Разведывательные ДПЛА. нетрадиционных схем

Группа инженеров фирмы “Аэро­тон” подруководством А. Х.Каримова разрабатывает ДПЛА, предназначен­ный для поиска полезных ископаемых, разведки навигационных условий и т. д. Аппарат, оснащенный двумя поршневыми двигателями мощнос­тью около 450 л. с каждый, имеет оригинальную компоновку. По пред­ложению НТЦ “Резонанс” планер аппарата может быть использован для размещения по периметру встроенных антенн обзорного радиолокатора. Длинноволновую РЛС “Резонанс”,
создаваемую под руководством

Э. И.Шустова, предполагается исполь­зовать для обнаружения самолетов на дальности до 500 км от носителя. Использование новых методов обра­ботки радиолокационной инфор­мации позволит обнаруживать и самолеты, созданные с использова­нием технологии “Стеле” (Stealth)7*.

В начале 1998 года совершил первый полет пилотируемый четы­рехместный аппарат необычной конструкции, сконструированный тюменским конструктором А. Фили — моновым. Предполагается, что этот аппарат послужит прототипом и базовой моделью при создании ряда аппаратов с шасси на воздушной подушке с грузоподьемностью до 400 тонн. С использованием компоно­вочных и технических решений предполагается построить и дистан­ционно пилотируемый летательный аппарат “ИНАЛЕТ-Д”, предназна­ченный для ведения воздушной разведки, корректировки артилле­рийского огня. По заявленным разработчиками характеристикам при взлетной массе 143 кг и скорости полета до 200 км/ч ДПЛА будет иметь дальность полета 200 км. По приводившимся данным длина ап­парата — 3 м, рамах крыла — 3,6 м

Последние разработки новых разведывательных комплексов на базе беспилотных летательных аппаратов различных конструкций, проводимые целым рядом НИИ и конструкторских бюро, неодно­кратно демонстрировались на меж­дународных выставках. Более под­робное описание их конструкции, функциональных возможностей бортовой аппаратуры можно найти в отечественной и зарубежной литературе, перечень которой при­веден в конце издания.

Беспилотные мишени


Подпись: Учебные самолеты УТ-І и У-2, на базе которых были созданы первые отечественные радиоуправляемые самолеты-мишени Подпись: 61Подпись: невский ЕДСТИОН

Бурное развитие систем противо­воздушной обороны, которое нача­лось с Первой мировой войны, при­вело к необходимости создания беспилотных летательных аппаратов — мишеней для тренировок расчетов зенитных (противоаэропланных — по терминологии начала XX века) средств: зенитных пулеметов, зенит­ной ствольной артиллерии. Позднее — с середины века — мишени создавались для тренировок операторов систем наведения управляемых зенитных ракет и экипажей истребителей — перехватчиков с ракетным вооруже­нием для проведения учебно-боевых стрельб в условиях, максимально приближенных к реальной боевой обстановке по интенсивности налета имитируемых средств воздушного нападения, радиоэлектронному про­тиводействию и т. д.

В Советском Союзе работы по созданию системы автоматического управления “телемеханическими’’ (по терминологии того времени, дистан­ционно-управляемыми или беспи­лотными — по современной термино­логии) самолетами-мишенями велись с начала 1930-х годов организациями Народного комиссариата тяжелой промышленности, позднее — Нарко­мата оборонной промышленности (с 1939 года — нескольких оборонных наркоматов), а позднее министерств оборонного и военно-промышленного комплексов страны.

Для тренировки летчиков-истре — бителей и расчетов зенитных батарей ПВО с начала 1930-х годов кроме традиционных мишеней — “конусов”, буксируемых за самолетами на длин­ных тросах, создавались радиоуп­равляемые мишени на базе пере­оборудованных серийных самолетов. В частности, в 1934 году, под руко­водством профессора Г. Н.Никольс­кого была разработана аппаратура автоматического управления для учебного самолета У-2. Самолет предназначался в качестве самолета — мишени для тренировок расчетов зенитных артиллерийских и пулемет­ных батарей Красной Армии. Ап­паратура управления разрабатыва­лась в ленинградском НИИ-20. До войны был испытан и радиоуправля­емый вариант учебного самолета УТ-

I. Предполагался серийный выпуск самолетов-мишеней, который по ряду причин не был реализован.

В силу Того, что с конца 1930-х годов до осени 1945 года расчеты зенитной артиллерии Красной армии вели огонь по воздушным и наземным целям в боевых условиях, острая потребность в мишенях новых типов в эти годы не испытывалась.

