16, Наложение бензелей и найтовов

Бензелем называется перевязка дву5і> тросов линем или тонким тросом, а найтовом перевязка тросом двух или не­скольких деревянных частей, а также соединение тонким тро­сом двух тросов, направленных друг к другу навстречу и кон­чающихся очками (огонами). Способы наложения бензелей и найтовов ничем не отличаются друг от друга,

16, Наложение бензелей и найтовов

Бензеля по месту и способу их наложения носят различные названия: круглый или прямой, полубензель, коренной, плоский, стопорка.

Круглый или прямой — служит для соединения двух тросов, идущих рядом. Для этого оба троса прижимают друг к другу посредством драйков или машинки, употребляемой для слома такелажа. Когда тросы плотно сойдутся, их покрывают древесной смолой и обвертывают парусиной, после чего при­ступают к наложению бензеля.

Подпись: Рис, 235. Коренной бензель Рис. 236. Коренной бензель

Линь, которым кладется бензель, имеет на одном конце не­большое очко, другой конец обносят вокруг тросов и продерги­вают в очко. Обтянув вторую образовавшуюся затяжную петлю, начинают накладывать шлаги бензеля один подле другого, при этом обтягивают все шлаги одинаково туго (рис. 233). Когда бензель по длине примет надлежащий размер, на него кладут

Подпись: Рис. 237. Плоский бензель (найтов) Подпись: Рис. 238. Сгопорка

протаску (сложенный вдвое тонкий линь) петлей к началу бен­зеля и поверх нее располагают второй ряд шлагов, которые кладутся также линем, как и первые шлаги, но в другую сторону; когда конец (ходовой) дойдет до конца протаски, его продевают в петлю с некоторой слабиной, затем другие концы протаски втягивают и продевают под верхний ряд шлагов бен-

зеля. Чтобы бензель не расползался, его крыжуют, т. е. вяжут поперек бензеля задвижной штык и свободный (ходовой) конец прихватывают к одному из тросов (рис. 234).

Полуб. ензелъ — тот же прямой бензель, но шлаги его по­ложены в один ряд и свободные концы протаски пропущены сквозь начальное очко бензеля. Иногда ходовой конец бензеля, для того чтобы шлаги’ не расползались, продевается в виде
зигзага между крайними шлагами поверх средних. Такой полу — бензель называется также бензелем со змейкой (рис. 235).

Коренной бензель служит для связывания двух пере­секающихся тросов. Этот бензель всегда кладется с крыжом (рис. 236). При наложении коренного бензеля необходимо, чтобы крайние шлаги были несколько слабее средних, для того чтобы при натяжении тросов, соединенных бензелем, шлаги последнего подверглись одинаковому натяжению.

Плоский бензель, или найтов, служит для связывания двух тррсов, идущих друг к другу навстречу, при этом тросы должны оканчиваться очками.

Чтобы положить такой бензель, берут тонкий трос и продер­гивают один конец в правое, затем в левое очко; при этом следует наблюдать, чтобы конец продергивался все время сверху или все время снизу, вследствие чего шлаги будут перекрещи­ваться (в виде восьмерок). Когда положено достаточное числе

16, Наложение бензелей и найтовов

Ряс. 339. Бензель проволочного троса

шлагов, бензель крыжуется тем же тросом обоими концами. По окончании крыжевания концы связывают и пробивают в бензель, на пробитых концах вплотную к бензелю делают полуколесо или простой кноп (рис. 237).

Стопочка служит для скрепления двух смежных тросов и кладется йз нескольких свитых каболок (шкимушка) в виде восьмерки. Когда положено достаточное число шлагов, стопорку крыжуют, как прямой, бензель (рис. 238).

Бензель из проволочного троса накладывается не­сколько иначе, чем из троса растительного волокна. Вензель из проволочного троса всегда накладывают серединою вокруг обоих тросов, один конец бензеля протягивают по тросу, а другим кладут шлаги поверх первого. Когда вторым концом будет положено достаточное количество шлагов, его пробивают по­мощью драйка между частями троса, после’ чего первым кладут верхний ряд шлагов и конец его пробивают навстречу второму концу. Приготовления перед наложением бензеля делают те же, что и при тросе, спущенном из растительного волокна. Трос для

бензеля употребляют мягкий. Шлаги обтягиваются помощью му* шкетеля или средней частью драйка. При наложении бензеля следует с большим вниманием наблюдать, чтобы на тросе, кото­рым кладут бензель, не образовалось колышков, которые нельзя будет расправить (рис. 239).