Измерение угла сноса и путевой скорости

Навигационные элементы (НЭ) полета путевая скорость и угол сноса в зависимости от располагае­мых средств самолетовождения па борту ВС измеряются автоматически непрерывно или дискретно экипажем.

Непрерывное измерение навигаци­онных элементов полета. Автоматиче­ские средства самолетовождения — инерциальные навигационные системы и доплеровские измерители позволя­ют непрерывно в течение всего полета измерять путевую скорость и угол сноса. Эти средства являются полно­стью автономными, так как не требу­ют дополнительного наземного обору­дования.

При использовании ИНС путевая скорость и УС вырабатываются авто матнчески и выдаются на индикаторы обычно но мере необходимости.

Измерение путевой скорости и уг­ла сноса доплеровским измерителем (ДИСС) основано на замере разно­сти частот радиосигналов, излучен­ных радиопередатчиком ДИСС и при­нятых обратно после отражения их от земной (водной) поверхности. Условия отражения радиоволн от земной или водной поверхности ока­зывают влияние на точность измере­ния. Для устранения ошибки путевой скорости из-за морского эффекта в ДИСС вводится калибровочная по­правка, соответствующая среднему состоянию водной поверхности. Более совершенные ДИСС имеют спсциаль ную схему автоматического учета от­ражающих свойств поверхности.

При изменении режима полета, при наборе высоты и снижении, раз­гоне и торможении, а также при из­менении полетной массы ВС изменя­ется и угол тангажа. У ДИСС с ие — стабилизированными антеннами это приводит к изменению наклона диаг­раммы излучения в вертикальной плоскости и к завышению показаний W. Повышение точности измерения
путевой скорости по этой причине достигается двумя путями. Наиболее простои из иих заключается в перево­де ДИСС в режим «Память», если продольный крен ВС приводит к воз­никновению ошибок, превышающих допустимые. Другое направление реа­лизуется в тех ДИСС, расчет путевой скорости у которых выполняется не самим прибором, а бортовой ЦВМ. В этом случае возможно аналитиче­ски рассчитать и учесть поправки. При продолжительных поперечных кренах, например при развороте ВС, ДИСС переходит в режим «Память».

Доплеровские измерители непре­рывно измеряют УС. Достигается это либо разворотом антенной системы

ДИСС по направлению вектора (Г и отсчетом УС относительно продоль иой оси ВС, либо аналитически, если антенна закреплена неподвижно, а на борту ВС имеется ЦВМ.

Дискретное измерение навигацион­ных элементов полета. При отсутст­вии иа борту ВС ИНС или ДИСС путевая скорость, угол сноса и ФПУ могут определяться в полете экипа жем дискретно по мере необходимо­сти с помощью оптических и радио­технических средств. В основе всех способов дискретного измерения НЭ лежит оценка перемещения ВС отно­сительно земной поверхности. Наи­большее распространение получили измерения, выполняемые иа контроль­ном этапе (КЭ) и базисным спосо­бом

На контрольном этапе для изме рения IV’ и УС экипажу необходимо располагать двумя зафиксированны­
ми иа полетной карте точками факти­ческих МС (рис. 6.3). По измеренно­му расстоянию SK3 между ними и времени пролета рассчитывается пу­тевая скорость

W=SKJ,{TK-TH),

где Ти, Тк — время пролета начала и конца КЭ.

Точность измерения IV зависит от частных погрешностей опретеления МС, графической работы на карте и отсчета времени. Относительная по­грешность определения путевой ско­рости характеризуется выражением

image41

находится в пределах 0,03—0,04.

Для измерения угла сноса рассчи­тывается разность между фактичес­ким путевым углом и средним курсом ВС:

УС = ФМПУ —МКср-

Знак УС получается автоматически. При ФМПУ >МК угол сноса поло­жительный и наоборот. Чтобы полу­чить ФМПУ иа полетной карте, соеди­няют линией точки начала и конца КЭ и измеряют истинный фактичес­кий путевой угол. Тогда

ФМПУ = ФПУ— Дм

Подпись: СЧ Рис. 6.3. Измерение W и УС на контрольном этапе

Точность измерения УС зависит от погрешностей определения МС и

Подпись:выдерживания заданного курса, точ ногти учета магнитного склонения и графической работы на карте:

image43

!’°мк ‘ГПДм + агр — Iе-5)

Обычно Оус = 2,5-г-3°. На контроль­ном этапе определяют и путевую ско­рость, и угол сноса одновременно. Непосредственное же определение фактических мест ВС может быть произведено любыми средствами, на­пример угломерно-дальномериой РИС, БРЛС или визуально. При выборе средств надо стремиться к получению наивысшей точности определения мес­та ВС. В пронессе измерения IP по­летное время необходимо фиксиро­вать с помощью секуи номера.