К разработке беспилотных мише­ней вернулись после окончания Великой Отечественной войны. Пер­воначально для тренировок расчетов зенитной артиллерии и летчиков истребительной авиации было про­должено развитие буксируемых за самолетами на тросе мишеней, как наиболее дешевых и наименее трудо­емких в изготовлении. Применение мишеней данного типа было возможно до появления первых образцов управ­ляемого ракетного оружия.

Появление на вооружении Совет­ской Армии первого поколения зенитных управляемых ракет и авиа­ционных управляемых ракет класса “воздух-воздух” с системами радиоко — мандного наведения и различными системами самонаведения значи­тельно увеличило дальность пора­жения воздушных целей. Применение буксируемых воздушных целей при отсутствии в большинстве случаев возможности не только визуального наблюдения цели, но и проведения селекции цели по углам и дальности при ее сопровождении радиолока­ционными средствами создавало реальную возможность наведения ракет на самолет-буксировщик

Для осуществления учебно-боевых стрельб зенитными ракетными комп­лексами и авиационными ракетами разрабатывались ракетные и плани­рующие неуправляемые мишени, запускаемые с самолета-носителя, управляемые самолеты-мишени и ракеты-мишени, запускаемые со
специальных самолетов-носителей или наземных пусковых установок, а также другие типы мишеней. Мишени разрабатывались и выпускались и на базе управляемых и неуправляемых ракет различных типов, отслуживших назначенный гарантийный срок или снимаемых с вооружения.

Мишени создавались для Войск ПВО страны, ПВО Сухопутных войск, ВМФ для имитации типовых воздуш­ных целей и перспективных средств воздушного нападения. Практически каждая современная мишень за счет дополнительного оборудования мо­жет имитировать воздушные цели нескольких типов с различными летными характеристиками, траекто- риями движения и эффективной поверхностью рассеяния с вариацией траектории полета. Специальные средства позволяют увеличить “замет — ность” мишени в инфракрасном диапазоне, организовать помеховую обстановку для РЛС обнаружения и наведения.

Войска ПВО страны использовали мишени, которые имитировали само­леты стратегической и тактической авиации, постановщики активных и пассивных помех РЛС, крылатые ракеты, высокоточное оружие, а в последнее время и баллистические ракеты. Типовыми мишенями для ПВО Сухопутныхвойскбыли мишени, которые по своим характеристикам близки или превышали возможности тактической авиации, беспилотных средств разведки, боевых вертолетов, оперативно-тактических баллис­тических ракет. Для флота созда­вались мишени-имитаторы крылатых противокорабельных ракет, само­летов-носителей противокорабель ных ракет, самолетов-торпедоносцев и бомбардировщиков.

Подпись:Подпись:Управляемые мншеии
специальной разработки

Одним из первых послевоенных отечественных летательных аппа­ратов специализированного назна­чения стал самолет-мишень много­разового испо іьзования Ла-17 (из­делие “201”), разработанный в ОКБ-301 под руководством главного конст­руктора С. A Лавочкина**

По Постановлению Совета Ми­нистров СССР от 10 нюня 1950 года для отработки боевого применения создаваемого в то же время первого отечсственного многоканального зенитно-ракетного комплекса систе­мы С-25 "Беркут" создавался самолет — мншень “201" и наземный комплекс управления им для іімиїацнн реаль­ных воздушных целен

Руководиіслем рабої по проекту Ла-17 был назначен 11 А Меркулов, позднее работами руководил А. Г. Чес­ноков. После разработки конструк­торской документации и нзі он овлення опытных образцов в 1951 году бы ш начаты наземные испытания комп­лекса мишени, се наземного и борго­вого оборудования. Летные испы­тания МІННСІІИ проводились с 13 мая 1953 года на испытательном полигоне ВВС во Владнмировксн завершились » первой половине 1954 года После проведения в июле — сентябре 1954 года Государегвенных испытаний мишень была передана в серийное производство. Выпуск мишеней Ла-17 сначала опытных, я затем и серийных Ла-17А производится с 1952 до 1956 года на авиазаводе №47 в Оренбурге. Прямоточный воздушно — реактивный двигаїсль РД-900 для мишени был разработан в ОКБ-670 МАП главного конструктора М. М.Бондарюка. Д тя эффективного проведення ночных стрельб мишень оснащалась световыми и дымовыми трассерами.

