Разведывательные ДПЛА. нетрадиционных схем
Группа инженеров фирмы “Аэротон” подруководством А. Х.Каримова разрабатывает ДПЛА, предназначенный для поиска полезных ископаемых, разведки навигационных условий и т. д. Аппарат, оснащенный двумя поршневыми двигателями мощностью около 450 л. с каждый, имеет оригинальную компоновку. По предложению НТЦ “Резонанс” планер аппарата может быть использован для размещения по периметру встроенных антенн обзорного радиолокатора. Длинноволновую РЛС “Резонанс”,
создаваемую под руководством
Э. И.Шустова, предполагается использовать для обнаружения самолетов на дальности до 500 км от носителя. Использование новых методов обработки радиолокационной информации позволит обнаруживать и самолеты, созданные с использованием технологии “Стеле” (Stealth)7*.
В начале 1998 года совершил первый полет пилотируемый четырехместный аппарат необычной конструкции, сконструированный тюменским конструктором А. Фили — моновым. Предполагается, что этот аппарат послужит прототипом и базовой моделью при создании ряда аппаратов с шасси на воздушной подушке с грузоподьемностью до 400 тонн. С использованием компоновочных и технических решений предполагается построить и дистанционно пилотируемый летательный аппарат “ИНАЛЕТ-Д”, предназначенный для ведения воздушной разведки, корректировки артиллерийского огня. По заявленным разработчиками характеристикам при взлетной массе 143 кг и скорости полета до 200 км/ч ДПЛА будет иметь дальность полета 200 км. По приводившимся данным длина аппарата — 3 м, рамах крыла — 3,6 м
Последние разработки новых разведывательных комплексов на базе беспилотных летательных аппаратов различных конструкций, проводимые целым рядом НИИ и конструкторских бюро, неоднократно демонстрировались на международных выставках. Более подробное описание их конструкции, функциональных возможностей бортовой аппаратуры можно найти в отечественной и зарубежной литературе, перечень которой приведен в конце издания.
Бурное развитие систем противовоздушной обороны, которое началось с Первой мировой войны, привело к необходимости создания беспилотных летательных аппаратов — мишеней для тренировок расчетов зенитных (противоаэропланных — по терминологии начала XX века) средств: зенитных пулеметов, зенитной ствольной артиллерии. Позднее — с середины века — мишени создавались для тренировок операторов систем наведения управляемых зенитных ракет и экипажей истребителей — перехватчиков с ракетным вооружением для проведения учебно-боевых стрельб в условиях, максимально приближенных к реальной боевой обстановке по интенсивности налета имитируемых средств воздушного нападения, радиоэлектронному противодействию и т. д.
В Советском Союзе работы по созданию системы автоматического управления “телемеханическими’’ (по терминологии того времени, дистанционно-управляемыми или беспилотными — по современной терминологии) самолетами-мишенями велись с начала 1930-х годов организациями Народного комиссариата тяжелой промышленности, позднее — Наркомата оборонной промышленности (с 1939 года — нескольких оборонных наркоматов), а позднее министерств оборонного и военно-промышленного комплексов страны.
Для тренировки летчиков-истре — бителей и расчетов зенитных батарей ПВО с начала 1930-х годов кроме традиционных мишеней — “конусов”, буксируемых за самолетами на длинных тросах, создавались радиоуправляемые мишени на базе переоборудованных серийных самолетов. В частности, в 1934 году, под руководством профессора Г. Н.Никольского была разработана аппаратура автоматического управления для учебного самолета У-2. Самолет предназначался в качестве самолета — мишени для тренировок расчетов зенитных артиллерийских и пулеметных батарей Красной Армии. Аппаратура управления разрабатывалась в ленинградском НИИ-20. До войны был испытан и радиоуправляемый вариант учебного самолета УТ-
I. Предполагался серийный выпуск самолетов-мишеней, который по ряду причин не был реализован.
В силу Того, что с конца 1930-х годов до осени 1945 года расчеты зенитной артиллерии Красной армии вели огонь по воздушным и наземным целям в боевых условиях, острая потребность в мишенях новых типов в эти годы не испытывалась.
