОиР не всегда будет оп­тимальной с точки зрения трудозатрат за период эксплуатации ВС, охватываю­щий полный цикл форм ТОиР. Проиллюстрируем это утверждение,

В процессе эксплуатации ВС с кессонной конструкцией крыла для выявле­ния очагов коррозионного поражения конструктивных элементов крыла часто возникает необходимость в периодическом контроле состояния внутренней гер­метизации топливных кессонов крыла. С другой стороны, по условиям устало­стной выносливости продольного силового набора крыла требуется периодиче­ский контроль стенок лонжерона крыла на отсутствие усталостных поврежде­ний. Обе целевые работы требуют выполнения общей вспомогательной работы — вскрытия кессонов крыла. Трудоемкость выполнения каждой из указанных це­левых работ по контролю состояния составляет несколько нормочасов, тогда как выполнение общей вспомогательной работы по обеспечению доступа к конст­рукции для проведения контроля состояния — несколько десятков или сотен нормочасов. Очевидно, что в случае взаимной некратности ВГН самолета, опре­деляющих периодичность выполнения данных целевых работ, проведение каж­дой из них будет сопровождаться выполнением указанной вспомогательной ра­боты на разных формах. Совмещение этих целевых работ на одной форме ТО (или Р) при наработке соответствующей потребности выполнения работы с меньшей ВГН приведет к более частому, чем необходимо для обеспечения тре­буемого уровня безопасности полетов, выполнению другой целевой работы, но позволит сократить суммарное количество выполнения общей вспомогательной работы за ресурс (срок службы) ВС в целом. Это, в конечном счете, приведет к суммарному сокращению удельных трудозатрат на ТОиР этих элементов.

В общем случае, трудоемкость выполнения целевой работы О,- , выполняе­мой при ТОиР элемента ФС ВС, складывается из постоянной и переменной со­ставляющих. Постоянная составляющая трудозатрат не зависит от технического состояния объекта обслуживания и определяется технологией выполнения целе­вых работ и организацией процессов обеспечения технической эксплуатации. Эта часть целевой работы неизменно выполняется в установленном порядке на каждой форме ТО (или Р), на которой выполняется заданная целевая работа. Примером постоянной составляющей трудозатрат на выполнение целевой рабо­ты являются работы, связанные с контролем состояния, измерением количества рабочих тел, вскрытием люков и т. д. В частном случае выполнение целевой ра­боты может быть связано с наличием только постоянной составляющей трудо­затрат. Например: заправка, смазка, замена агрегатов по выработке ресурса.

Переменная составляющая трудозатрат на выполнение целевой работы оп­ределяется техническим состоянием объекта и появляется с вероятностью, рав­ной вероятности наличия потребности в выполнении данной работы, например, устранение неисправностей, ремонт, замена агрегатов по результатам контроля ит. д.

Следовательно, общую трудоемкость выполнения целевой работы можно представить как

T(p,)=T-(o,)+T’(p,) P0l(т=»() , (5.66)

где Т(Оі) — трудоемкость выполнения целевой работы;

Т*(О,) — м. о. трудозатрат на выполнение постоянной составляющей целе­вой работы 0(;

т;(р,) — м. о. трудозатрат на выполнение переменной составляющей целе­вой работы О,;

Рої ■ — вероятность выполнения переменной составляющей целевой работы

при наработке объекта, равной г,.

Рассмотрим простейший случай [2]. Пусть имеются только две технологи­чески взаимосвязанные целевые работы О, и О, (рис. 5.5).

image80

Рис. 5.5. Размещение целевых работ по формам ТОиР

Периодичность выполнения форм задана и составляет г, а полный цикл на­работки ВС, включающий все формы ТО (или Р) в соответствии с режимами ТО (или Р) дифференцированными по наработке (ДПН), равен t„. Пусть из условий обеспечения требуемого уровня безопасности полетов определено, что работы О, и Oj, должны выполняться не реже, чем с интервалом tj и tj соответствен­но, причем г, и tj кратны т, но не кратны между собой.

Пусть необходимость выполнения работы О, повторится в пределах t„ цикла режимов ДПН п раз, а работы О, — m раз.