Первоначально для пуска ми­шеней Ла-17 использовались пере­оборудованные тяжелые бомбарди­ровщики Ту-4. Запуск мишени произ­водился на высоте 7000-8000 м. Существенным недостатком Ту-4 в роли самолета-носителя мишеней было большое время набора высоты, необходимой для сброса мишеней — около 2 часов, что было обусловлено низкой скороподъемностью бомбар­дировщика.

Дистанционное управ теніте мише­нью Ла-17 (и всех се последующих модификации) осуществлялось с наземного командного пункта —

Беспилотные мишени

Подпись: торт мишениРазведывательные ДПЛА. нетрадиционных схемПодпись: В 1953 году в ОКБ-301 под ру-ководством А.Г.Чеснокова для обес-печения стрельб зенитных ракетныхПодпись:Разведывательные ДПЛА. нетрадиционных схемПодпись:

станции МРВ. Для надежности при­менения мишенного комплекса нс пользовались две однотипные стан ции. Для слежения за пространст­венным положением мишени приме­нялись штатные РЛС кругового об­зора типа П-30, использовавшиеся РТВ Войск ПВО страны, или сіанции орудийной наводки типа СОН-4РР. Для нового варианта мишени Ла-17М были развернут ы работы по созданию наземной старзовой установки.

На базе колесной повозки 100-мм зенитной пушки КС-19 была создана наземная пусковая установка с фикси­рованным углом пуска. Прораба­тывался и был реализован вариант пусковой установки с углом запуска мишеней 20"+/-10*. Буксировка пуско­вом установки осуществлялась колес­ным тягачом ЯАЗ-214 (КрАЗ-214 позднее использовался КрАЗ-255). Кроме передвижной наземной ПУ была разработана и применялась на полигонах стационарная пусковая установка. Старт мишени Ла-17М производился с использованием стартовых пороховых ускорителен.

Поставка мишеней па полигоны с завода-изі отовнтеля производилась в деревянных ящиках с часшчнмм демонтажем конструкции. Заводская консервация мишени обеспечивала сохранность изделия при хранении в течение 2,5 лет. Транспортировка мишеней па полигонах с технической позиции на с гартовую осуществлялась иа специальном автопоезде, состо­явшем из авгомобиля-тяіача КрАЗ (различных моделей) и двухосного прицепа.

Приземление мишени "201”, в случае сохранения возможности ее нормального фуикиномпровапия после применения зеншных средств, должно было осуществляться на специальном парашютно-реактивной системе. Но посадочная система не была отработана вовремя с доста­точной степенью надежности и на серийных мишенях посадка произ­водилась на корпус двиі атсля при уменьшении вертикальной скорости за счет вывода мишени на большие углы атаки непосредственно перед посадкой. В ряде случаев после такой достаточно жесткой посадки для повторного применения мог быть использован и двигатель, ресурс которого был рассчитан на 2-6 полетов, однако, ira практике вос­становление для повторного исполь­зования мишеней происходило крайне редко, двигатели подлежали восста­новлению исключительно редко.

Подпись: Беспилотная мишень Ла-17ММ Разведывательные ДПЛА. нетрадиционных схемвиріши мишени с наземным стартом с передвижном установки с приме­нением оарювых твердотопливных ускорите чей П РД-Ч8. Летные испы­тания новой мншенп начались в 1956 году. Выпускавшаяся серийное 1958 по 1964 года мишень “203" в 1960 году была принята на вооружение под обозначением Ла-17М и широко прнмсня іась в различных видах Во­оруженных Сил страны и позволяла цитировать воздушныеиелиеэффек — I напой поверхностью рассеивания о і 0.6 до 25 (от 3,2 до 40) м’, которая варьировалась установкой соответст­вующего количества линз Л юнеберга или уголковых оіражаїслей. Осна­

щение мншенн трассерами позволячо исіребнтелькон авиации проводить дневные н ночные сірен. бм; при установке соответствующей специ­альной аппараіурм мишень Л а-17 могла имитировать самолсты-поста — новщнкн помех. В да іьнейшемнабазе планера мишени “203" был разра­ботан беспилотный разведчик “204" (Ла-17Р, см. предыдущий раздел).