К разработке беспилотных мишеней вернулись после окончания Великой Отечественной войны. Первоначально для тренировок расчетов зенитной артиллерии и летчиков истребительной авиации было продолжено развитие буксируемых за самолетами на тросе мишеней, как наиболее дешевых и наименее трудоемких в изготовлении. Применение мишеней данного типа было возможно до появления первых образцов управляемого ракетного оружия.
Появление на вооружении Советской Армии первого поколения зенитных управляемых ракет и авиационных управляемых ракет класса “воздух-воздух” с системами радиоко — мандного наведения и различными системами самонаведения значительно увеличило дальность поражения воздушных целей. Применение буксируемых воздушных целей при отсутствии в большинстве случаев возможности не только визуального наблюдения цели, но и проведения селекции цели по углам и дальности при ее сопровождении радиолокационными средствами создавало реальную возможность наведения ракет на самолет-буксировщик
Для осуществления учебно-боевых стрельб зенитными ракетными комплексами и авиационными ракетами разрабатывались ракетные и планирующие неуправляемые мишени, запускаемые с самолета-носителя, управляемые самолеты-мишени и ракеты-мишени, запускаемые со
специальных самолетов-носителей или наземных пусковых установок, а также другие типы мишеней. Мишени разрабатывались и выпускались и на базе управляемых и неуправляемых ракет различных типов, отслуживших назначенный гарантийный срок или снимаемых с вооружения.
Мишени создавались для Войск ПВО страны, ПВО Сухопутных войск, ВМФ для имитации типовых воздушных целей и перспективных средств воздушного нападения. Практически каждая современная мишень за счет дополнительного оборудования может имитировать воздушные цели нескольких типов с различными летными характеристиками, траекто- риями движения и эффективной поверхностью рассеяния с вариацией траектории полета. Специальные средства позволяют увеличить “замет — ность” мишени в инфракрасном диапазоне, организовать помеховую обстановку для РЛС обнаружения и наведения.
Войска ПВО страны использовали мишени, которые имитировали самолеты стратегической и тактической авиации, постановщики активных и пассивных помех РЛС, крылатые ракеты, высокоточное оружие, а в последнее время и баллистические ракеты. Типовыми мишенями для ПВО Сухопутныхвойскбыли мишени, которые по своим характеристикам близки или превышали возможности тактической авиации, беспилотных средств разведки, боевых вертолетов, оперативно-тактических баллистических ракет. Для флота создавались мишени-имитаторы крылатых противокорабельных ракет, самолетов-носителей противокорабель ных ракет, самолетов-торпедоносцев и бомбардировщиков.
Управляемые мншеии
специальной разработки
Одним из первых послевоенных отечественных летательных аппаратов специализированного назначения стал самолет-мишень многоразового испо іьзования Ла-17 (изделие “201”), разработанный в ОКБ-301 под руководством главного конструктора С. A Лавочкина**
По Постановлению Совета Министров СССР от 10 нюня 1950 года для отработки боевого применения создаваемого в то же время первого отечсственного многоканального зенитно-ракетного комплекса системы С-25 "Беркут" создавался самолет — мншень “201" и наземный комплекс управления им для іімиїацнн реальных воздушных целен
Руководиіслем рабої по проекту Ла-17 был назначен 11 А Меркулов, позднее работами руководил А. Г. Чесноков. После разработки конструкторской документации и нзі он овлення опытных образцов в 1951 году бы ш начаты наземные испытания комплекса мишени, се наземного и боргового оборудования. Летные испытания МІННСІІИ проводились с 13 мая 1953 года на испытательном полигоне ВВС во Владнмировксн завершились » первой половине 1954 года После проведения в июле — сентябре 1954 года Государегвенных испытаний мишень была передана в серийное производство. Выпуск мишеней Ла-17 сначала опытных, я затем и серийных Ла-17А производится с 1952 до 1956 года на авиазаводе №47 в Оренбурге. Прямоточный воздушно — реактивный двигаїсль РД-900 для мишени был разработан в ОКБ-670 МАП главного конструктора М. М.Бондарюка. Д тя эффективного проведення ночных стрельб мишень оснащалась световыми и дымовыми трассерами.
