Земные навигационные системы координат

Для решения основной навиїаци — оннон задачи прежде всего необходи­мо располагать информацией о коор­динатах ВС и ОПМ в земной навига­ционной системе координат (СК), выбранной для выполнения полета. Указание положения объектов и то­чек на земной поверхности в зависи­мости от принятой формы Земли осу­ществляется в астрономической, гео дезической и сферической системах координат. На практике широко пользуются термином географические координаты (широта <pr 11 долгота Хг), хотя такой СК нет Под геогра­фической системой координат пони мают ортогональную сетку меридиа­нов и параллелей на поверхности земного эллипсоида вращения, пере­несенную иа карту. Поэтому снятые с карты координаты точек называют­ся географическими.

При решении многих задач воз­душной навигации Землю принимают за сферу (шар) и пользуются нор­мальной сферической СК. Преобразо­вание географических координат в нормальные сферические выполняют следующим образом.

если радиус Земли Ял = 6371,1 км (сфера, равновеликая по объему сфе­роиду Красовского, то cp=q;r и Х=ХГ. если Ял = 6372.9 км (сфера Каврайского), то

4- = <рг — 8’39" sin 2((г и Х=ХГ (1.1) В первом случае на сфере будут иметь место искажения по углу по­рядка 0,4° и по расстоянию 0,5% Во втором случае оии соответственно не превышают 0,1° и 0,08%- В совре­менной навигации магистральных самолетов преобразование координат осуществляется обязательно по фор­муле (1.1).

Применение различных датчиков навигационной информации, работа которых основана на самых разнооб­разных физических принципах, а

image9

Phi’. 1.2. Главная (а) и частная (б) ортодромические системы координат

также большое число навигационных задач, решаемых в процессе подго­товки к полету и в поїсте, обуслов­ливают использование в воздушной навигации значительного числа зем пых систем координат: географиче­

ской. нормальной сферической, орто — дромнческой сферической, главной и частной ортодромической, плоской прямоугольной, полярной и биполяр­ной, экваториальной, горизонтальной и др.

Для решении всех навигационных задач исходной информацией янляют- сн географические координаты, кото­рые при необходимости преобразу­ются в любые другие.

Ортодромичсская сферическая СК (ОС(.К) представляет собой косую сферическую систему, экватор кото­рой располагается в любом требуе­мом направлении и называется глав­ной ортодромией (условным эквато­ром). Равноудаленные от нее две точ­ки, в которых сходятся условные ме­ри шаны, принимаются за полюса Ро этой СК. Координатами точки явля­ются ортодромнческие широта и дол­гота: в градусной мере Z. X, в ли­нейной г, х. Широта Z измеряется от плоскости условного экватора к полюсам системы от 0 до ±90° На чало отсчета долготы А может быть
выбрано произвольно, если оно не предопределяется особенностями бортового навигационного комплекса.

Гели известны координаты точки вертекса (|Ч-, А г ортодромии, то нор­мальные сферические координаты <j. А преобразуются в ортодромические

siiiZ — sin(pcosn’r—

—cos гр sin фг cos (А—А„): ^ ^

COS V |siri ф sin фд-д-СОвф х
> cos ф(, cos (А—>4,)] sec Z,

г ;е фи. Ао — координаты начала глав­ной ортодромии. Вычисленные по формулам (1.2) координаты Z и А’ нз угловой меры (взятые в минутах) пересчитываются в линейные (кило­метры)

2= I.853Z’ и А І.853А". (1.3)

В практике современной навига­ции условный экватор ОССК строит­ся для всего марпоута (проходит через ІІПМ и КПМ). или несколь­ких участков, или каждого участка (рис. 1.2, а). В первом н втором слу­чаях полученная СК называется глав­ной ортодромической (ГОСК), в по­следнем — частной ортодромической

(ЧОСК)

В настоящее время наибольшее распространение получила ЧОСК. В ней начало СК выбирают в конце участка маршрута, ось OS совмеща­ют с ортодромической ЛЗП участка (с условным экватором), a OZ (ус­ловный меридиан) направляют пер­пендикулярно оси OS (рис. 1.2,6). Поскольку при полетах по воздуш­ным трассам уклонения ВС от ЛЗП невелики, то в полосе маршрута по­верхность Земли допустимо прини­мать за цилиндрическую. Тогда при развертке цилиндра получается прак­тически плоская поверхность, а ЧОСК превращается в прямоуголь­ную ортодромическую систему коор­динат (ПОСК). Она может строиться непосредственно на полетной карте. Координаты г, s ориентиров измере­ниями иа карте будут определяться с методическими погрешностями, при­сущими этой СК. Их значении зави­сят от проекции и масштаба карты. Они равны нулю на ЛЗП и возраста­ют по мере удаления пунктов от оси OS. Хотя в полосе маршрута они несущественны, но тем не менее в современной воздушной навигации коортннаты пунктов рассчитываются с требуемой точностью по формулам сферической тригонометрии.

В прямоугольной ОСК земная по­верхность считается плоской и зада­чи воздушной навигации решаются с использованием формул элементар­ной тригонометрии. Допустимость этого определяется теоремой Ле­жандра, согласно которой при вы­прямлении сторон ма юго сфериче­ского треугольника (стороны сущсст венно малы по сравнению с /?,) каждый угол в полученном плоском треугольнике бу ;ет меньше соотнетст пующего угла сферического треуголь­ника на .u=Q/’6Rl, где О —пло­щадь треугольника. Если рассматри­вать равносторонний треугольник со сторонами /, то справедливо соотно­шение Its 285yVa. Тогда для 1= = 450 км н 900 км имеют место иска­жения углов порядка Ха = 2,5′ и 10′ соответственно.

Прямоугольная ОСК удобна длн контроля пути, навигационного уп равлення полетом и управлення воэ — душным движением: координаты гс и St непосредственно указывают ли нейное боковое уклонение (ЛБУ) от ЛЗП и оставшееся до очередного ППМ расстояние. В этой СК упро­щается н автоматизированное вож­дение ВС, так как для следования но линии заданного пути достаточно вы юржнвать zc =0. ic=0 и гс = 0

Полярная и биполярная СК ис­пользуются при эксплуатации радио­навигационных систем, а экватори­альная и горизонтальная — астроно­мических средств.