В 1962 году было начато проек­тирование мишени "202” с широким диапазоном высот применения, поз­волившей имитировать цели, как летящие па высотах до 18000 м, так н матовысотныс с высотой полета более 100 метров. Посадка згой мишени
производилась иа лыжи-полозья с мягким наполнителем, закрепленные на корпусе двигателя, что позволяло осуществлять многократное ее ис­пользование. Мишень с двій атслсм РД-9ВК, увеличенной продолжитель­ностью полета, с доработанной системой автоматической посадки после проведения испытаний под обозначением Ла-17ММ была с 1964 года запушена в серийное произ­водство иа авиазаводе в Оренбурге”-‘к.

Силами конструкторов ОКБ-301 до 1967 года разрабат мвался у инфици­рованный вариант ДГ1ЛА Ла-17У — мишень п беспи понімій разведчик на базе единого планера, который так н не вышел из проектной стадии.

С середины 1970-х годов в ОКБ “Сокол” (г. Казань) под руководством А. II. Осокина разрабаїьівалась н с 1978 года па Оренбургском авиазаводе серийно выпускался вариант мншенп “202М” (войсковое обозначение — Ла-17М. М, Лн-17К) с двигателем Р-ПК-300 (P-І 1Ф2С-300).

Продолжительное! ь полета мише­ни 23-61 минута, что позволяет осу­ществлять работу по мишени нес­кольким экипажам самолетов-исірс — бителей пли одному экипажу ата­ковать се несколько раз. В состав мишени Лл-17К входят линзы Лю — нсбсріа, ірасссрьі, аппаратура изме­рения величины промаха, при необ­ходимое і и устапавлнв іюіся автома­ты отстрела ПК-ловушск.

Выпуск всех модификаций мн — шепен семейства Ла-17 прекращен в середине 1993 гола, но использование мишеней, имеющихся на технических базах, продолжается до пасюяшсго времени.

Мишспн Ла-17 различных моди­фикаций использовались нс только в Советской Армии, они поставлялись в страны Варшавского Договора. В Китае мишень Ла-17 с незначи — іельньїмн изменениями в конструкции в нескольких модификациях, позво­ляю них использовать базову ю модель как многоцелевую, производилась серийно до последнего времени.

Разработкой мишенных комплек­сов занималось ОКБ "Звезда", в основном известное как проектант авиационных тактических ракет — семейств Х-23. Х-25 н др. В музее ПО “Стрела-Звезда” (г. Калнпнш рад. Московской обл.) представлены модели нескольких типов мишеней — имитаторов воздушных целей.

Мишени — имитаторы целей ИЦ-59 н ИЦ-59В имеют практически однотипную конструкцию планера с

www. vokb-Ia. spb. ru — Самолёт своими руками?!

_______ Беспилотные мишени

Разведывательные ДПЛА. нетрадиционных схем

Подпись:Подпись:

ЖРД. по первая оснашасіся старто­выми і всрлотопливными ускорите­лями. ИМССІ крыло большей площади и стартует с наземной пусковой ус і аі ювкп, в і орая, по всей вндимост н. запускается с самолега-іюсніеля.

Имінаюр воздушнойис’іи МЦ-60 оснаща іся твердоюиливмым марше­вым двигателем.

Мишенп 111(-59 н МЦ-60 были раз­работаны па рубеже 1950 х — 1960-х тодов и использовались еще на стадии отработки и пспыі лини зенитно — ракстнонсистемы больїноГідальмосін С-200 "Аш ара".