Первоначально для пуска мишеней Ла-17 использовались переоборудованные тяжелые бомбардировщики Ту-4. Запуск мишени производился на высоте 7000-8000 м. Существенным недостатком Ту-4 в роли самолета-носителя мишеней было большое время набора высоты, необходимой для сброса мишеней — около 2 часов, что было обусловлено низкой скороподъемностью бомбардировщика.
Дистанционное управ теніте мишенью Ла-17 (и всех се последующих модификации) осуществлялось с наземного командного пункта —
Беспилотные мишени
станции МРВ. Для надежности применения мишенного комплекса нс пользовались две однотипные стан ции. Для слежения за пространственным положением мишени применялись штатные РЛС кругового обзора типа П-30, использовавшиеся РТВ Войск ПВО страны, или сіанции орудийной наводки типа СОН-4РР. Для нового варианта мишени Ла-17М были развернут ы работы по созданию наземной старзовой установки.
На базе колесной повозки 100-мм зенитной пушки КС-19 была создана наземная пусковая установка с фиксированным углом пуска. Прорабатывался и был реализован вариант пусковой установки с углом запуска мишеней 20"+/-10*. Буксировка пусковом установки осуществлялась колесным тягачом ЯАЗ-214 (КрАЗ-214 позднее использовался КрАЗ-255). Кроме передвижной наземной ПУ была разработана и применялась на полигонах стационарная пусковая установка. Старт мишени Ла-17М производился с использованием стартовых пороховых ускорителен.
Поставка мишеней па полигоны с завода-изі отовнтеля производилась в деревянных ящиках с часшчнмм демонтажем конструкции. Заводская консервация мишени обеспечивала сохранность изделия при хранении в течение 2,5 лет. Транспортировка мишеней па полигонах с технической позиции на с гартовую осуществлялась иа специальном автопоезде, состоявшем из авгомобиля-тяіача КрАЗ (различных моделей) и двухосного прицепа.
Приземление мишени "201”, в случае сохранения возможности ее нормального фуикиномпровапия после применения зеншных средств, должно было осуществляться на специальном парашютно-реактивной системе. Но посадочная система не была отработана вовремя с достаточной степенью надежности и на серийных мишенях посадка производилась на корпус двиі атсля при уменьшении вертикальной скорости за счет вывода мишени на большие углы атаки непосредственно перед посадкой. В ряде случаев после такой достаточно жесткой посадки для повторного применения мог быть использован и двигатель, ресурс которого был рассчитан на 2-6 полетов, однако, ira практике восстановление для повторного использования мишеней происходило крайне редко, двигатели подлежали восстановлению исключительно редко.
виріши мишени с наземным стартом с передвижном установки с применением оарювых твердотопливных ускорите чей П РД-Ч8. Летные испытания новой мншенп начались в 1956 году. Выпускавшаяся серийное 1958 по 1964 года мишень “203" в 1960 году была принята на вооружение под обозначением Ла-17М и широко прнмсня іась в различных видах Вооруженных Сил страны и позволяла цитировать воздушныеиелиеэффек — I напой поверхностью рассеивания о і 0.6 до 25 (от 3,2 до 40) м’, которая варьировалась установкой соответствующего количества линз Л юнеберга или уголковых оіражаїслей. Осна
щение мншенн трассерами позволячо исіребнтелькон авиации проводить дневные н ночные сірен. бм; при установке соответствующей специальной аппараіурм мишень Л а-17 могла имитировать самолсты-поста — новщнкн помех. В да іьнейшемнабазе планера мишени “203" был разработан беспилотный разведчик “204" (Ла-17Р, см. предыдущий раздел).