В основе большинства способов измерения навигационных элементов полета с помощью оптических и ра­диолокационных визиров лежит ба­зисный способ, заключающийсн в оценке относительного перемещении ВС, зафиксированного курсовыми уг лами и дальностями до выбранной точки (ориентира) на земной поверх ности. Особенностью данного способа является то, что для измерения не требуется опозианания самих ориен­тиров Задача расчета выполняется графически на ветрочете (навигаци­онном расчетчике) или аналитически в полярной системе координат, свя­занной с ВС.

Измерение U’ производят, как по­казано на рис. 6.4.

Для упрощения определения W с помощью БРЛС применяются частные случаи базисного способа, выполияс-

image44

Рис. 6.4. Измерение IP и УС базис­ным способом

мые на равных илн половинкой даль­ностях.

В первом случае D — D2^D путе­вая скорость

…. 2 D. КЮ.-КУО,

W =——— МП ——————————

і 2

Измерение U иа половинной даль­ности £>2=0,5 £>| предусматривает вы бор визирной точки в начальный мо­мент измерения на курсовой черте БРЛС. При этом 1Р=0,5£>|/. Расче­ты легко выполняются на навигацион­ной линейке НЛ-Юм.

Рели измерение ЇР производится с помощью РСБН, то можно опреде­лить путевую скорость без графиче­ских построений. Особенно удобен в этом смысле режим полета но задан­ному азимуту. Тогда

1Р=—(О,-£>,)'(.

Измерение путевой скорости ба­зисным способом с помощью оптиче­ских средств реализуется в визире АБ-52, установленном иа некоторых ВО, выполняющих полеты в поляр­ных районах.

базисный способ измерения уїла сноса также ие требует опознавания пролетаемой местности, поэтому для его реализации могут применяться любые визирные точки на земной по­верхности Способ основан на слеже­нии за относительным перемещением визирной точки в иоле зрения радио­локационного или оптического визира. Относительное перемещение фиксиру­ется в изменении дальности и КУО (см. рис. 6.4).

Обычно применяются частные слу­чаи базисного способа, на равных и половинной дальностях.

В первом случае начало и оконча­ние промера фиксируется на одина­ковых дальностях. Тогда УС°- =0.5 (КУ0, + КУ02) 90° (270°) соот ветственно для праного и левого бор — тон ВС. Если начальный курсовой угол КУО, = 45° (315°), то УС =

КУ02—135°(225)°)

2

В другом случае вторую даль­ность выбирают равной полонине пер­вой. Топа УС = 2КУО,—КУ02. Здесь удобнее вести счет курсовых углов не от 0 до 360°, а от 0 до ±180°.

image45

Рис 6.5 Полет ВС от радиостанции

Подпись: (6.8>

Точность навигационных элемен­тов, измеренных базисным способом, зависит в основном от погрешностей измерения дальностей и курсовых уг­лов ориентира. Пе/гому очень важно иСИ этом сохранять постоянный курс ВС.

Измерение УС по остановленной антенне БРЛС. — также частный слу­чай базисного способа, когда КУО| = = КУ02 равен УС и углу разворота антенны. Наблюдая на экране БРЛС за характером свечения развертки, можно плавным поворотом антенны совместить максимум диаграммы из­лучения с направлением вектора пу­тевой скорости Точность измерения этим способом аТс —0,5-^0,8°.

При выполнении полета от радио­станции можно измерять угол сноса с помощью радиокомпаса совместно с курсовым прибором (рис. 6.5):

УС = МК4 КУР ± 180 —МКср, (6 7)

где МК и КУР — мгновенные значе ния магнитного курса и курсового угла PC; МКср—средний курс, вы­держиваемый экипажем в процессе промера

Точность измерения УС характери­зуется величиной аус = 3-г-4°.