В 1961 году начались нспьпання скоростной высотной мишени МВ I разработанной МКБ "Радуга". В 1965 году мншепь принята па вооружение и успешно использовалась в ВВС и Войсках МВО. Мншепь запускалась с самоле і а Ту-16 с высоты около 10000 метров. Мишень совершала торизон — іальньїй по іет по одной из шестн траектории на высоте 14000 15500 17500, 20000, 23000 или 26000 м и скоростях соотвст с і вспно 1300, 1490. 1650, 2000, 2500 или 3200 км/ч. Радиоуправление мишенью нс было предусмотрено, за исключением выдачи команды на самоликвидацию с наземных ст акций радиоуправления дчя обеспечения безопасности пуска. МВ-1 оснащалась линзами Люпс — берга. трассерами дневного наблю­дения, аппаряіурой измерения вели­чины промаха, автоматикой для выполнения программируемого про — гіівозсіїїітпого маневра "змейка" В конце 1980-х годов выпуск мишеней
был прекращен, с начала 1990-х годов из-за уменьшения размеров полигонов и отсутствия самолетов-носнгелсй (дальние бомбардировщики типа Ту-16 сняты с вооружения в 1993 году) использование мишени прекращено.

В середине 1960-х голов под руководством главного конст рук юра М. М.Бопдарюка в ОКБ-670 (с 1967 і ода — МКБ "Красная Звезда") разра — баіьівался ^сверхзвуковой ПВРД с диаметром камеры сі орання 650 мм
для мишени “Олень””, проектиро­вавшейся в СКВ Калининградского машипост роительного завода.

Радио) правляемаямишеш. МДПЛА. созданная для ВМФ. обладает даль­ностью действия 1-1,5 км (па рас — сюянин прямой видимости опера­тора), по ют совершается на высотах до 1000 метров при скорости 120 м/с. Длина мишени — 1,9 м, размах крыла 2,25 м, отражающая поверхность 0,3- 0,5 м7

Подпись: Радиоуправляемая мишень РУ М-2 болгарского производства Подпись:Подпись:Па полигона* в СССР получили распространение радиоуправляемые мишени, разработанные в Болгарии и производившиеся на Машино­строительном заводе в г. Пловднв (Болгария) специально для экспорт­ных поставок.

ЛА-26 или РУМ-2 (радноуиравляе — маямишсш>-2)-мишень, рассчитанная на многократное применение и изго­товлявшаяся из сгеклопласінка.

длнноП 1,8 м с размахом крыла 2,45 м, оснащенная поршневым двигателем, поставлялась в большом количестве для Воздушно-десантных войскСССР с начала 1980-х годов (производство прекращено в 1983-1984 годах).

Опытные образцы мишени (3 или 4 экземпляра) были выполнены с широким применением бальсм в конструкции крыла (размах 2,2 м) и фюзеляжа, оснащались двшателем
итальянского производства Super Tiger и имели взлетную массу около 9 килограмм. Требование Заказчика к снижению цены серийной мишени привело к необходимости исполь­зования стеклопластика при изготов­лении крыла и фюзеляжа, замене итальянского двигателя на двигатель “АЛКУ-25” мощностью 3,5 л. с. (разработан в Киеве, моторесурс 80 часов и 45 часов после капремонта). Доработка конструкции мишени привела к увеличению массы мишени и необходимости увеличения до 2,45- 2,5 метров размаха крыла при исполь­зовании для старта катапульты. Бортовая аппаратура мишени разра­батывалась в СССР, ГДР, Болгарин, выпускалась в г. Явор с исполь­зованием в качестве прототипа запад­ногерманских рулевых машинок и аппаратуры “Пеликан".

Комплект поставки включал де­вять летаісльнмх аппара гов в полной комплектации и два дополнительных планера мишени, до 10 запасных воздушных вингов на каждый аппа­рат, аппаратуру управлення, ан іенпу передачи команд, электростартер, аккумуля торы, расходные ма терналы. Дальность действия мишенного комп­лекса за голы эксплуатации была довс ієна до 3 км при у правлении мишенью двумя номерами расчета (второй номер расчета привлекался для наблюдения за м и тенью с исполь­зованием бинокля).

На по інгона. х мишень ЛА-26 (ГУМ-2) использовалась для букси­ровки на тросе длиной 150 м конуса, по которому велась стрельба ттз стрелкового оружия. С мишени в полете сбрасывалось 10-12 малораз­мерных парашютных мишеней для отработки стрельбы снайперов и автоматчиков по пар тшютнетам. Для тренировки расчетов Г13РК по обна­ружению и захват у на сопровождение воздушных целей на стойках шасси мишени крепились трассеры, хорошо видимые в НК-днапазоне. или мощ­ные малогабаритные освеїніельньїе установки, видимые в любое время суток. Скорость полета мишени — до 160 км/ч, продолжительность полета — более 50 минут. Посадка мишени производилась с использованием парашюта.