В 1962 году было начато проектирование мишени "202” с широким диапазоном высот применения, позволившей имитировать цели, как летящие па высотах до 18000 м, так н матовысотныс с высотой полета более 100 метров. Посадка згой мишени
производилась иа лыжи-полозья с мягким наполнителем, закрепленные на корпусе двигателя, что позволяло осуществлять многократное ее использование. Мишень с двій атслсм РД-9ВК, увеличенной продолжительностью полета, с доработанной системой автоматической посадки после проведения испытаний под обозначением Ла-17ММ была с 1964 года запушена в серийное производство иа авиазаводе в Оренбурге”-‘к.
Силами конструкторов ОКБ-301 до 1967 года разрабат мвался у инфицированный вариант ДГ1ЛА Ла-17У — мишень п беспи понімій разведчик на базе единого планера, который так н не вышел из проектной стадии.
С середины 1970-х годов в ОКБ “Сокол” (г. Казань) под руководством А. II. Осокина разрабаїьівалась н с 1978 года па Оренбургском авиазаводе серийно выпускался вариант мншенп “202М” (войсковое обозначение — Ла-17М. М, Лн-17К) с двигателем Р-ПК-300 (P-І 1Ф2С-300).
Продолжительное! ь полета мишени 23-61 минута, что позволяет осуществлять работу по мишени нескольким экипажам самолетов-исірс — бителей пли одному экипажу атаковать се несколько раз. В состав мишени Лл-17К входят линзы Лю — нсбсріа, ірасссрьі, аппаратура измерения величины промаха, при необходимое і и устапавлнв іюіся автоматы отстрела ПК-ловушск.
Выпуск всех модификаций мн — шепен семейства Ла-17 прекращен в середине 1993 гола, но использование мишеней, имеющихся на технических базах, продолжается до пасюяшсго времени.
Мишспн Ла-17 различных модификаций использовались нс только в Советской Армии, они поставлялись в страны Варшавского Договора. В Китае мишень Ла-17 с незначи — іельньїмн изменениями в конструкции в нескольких модификациях, позволяю них использовать базову ю модель как многоцелевую, производилась серийно до последнего времени.
Разработкой мишенных комплексов занималось ОКБ "Звезда", в основном известное как проектант авиационных тактических ракет — семейств Х-23. Х-25 н др. В музее ПО “Стрела-Звезда” (г. Калнпнш рад. Московской обл.) представлены модели нескольких типов мишеней — имитаторов воздушных целей.
Мишени — имитаторы целей ИЦ-59 н ИЦ-59В имеют практически однотипную конструкцию планера с
www. vokb-Ia. spb. ru — Самолёт своими руками?!
_______ Беспилотные мишени
ЖРД. по первая оснашасіся стартовыми і всрлотопливными ускорителями. ИМССІ крыло большей площади и стартует с наземной пусковой ус і аі ювкп, в і орая, по всей вндимост н. запускается с самолега-іюсніеля.
Имінаюр воздушнойис’іи МЦ-60 оснаща іся твердоюиливмым маршевым двигателем.
Мишенп 111(-59 н МЦ-60 были разработаны па рубеже 1950 х — 1960-х тодов и использовались еще на стадии отработки и пспыі лини зенитно — ракстнонсистемы больїноГідальмосін С-200 "Аш ара".