Выполнение работы О, сопровождается выполнением вспомогательной ра­боты Т*, а выполнение работы Oj — вспомогательной работы Т* . Выполнение любой из указанных работ сопровождается выполнением общей вспомогатель­
ной работы Ту . Тогда трудозатраты на раздельное выполнение каждой из ука­занных целевых работ на разных формах ТОиР за полный цикл режимов ДПН составят:

Т{0,Ыт; +Т’* +7і'(0,)+2/(0()-Р0|(тІ = *,)]«;

r(Ojh 1Ти + TJ + тї(°j) + тг (<Oj )• PQj (ty = tj)] m,

где Ту — м. о. трудозатрат на выполнение общей вспомогательной работы Ту,

Т*, Tj — м. о. трудозатрат на выполнение вспомогательных работ, свойст­венных непосредственно каждой из целевых работ; п, тп — целые части чисел tH / /, и /н/1} соответственно.

Суммарные трудозатраты на раздельное выполнение каждой целевой работы О, и Oj за полный цикл режимов ДПН составят:

Подпись: (5.68)h =T*{n + m) + [Т* + Т* (Ot) + Т2Х {О,) • PQi (т, = t,)] и + + [TJ +Ti*(0J)+T2′{0J)P0i(xj=tJ)]m.

ТоЬщ =ТТ-п + Т* + Т*(О,-) + Т£(О,)■ Р0) (т=f,)]« +

+ V;+тЛоМп(о,)р0і(ту =о]«.

Подпись: Oj, имеем Подпись: (5.69)

При совместном выполнении целевых работ О,- и Oj на одной форме ТО (или Р) с периодичностью Ту, равной меньшей из Ті и Tj, и учитывая, что при этом изменится вероятность выполнения переменной составляющей целевой работы

Вычитая (3.35) из (3.36) получим:

ЬТ = Т;-т + [т; +T*(Oj)]{m-n)+T2*(Oj)[P0j{Tij=tJ)m-P0(xij=ti)nl

(5.70)

Если АТ >0, то при совместном выполнении целевых работ О, и О, на од­ной форме ТО (или Р) достигается сокращение общих трудозатрат за полный цикл форм ТО (или Р) в сравнении с раздельным выполнением указанных целе­вых работ на разных формах при размещении этих работ по формам без учета технологической взаимосвязанности условий выполнения этих целевых работ.

Очевидно, что любое ветвление технологического маршрута выполнения це­левых работ в последовательности выполнения цикла форм ТО (или Р) на осно­ве режимов ДПН сводится к рассмотренному случаю или к случаю, когда одна вспомогательная работа является общей для нескольких целевых.

Перераспределение работ по формам ТОиР с целью сокращения суммарных удельных трудозатрат на их выполнение посредством рационального размеще­ния технологически взаимосвязанных работ по формам ТОиР в каждой конст­руктивной зоне ВС производится по следующему алгоритму:

1. Определяется последовательность выполнения целевых работ на каждой форме ТО (или Р) в соответствия с алгоритмом, рассмотренным в разд. 5.4.1.

2. Строится технологическое дерево последовательности выполнения всех целевых работ в данной конструктивной зоне ВС за наработку ВС, равную пол­ному циклу форм ТОиР. При этом весом каждой вершины и узла ветвления яв­ляются трудозатраты на выполнение непосредственно целевой работы, весом каждой ветви являются трудозатраты на выполнение вспомогательных работ, а узлы ветвления определяют общие вспомогательные работы для двух или не­скольких целевых.

3. С помощью выражений (5.68) — (5.70) для каждого узла ветвления тех­нологического маршрута определяется в направлении от вершины дерева к ос­нованию, рациональная по трудозатратам группировка работ по формам и про­цедура продолжается до тех пор, пока правая часть выражения (5.70) остается положительной. При этом на каждом последующем этапе процедуры для одной из сравниваемых вершин используются результаты предыдущего.

Основанием для применения алгоритма служит всякий узел ветвления тех­нологического маршрута, для любой из ветвей которого общая вспомогательная работа для выше расположенных вершин составляет 50% и более от общих тру­дозатрат на разовое выполнение целевой работы данной ветви.

Таким образом, в данном разделе рассмотрены процедуры формирования режимов ТОиР с учетом технологичности конструкции ВС, его систем, изделий и оборудования с целью оптимизации суммарных удельных трудозатрат на ТОиР ВС в целом.

Предложенные решения задачи обеспечивают формирование оптимальных режимов ТОиР в различных условиях эксплуатации ВС и применительно к су­ществующим в каждом авиапредприятии организационным и технологическим условиям обеспечения технической эксплуатации ВС.