Мишени, использовавшиеся над сушей, окрашивались в красный цвет с черными полосами, использовав­шиеся надморем для ими іацнн крыла­тых ракет — в черный цвет с желтыми полосами. На поверхность модели иногда наносилось люмнінісценіное

Подпись: Беспилотная тішень с двигатечем Vebra-91, разработанная на авиаремонтном заводе (г.Пушкин, Ленинградской области) Подпись:покрытие, облегчавшее обнаружение мишени в ночных условиях.

Элементы планера радиоуправля­емой мишени РУМ-2 — крыло, верти­кальное и горизонтальное оперение, шасси, двш аіе. іь — послужили основой при разработке и создании одной из мншенен Пушкинскою авиаремонт­ного завода Ленинградской области мишень "Рама". Экспериментальные доработки мишени болгарского производства также проводились конструкторской группой завода.

Мишень “Ласточка" болгарского производства (проектировалась с участием МАИ) с треугольным кры­лом размаха 3,6 метра поставлялась для использования па полигонах Сухопу гных войск. Мишень оснаша — іась четырьмя двигателями Vebra-9I мощностью по 1,6-1,8 л. с (для блока четырех двигателей встречается наименование Super Vebra), работав­ших на общий редуктор с приводом па вал толкающего винта. Для запуска мишени Болгарией поставлялись паровые катапульты; на полигонах использовались и резиновые ката­пульты, имевшие упрошенную конст­рукцию. Мишень оказалась “сырой" — трудной в управлении и эксп іу — атацнн из-за чего нс получила широ­кого распространения.

Па Пушкинском авиаремонтном заводе была сделана попытка па­ладії і ь выпуск усовершенствованного варианта мншенн “Ласточка" с двн — га гелем Vebra Speed S (редуктор для двигателя мишени разработан Заво­дом им. В. Я.Климова, Ленинград) мощностью 14 л. с. и бортовой аппа­ратурой производства ГДР. Было вы­пущено десяіь мишеней и две нахо­дились в постройке.

Мишень могла стартовать как с катапульты, так н с колес. Посадка мишени производилась с использо­ванием парашюта. Существенным недоста тком мишени было то, что при оіказе двшателя се полет (падение) был неуправляемым.

Мишенный комплекс с мишеныо “Ястреб-2" (мишень разрабатывалась и отрабатывалась более 15 лет) поставлялся Болгарией ira полигоны Сухопутных войск и широко исполь­зовался с конца 1980-х годов (постав­щиком предусматривалась возмож­ность использования ДПЛА и для проведення ме і серологических иссле­дований).

Комплекс предназначен для обуче­ния личного состава обнаружению, сопровождению и организации огне­вою противодействия низколетящнм
маневрирующим воздушным целям; отработке боевого применения и испытаний новых систем вооружения, предназначенных для поражения воздушных средств нападения и разведки.

Мишенный комплекс обеспечи­вает контролируемый управляемый полет воздушной мишени на даль­ности до 12-15 км, высотах — 500-2400 м со скоростью до 130-220 км/ч в течение I часа.

Масса псрісзной нагрузки мишени, включавшей буксируемый конус, комплект из 10-12 сбрасываемых парашютов, ИК-трассеры — до 5 кг.

Эффективная поверхность рассеяния

— около 0,4 м’.

Старт мишени массой около 60 (62,5) кг производился с использо­ванием ПРД, укрепляемого в хвос­товой части аппарата, с направля­ющей длиной около 3 м. установ­ленной в кузове автомобиля типа ЗиЛ-130 под утлом около 15" к гори­зонту. Посадка мишени пронзво — диласьиа парашютной системе (пара­шют размеща ся в хвостовом о і секе) на две надувные пневматические “подушки". Размеры мишени: длина

— 2,.58 м, размах крыла — 3,52м. высота

— 0,533 м.