В 1961 году начались нспьпання скоростной высотной мишени МВ I разработанной МКБ "Радуга". В 1965 году мншепь принята па вооружение и успешно использовалась в ВВС и Войсках МВО. Мншепь запускалась с самоле і а Ту-16 с высоты около 10000 метров. Мишень совершала торизон — іальньїй по іет по одной из шестн траектории на высоте 14000 15500 17500, 20000, 23000 или 26000 м и скоростях соотвст с і вспно 1300, 1490. 1650, 2000, 2500 или 3200 км/ч. Радиоуправление мишенью нс было предусмотрено, за исключением выдачи команды на самоликвидацию с наземных ст акций радиоуправления дчя обеспечения безопасности пуска. МВ-1 оснащалась линзами Люпс — берга. трассерами дневного наблюдения, аппаряіурой измерения величины промаха, автоматикой для выполнения программируемого про — гіівозсіїїітпого маневра "змейка" В конце 1980-х годов выпуск мишеней
был прекращен, с начала 1990-х годов из-за уменьшения размеров полигонов и отсутствия самолетов-носнгелсй (дальние бомбардировщики типа Ту-16 сняты с вооружения в 1993 году) использование мишени прекращено.
В середине 1960-х голов под руководством главного конст рук юра М. М.Бопдарюка в ОКБ-670 (с 1967 і ода — МКБ "Красная Звезда") разра — баіьівался ^сверхзвуковой ПВРД с диаметром камеры сі орання 650 мм
для мишени “Олень””, проектировавшейся в СКВ Калининградского машипост роительного завода.
Радио) правляемаямишеш. МДПЛА. созданная для ВМФ. обладает дальностью действия 1-1,5 км (па рас — сюянин прямой видимости оператора), по ют совершается на высотах до 1000 метров при скорости 120 м/с. Длина мишени — 1,9 м, размах крыла 2,25 м, отражающая поверхность 0,3- 0,5 м7
Па полигона* в СССР получили распространение радиоуправляемые мишени, разработанные в Болгарии и производившиеся на Машиностроительном заводе в г. Пловднв (Болгария) специально для экспортных поставок.
ЛА-26 или РУМ-2 (радноуиравляе — маямишсш>-2)-мишень, рассчитанная на многократное применение и изготовлявшаяся из сгеклопласінка.
длнноП 1,8 м с размахом крыла 2,45 м, оснащенная поршневым двигателем, поставлялась в большом количестве для Воздушно-десантных войскСССР с начала 1980-х годов (производство прекращено в 1983-1984 годах).
Опытные образцы мишени (3 или 4 экземпляра) были выполнены с широким применением бальсм в конструкции крыла (размах 2,2 м) и фюзеляжа, оснащались двшателем
итальянского производства Super Tiger и имели взлетную массу около 9 килограмм. Требование Заказчика к снижению цены серийной мишени привело к необходимости использования стеклопластика при изготовлении крыла и фюзеляжа, замене итальянского двигателя на двигатель “АЛКУ-25” мощностью 3,5 л. с. (разработан в Киеве, моторесурс 80 часов и 45 часов после капремонта). Доработка конструкции мишени привела к увеличению массы мишени и необходимости увеличения до 2,45- 2,5 метров размаха крыла при использовании для старта катапульты. Бортовая аппаратура мишени разрабатывалась в СССР, ГДР, Болгарин, выпускалась в г. Явор с использованием в качестве прототипа западногерманских рулевых машинок и аппаратуры “Пеликан".
Комплект поставки включал девять летаісльнмх аппара гов в полной комплектации и два дополнительных планера мишени, до 10 запасных воздушных вингов на каждый аппарат, аппаратуру управлення, ан іенпу передачи команд, электростартер, аккумуля торы, расходные ма терналы. Дальность действия мишенного комплекса за голы эксплуатации была довс ієна до 3 км при у правлении мишенью двумя номерами расчета (второй номер расчета привлекался для наблюдения за м и тенью с использованием бинокля).
На по інгона. х мишень ЛА-26 (ГУМ-2) использовалась для буксировки на тросе длиной 150 м конуса, по которому велась стрельба ттз стрелкового оружия. С мишени в полете сбрасывалось 10-12 малоразмерных парашютных мишеней для отработки стрельбы снайперов и автоматчиков по пар тшютнетам. Для тренировки расчетов Г13РК по обнаружению и захват у на сопровождение воздушных целей на стойках шасси мишени крепились трассеры, хорошо видимые в НК-днапазоне. или мощные малогабаритные освеїніельньїе установки, видимые в любое время суток. Скорость полета мишени — до 160 км/ч, продолжительность полета — более 50 минут. Посадка мишени производилась с использованием парашюта.
