Обеспечение соконусности работы лопастей
Под соконусностью лопастей понимается такая их работа, когда при вращении несущего винта каждая из лопастей в одном и том же угле азимута проходит на одинако- Рис. 12. Графики изменения коэффициента тяги несущего винта в зависимости от коэффициента заполнения при различных углах установки лопастей и изменение относительной тяги в зависимости от крутки |
вой высоте, т. е. все лопасти при вращении занимают положение образующих одного конуса.
Обычно установленный на вертолет несущий винт или комплект лопастей не имеет соконусности, чтобы ее обеспечить, приходится регулировать лопасти.
Значительная несоконусность лопастей заметна на глаз в виде «размыва» конуса вращения, если посмотреть сбоку на вращающийся несущий винт. Меньшая несоконусность может быть выявлена только по вождению ручки управления циклическим шагом и по тряске вертолета.
Причиной несоконусности является различие величин подъемных сил, создаваемых каждой из лопастей при вращении несущего винта
Как известно, подъемная сила лопасти на определенных оборотах зависит от угла ее установки и закрутки лопасти в процессе работы. На рис. 12 представлено изменение коэф фициента тяги Ст для различных углов установки лопастей и изменение величины относительной тяги в процентах при различной величине закрутки в зависимости от коэффициента заполнения (о). Угол установки каждой лопасти задается регулировкой вертикальных тяг, соединяющих рычаг
поворота лопасти с тарелкой автомата перекоса. На величину закрутки влияет положение триммерных пластин, установленных на задней кромке каждой лопасти.
Для проверки соконусности работы лопастей несущего винта (рис. 13) вертолет закрепляется «на привязи», концы лопастей окрашиваются разноцветными карандашами или красками. Двигатель запускается и трансмиссия раскручивается до оборотов, соответствующих 0,6—0,65 номинальных. Затем к несущему винту подносится штанга с прикрепленной к ее верхней части плотной бумагой, так чтобы концы лопастей задели за бумагу и оставили бы на ней следы.
По расстоянию между следами на бумаге судят о соконусности работы лопастей.
Если это расстояние значительно (например, более 20 мм для вертолета Ми-1), несоконусность устраняется изменением длины вертикальных тяг автомата перекоса, что в свою очередь изменяет установочные углы лопастей и соответственно выравнивает величину подъемной силы каждой лопасти.
После проверки несоконусности лопастей на оборотах 0,6—0,65 от номинальных аналогично проверяется соконус — ность работы лопастей на номинальных оборотах несущего винта.
Несоконусность в этом случае устраняется изменением закрутки лопасти в процессе вращения, что достигается отгибом триммерных пластин лопастей. Лопасть, отпечаток которой на бумаге находится выше других, имеет больший угол установки вследствие большей закрутки, следовательно, ее триммерную пластину надо отогнуть вниз. У лопасти, которая дает отпечаток ниже других, триммерную пластину надо отогнуть вверх.
После проведения указанных операций вновь проверяется соконусность на средних и номинальных оборотах несущего винта и, если необходимо, проводится дополнительная регулировка.
В практике эксплуатации вертолетов были случаи применения техническим составом для проверки соконусности лопастей полотна, пропитанного лаком, обладающего значительно большей долговечностью по сравнению с бумагой, которая годится лишь на один раз. Однако при этом не учитывалось, что такое полотно имеет значительно большую жесткость, чем бумага.
В результате ударов лопасти по полотну были случаи повреждения концевых участков лопастей. Поэтому применение пропитанного лаком полотна для проверки соконусности не может быть рекомендовано.
Соконусность считается удовлетворительной, если расстояние между отпечатками концов лопастей на бумаге не превышает определенной величицы и при работе несущего винта не ощущается тряски или вождения ручки управления циклическим шагом вертолета.
Следует заметить, что уменьшение несоконусности описанным выше способом обеспечивает выравнивание момент — ных характеристик каждой из лопастей и обеспечивает устранение вождения ручки управления.
Однако в процессе эксплуатации вертолета моментные характеристики лопастей могут изменяться, и даже при нормальной соконусности бывают случаи, когда наблюдается вождение ручки управления вертолетом. Причиной изменения моментных характеристик обычно являются появление небольших остаточных деформаций лопасти в результате ее работы, а также непроизвольный отгиб триммерных пластин из-за небрежного расчехления лопастей или задевания ими о посторонние предметы (стремянки, подъемники и др.). В таких случаях необходимо устранить вождение ручки управления циклическим шагом.