Подпись: Беспилотная шпиень Е-85 Сверху вниз:

■ мишени "Деть " ко выставке в Нижнем Новгороде. 1995 год;

■ мишень "Дань

■ пусковая установка мишени "Дань" ч транспортном и боевом положе­ниях

Управление мишенью произво­дится в вертикальной и горизон­тально ji плоскостях, прсдусмоIрен режим ав гомашчсскон стабилизации параметров полета (высо і ы. скорост и. курса); секущая информация по пространственному положению ми­шени и ее характеристики отобража­ются на мониюрс.

Комплекс мишени “Ясіреб-2" может эксплуатироваться круглого­дично в дневное время при темпера­турах окружающей среды -20…+50’С, опіоспіельноіі влажности воздуха — 98%, скорости ветра до 10 м/с.

Боевой расчет комплекса — -1 человека — обеспечивает предстар­товую подготовку яеіательного аппарата за 25 минут.

Поставки комплекса производи­лись в следующей комплектний:

— бсспн точный самолет АЛ.06 Я2;

— стартовый комплекс СКТ.06;

— наземный комплекс контроля и управления 011.1 Б;

— комплект для обслуживания летательного аппарата СГІ.1К для проведения предпо 1C і ного и после- поіетного обслуживания и запуска двигателя,

— функциональная сносмлФЦ 1 вкдючаюшЯя МК-трасссры, сбрасы­ваемые парашюшки, буксируемый конус и трос, блок посіановкп пас­сивных помех наземным РЛС.

Кроме изготовления беспилотных мишеней собст венной коне ірукцнн па Пушкинском авиаремонтном заводе был разработан двухцилиндровый опознгный двигатель внутреннего сгорания объемом 75 см’. Двигатеть в 1981 году был ус ІИІЮВЛСН на опытную мишень разработки МАИ. Для ми­шени была разработана 18-канальная аппаратура радиоуправления, что позволило практически полностью удовлетворить по гребностн передачи команд управления мишенью и бор товым специальным оборудованием. Мишень, совершившая два полета, потеряна в 1982 году из-за неосто­рожности при проведении погрузо — разгрузочпых работ в ангарном помещении.

Современные мишенные комп­лексы способны не только обеспечить
полет беспилотной мишени прак­тически с любой требуемой величи ной эффективной поверхности рассеяния по заданной траектории, а также обеспечить дневные, ночные стрельбы и “видимость” мишени в требуемом частотном диапазоне работающих радиолокационных станций обнару­жения и станций наведения, поста­новку помех комплексам ЗУР. При специальном оснащении мишеней и использовании дополнительного наземного контрольного обору­дования обеспечивается возможность производить замеры величин промаха для объективного определения ре­зультатов стрельбы. По причине возрастания стоимости специализи­рованных мишеней руководством Министерства Обороны ставится задача по их гарантированному многократному применению.

Кроме крупных широко известных авиационных конструкторских бюро проектированием и созданием воз­душных мишеней занимались целый ряд специализированных КБ, научно- исследовательских организаций и другие разработчики.

Так, например, с появлением в составе вооружения стран НАТО противокорабельных крылатых ракет большой дальности НИИ ВМФ, авиаремонтные заводы выступили с предложениями о создании спе­циальных радиоуправляемых мише­ней, обладавших малой ЭПР, спо­собных совершать полет на большой скорости на малой высоте. По крайней мере одна мишень, созданная в Ленинграде на основе схемы “бес — хвостка” с треугольным крылом и оснащенная поршневым двигателем, прошла испытания в начале 1980-х годов. Были разработаны, построены, испытаны и другие варианты мало­размерных мишеней с поршневыми двигателями, которые также прошли летные испытания.

Казанским Государственным Со­юзным КБ спортивной авиации (КБСА, позднее — ОКБ “Сокол") создан мишенный комплекс с воз­душной мишенью многоразового применения “Дань” |50(в каталоге
[25] — “Дан”), предназначенный для тренировки летчиков, операторов авиационных ракетных комплексов перехвата, подразделений зенитной артиллерии, расчетов зенитно-ра­кетных комплексов.

Мишень “Дань” выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым среднерасположенным крылом и турбореактивным двига­телем в хвостовой части. Старт мишени производится с наземной пусковой установки с использованием порохового ускорителя, посадка осу­ществляется на парашюте на специ­альную надувную конструкцию.