Мишени, использовавшиеся над сушей, окрашивались в красный цвет с черными полосами, использовавшиеся надморем для ими іацнн крылатых ракет — в черный цвет с желтыми полосами. На поверхность модели иногда наносилось люмнінісценіное
покрытие, облегчавшее обнаружение мишени в ночных условиях.
Элементы планера радиоуправляемой мишени РУМ-2 — крыло, вертикальное и горизонтальное оперение, шасси, двш аіе. іь — послужили основой при разработке и создании одной из мншенен Пушкинскою авиаремонтного завода Ленинградской области мишень "Рама". Экспериментальные доработки мишени болгарского производства также проводились конструкторской группой завода.
Мишень “Ласточка" болгарского производства (проектировалась с участием МАИ) с треугольным крылом размаха 3,6 метра поставлялась для использования па полигонах Сухопу гных войск. Мишень оснаша — іась четырьмя двигателями Vebra-9I мощностью по 1,6-1,8 л. с (для блока четырех двигателей встречается наименование Super Vebra), работавших на общий редуктор с приводом па вал толкающего винта. Для запуска мишени Болгарией поставлялись паровые катапульты; на полигонах использовались и резиновые катапульты, имевшие упрошенную конструкцию. Мишень оказалась “сырой" — трудной в управлении и эксп іу — атацнн из-за чего нс получила широкого распространения.
Па Пушкинском авиаремонтном заводе была сделана попытка паладії і ь выпуск усовершенствованного варианта мншенн “Ласточка" с двн — га гелем Vebra Speed S (редуктор для двигателя мишени разработан Заводом им. В. Я.Климова, Ленинград) мощностью 14 л. с. и бортовой аппаратурой производства ГДР. Было выпущено десяіь мишеней и две находились в постройке.
Мишень могла стартовать как с катапульты, так н с колес. Посадка мишени производилась с использованием парашюта. Существенным недоста тком мишени было то, что при оіказе двшателя се полет (падение) был неуправляемым.
Мишенный комплекс с мишеныо “Ястреб-2" (мишень разрабатывалась и отрабатывалась более 15 лет) поставлялся Болгарией ira полигоны Сухопутных войск и широко использовался с конца 1980-х годов (поставщиком предусматривалась возможность использования ДПЛА и для проведення ме і серологических исследований).
Комплекс предназначен для обучения личного состава обнаружению, сопровождению и организации огневою противодействия низколетящнм
маневрирующим воздушным целям; отработке боевого применения и испытаний новых систем вооружения, предназначенных для поражения воздушных средств нападения и разведки.
Мишенный комплекс обеспечивает контролируемый управляемый полет воздушной мишени на дальности до 12-15 км, высотах — 500-2400 м со скоростью до 130-220 км/ч в течение I часа.
Масса псрісзной нагрузки мишени, включавшей буксируемый конус, комплект из 10-12 сбрасываемых парашютов, ИК-трассеры — до 5 кг.
Эффективная поверхность рассеяния
— около 0,4 м’.
Старт мишени массой около 60 (62,5) кг производился с использованием ПРД, укрепляемого в хвостовой части аппарата, с направляющей длиной около 3 м. установленной в кузове автомобиля типа ЗиЛ-130 под утлом около 15" к горизонту. Посадка мишени пронзво — диласьиа парашютной системе (парашют размеща ся в хвостовом о і секе) на две надувные пневматические “подушки". Размеры мишени: длина
— 2,.58 м, размах крыла — 3,52м. высота
— 0,533 м.
Сверху вниз:
■ мишени "Деть " ко выставке в Нижнем Новгороде. 1995 год;
■ мишень "Дань
■ пусковая установка мишени "Дань" ч транспортном и боевом положениях
Управление мишенью производится в вертикальной и горизонтально ji плоскостях, прсдусмоIрен режим ав гомашчсскон стабилизации параметров полета (высо і ы. скорост и. курса); секущая информация по пространственному положению мишени и ее характеристики отображаются на мониюрс.
Комплекс мишени “Ясіреб-2" может эксплуатироваться круглогодично в дневное время при температурах окружающей среды -20…+50’С, опіоспіельноіі влажности воздуха — 98%, скорости ветра до 10 м/с.
Боевой расчет комплекса — -1 человека — обеспечивает предстартовую подготовку яеіательного аппарата за 25 минут.
Поставки комплекса производились в следующей комплектний:
— бсспн точный самолет АЛ.06 Я2;
— стартовый комплекс СКТ.06;
— наземный комплекс контроля и управления 011.1 Б;
— комплект для обслуживания летательного аппарата СГІ.1К для проведения предпо 1C і ного и после- поіетного обслуживания и запуска двигателя,
— функциональная сносмлФЦ 1 вкдючаюшЯя МК-трасссры, сбрасываемые парашюшки, буксируемый конус и трос, блок посіановкп пассивных помех наземным РЛС.
Кроме изготовления беспилотных мишеней собст венной коне ірукцнн па Пушкинском авиаремонтном заводе был разработан двухцилиндровый опознгный двигатель внутреннего сгорания объемом 75 см’. Двигатеть в 1981 году был ус ІИІЮВЛСН на опытную мишень разработки МАИ. Для мишени была разработана 18-канальная аппаратура радиоуправления, что позволило практически полностью удовлетворить по гребностн передачи команд управления мишенью и бор товым специальным оборудованием. Мишень, совершившая два полета, потеряна в 1982 году из-за неосторожности при проведении погрузо — разгрузочпых работ в ангарном помещении.
Современные мишенные комплексы способны не только обеспечить
полет беспилотной мишени практически с любой требуемой величи ной эффективной поверхности рассеяния по заданной траектории, а также обеспечить дневные, ночные стрельбы и “видимость” мишени в требуемом частотном диапазоне работающих радиолокационных станций обнаружения и станций наведения, постановку помех комплексам ЗУР. При специальном оснащении мишеней и использовании дополнительного наземного контрольного оборудования обеспечивается возможность производить замеры величин промаха для объективного определения результатов стрельбы. По причине возрастания стоимости специализированных мишеней руководством Министерства Обороны ставится задача по их гарантированному многократному применению.
Кроме крупных широко известных авиационных конструкторских бюро проектированием и созданием воздушных мишеней занимались целый ряд специализированных КБ, научно- исследовательских организаций и другие разработчики.
Так, например, с появлением в составе вооружения стран НАТО противокорабельных крылатых ракет большой дальности НИИ ВМФ, авиаремонтные заводы выступили с предложениями о создании специальных радиоуправляемых мишеней, обладавших малой ЭПР, способных совершать полет на большой скорости на малой высоте. По крайней мере одна мишень, созданная в Ленинграде на основе схемы “бес — хвостка” с треугольным крылом и оснащенная поршневым двигателем, прошла испытания в начале 1980-х годов. Были разработаны, построены, испытаны и другие варианты малоразмерных мишеней с поршневыми двигателями, которые также прошли летные испытания.
Казанским Государственным Союзным КБ спортивной авиации (КБСА, позднее — ОКБ “Сокол") создан мишенный комплекс с воздушной мишенью многоразового применения “Дань” |50(в каталоге
[25] — “Дан”), предназначенный для тренировки летчиков, операторов авиационных ракетных комплексов перехвата, подразделений зенитной артиллерии, расчетов зенитно-ракетных комплексов.
Мишень “Дань” выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым среднерасположенным крылом и турбореактивным двигателем в хвостовой части. Старт мишени производится с наземной пусковой установки с использованием порохового ускорителя, посадка осуществляется на парашюте на специальную надувную конструкцию.