С 1993 года на Оренбургском производственном объединении “Стрела” развернуто серийное произ­водство мишени “Дань”. Комбини­рованная система управления мишени позволяет производить полет по заданной программе или исполь­зовать телеуправление по радио­каналу. Типовой профиль полета мишени в любой последовательности может включать набор высоты, пикирование с переходом в кабри­рование, горизонтальную “змейку”, серию поворотов, полет на малой высоте. БЛА “Дань” рассчитана на многократное применение и может быть использована до 10 раз.

В состав комплекса беспилотной мишени “Дань" входят наземные средства специального назначения (пусковая установка, транспортно — заряжающая машина, наземная авто­матизированная система контроля, средство запуска двигателя, назем ное технологическое оборудование); наземные средства обслуживания общего назначения (автотопливо- маслозаправщик, аэродромный под­вижный электроагрегат), штатные средства обеспечения полетов лета­тельных аппаратов (радиолокаци­онные станции кругового обзора и траекторных измерений, станция радиоуправления)30-60-|33-15°.

На международном авиасалоне МАКС-93 в Москве казанскими конструкторами были представлены малогабаритные БЛА-мишени. осна­щенные пульсирующими реактивны­
ми двигателями — “Сафари” и М-932 “Поющее пламя”25.

БЛА “Сафари” со взлетной массой 30 кг, предназначен для тренировок расчетов переносных зенитно-ракет­ных комплексов (ПЗРК) типа “Стре­ла-2”, “Стрела-3”, “Игла-1”, Игла” при стрельбе по воздушным целям в реальных условиях. Мишень осна­щена инфракрасным излучателем мощностью 250 вт, имеет ЭПР от 0,1 до 10 м2 и по основным характе­ристикам может имитировать боевые самолеты типа американских штур­мовика А-10 и истребителя-бомбар­дировщика F-16. Полет мишени осуществляется на скоростях до 300 км/ч.

БЛА “Поющее пламя” стартует и садится по-самолетному. По желанию заказчика возможна комплектация наземного стартового комплекса катапультой для осуществления запуска мишени с неподготовленных площадок. Планер мишени выполнен их стекловолокна и имеет габариты: длина — 2000 мм, размах крыла — 2040 мм, высота — 650 мм; стартовая масса мишени — 10 кг. Установленный на БЛА двигатель, работающий на жидком пропане, имеет номинальную тягу 50 Н и обеспечивает максималь­ную скорость полета 180 км/ч. Про­должительность полета мишени — 5 минут, посадочная скорость — 70 км/ч.

Кроме упомянутых выше мишеней казанское КБ “Сокол” за годы своего существования участвовало в созда­нии беспилотных воздушных мишеней с возможностью их многократного использования на базе пилотируемых самолетов, отработавших свой ресурс (см. следующий раздел).

В последние годы казанский научно-производственный центр "ЭНИКС" (создан в 1988 году на базе исследовательского отдела ОКБ "Сокол”) разработал семейство беспи­лотных мишеней: Е-85 и Е-95.

Беспилотная воздушная мишень Е-85128 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым

Разведывательные ДПЛА. нетрадиционных схем

Мобильная пусковая установка и
машина управления беспилотной
мишени Е-95

Разведывательные ДПЛА. нетрадиционных схемПодпись: Беспилотная мишень Е-95Подпись: Характеристики беспилотных мишенейПодпись:

крылом и предназначена для имита­ции малоразмерных целей типа: “крылатая ракета”, “ДПЛА” с ЭПР от 0,1 до 10 м2. Старт аппарата производится с вертолета при помощи переходной балки и тросовой под­вески, посадка — на парашюте. Мишень оснащается инфракрасными и дымо­

выми трассерами, что обеспечивает облегчение ее сопровождения в ночных условиях. Для наземного обслуживания Е-85 может быть задействована команда из четырех человек128, |5°.

В 1995 году впервые на между­народном авиасалоне МАКС-95 в

Жуковском была продемонстри­рована малоразмерная телеуправ­ляемая мишень Е-9513"’ |5<|, которая имитирует воздушные цели типа: “крылатая ракета”, “БЛА” и др. Аппарат выполнен по схеме с тандем­ным расположением несущих элемен­тов, снабжен ПВРД и управляется с командного пункта по радиоканалу (радиолинии) или летит по заданной программе с использованием авто­номной и спутниковой систем на­вигации.