С 1993 года на Оренбургском производственном объединении “Стрела” развернуто серийное производство мишени “Дань”. Комбинированная система управления мишени позволяет производить полет по заданной программе или использовать телеуправление по радиоканалу. Типовой профиль полета мишени в любой последовательности может включать набор высоты, пикирование с переходом в кабрирование, горизонтальную “змейку”, серию поворотов, полет на малой высоте. БЛА “Дань” рассчитана на многократное применение и может быть использована до 10 раз.
В состав комплекса беспилотной мишени “Дань" входят наземные средства специального назначения (пусковая установка, транспортно — заряжающая машина, наземная автоматизированная система контроля, средство запуска двигателя, назем ное технологическое оборудование); наземные средства обслуживания общего назначения (автотопливо- маслозаправщик, аэродромный подвижный электроагрегат), штатные средства обеспечения полетов летательных аппаратов (радиолокационные станции кругового обзора и траекторных измерений, станция радиоуправления)30-60-|33-15°.
На международном авиасалоне МАКС-93 в Москве казанскими конструкторами были представлены малогабаритные БЛА-мишени. оснащенные пульсирующими реактивны
ми двигателями — “Сафари” и М-932 “Поющее пламя”25.
БЛА “Сафари” со взлетной массой 30 кг, предназначен для тренировок расчетов переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) типа “Стрела-2”, “Стрела-3”, “Игла-1”, Игла” при стрельбе по воздушным целям в реальных условиях. Мишень оснащена инфракрасным излучателем мощностью 250 вт, имеет ЭПР от 0,1 до 10 м2 и по основным характеристикам может имитировать боевые самолеты типа американских штурмовика А-10 и истребителя-бомбардировщика F-16. Полет мишени осуществляется на скоростях до 300 км/ч.
БЛА “Поющее пламя” стартует и садится по-самолетному. По желанию заказчика возможна комплектация наземного стартового комплекса катапультой для осуществления запуска мишени с неподготовленных площадок. Планер мишени выполнен их стекловолокна и имеет габариты: длина — 2000 мм, размах крыла — 2040 мм, высота — 650 мм; стартовая масса мишени — 10 кг. Установленный на БЛА двигатель, работающий на жидком пропане, имеет номинальную тягу 50 Н и обеспечивает максимальную скорость полета 180 км/ч. Продолжительность полета мишени — 5 минут, посадочная скорость — 70 км/ч.
Кроме упомянутых выше мишеней казанское КБ “Сокол” за годы своего существования участвовало в создании беспилотных воздушных мишеней с возможностью их многократного использования на базе пилотируемых самолетов, отработавших свой ресурс (см. следующий раздел).
В последние годы казанский научно-производственный центр "ЭНИКС" (создан в 1988 году на базе исследовательского отдела ОКБ "Сокол”) разработал семейство беспилотных мишеней: Е-85 и Е-95.
Беспилотная воздушная мишень Е-85128 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым
Мобильная пусковая установка и
машина управления беспилотной
мишени Е-95
крылом и предназначена для имитации малоразмерных целей типа: “крылатая ракета”, “ДПЛА” с ЭПР от 0,1 до 10 м2. Старт аппарата производится с вертолета при помощи переходной балки и тросовой подвески, посадка — на парашюте. Мишень оснащается инфракрасными и дымо
выми трассерами, что обеспечивает облегчение ее сопровождения в ночных условиях. Для наземного обслуживания Е-85 может быть задействована команда из четырех человек128, |5°.
В 1995 году впервые на международном авиасалоне МАКС-95 в
Жуковском была продемонстрирована малоразмерная телеуправляемая мишень Е-9513"’ |5<|, которая имитирует воздушные цели типа: “крылатая ракета”, “БЛА” и др. Аппарат выполнен по схеме с тандемным расположением несущих элементов, снабжен ПВРД и управляется с командного пункта по радиоканалу (радиолинии) или летит по заданной программе с использованием автономной и спутниковой систем навигации.