Обеспечение соконусности работы лопастей

Под соконусностью лопастей понимается такая их рабо­та, когда при вращении несущего винта каждая из лопа­стей в одном и том же угле азимута проходит на одинако-

Обеспечение соконусности работы лопастей

Рис. 12. Графики изменения коэффициента тяги несущего винта в зависимости от коэффициента заполнения при раз­личных углах установки лопастей и изменение относитель­ной тяги в зависимости от крутки

вой высоте, т. е. все лопасти при вращении занимают поло­жение образующих одного конуса.

Обычно установленный на вертолет несущий винт или комплект лопастей не имеет соконусности, чтобы ее обеспе­чить, приходится регулировать лопасти.

Значительная несоконусность лопастей заметна на глаз в виде «размыва» конуса вращения, если посмотреть сбоку на вращающийся несущий винт. Меньшая несоконусность может быть выявлена только по вождению ручки управле­ния циклическим шагом и по тряске вертолета.

Причиной несоконусности является различие величин подъемных сил, создаваемых каждой из лопастей при вра­щении несущего винта

Как известно, подъемная сила лопасти на определенных оборотах зависит от угла ее установки и закрутки лопасти в процессе работы. На рис. 12 представлено изменение коэф фициента тяги Ст для различных углов установки лопастей и изменение величины относительной тяги в процентах при различной величине закрутки в зависимости от коэффициен­та заполнения (о). Угол установки каждой лопасти задается регулировкой вертикальных тяг, соединяющих рычаг

Обеспечение соконусности работы лопастей

поворота лопасти с тарелкой автомата перекоса. На величину закрутки влияет положение триммерных пластин, установленных на задней кромке каждой лопасти.

Для проверки соконусности работы лопастей несущего винта (рис. 13) вертолет закрепляется «на привязи», концы лопастей окрашиваются разноцветными карандашами или красками. Двигатель запускается и трансмиссия раскручи­вается до оборотов, соответствующих 0,6—0,65 номиналь­ных. Затем к несущему винту подносится штанга с прикреп­ленной к ее верхней части плотной бумагой, так чтобы кон­цы лопастей задели за бумагу и оставили бы на ней следы.

По расстоянию между следами на бумаге судят о со­конусности работы лопастей.

Если это расстояние значительно (например, более 20 мм для вертолета Ми-1), несоконусность устраняется изменением длины вертикальных тяг автомата перекоса, что в свою очередь изменяет установочные углы лопастей и соответственно выравнивает величину подъемной силы каж­дой лопасти.

После проверки несоконусности лопастей на оборотах 0,6—0,65 от номинальных аналогично проверяется соконус — ность работы лопастей на номинальных оборотах несущего винта.

Несоконусность в этом случае устраняется изменением закрутки лопасти в процессе вращения, что достигается от­гибом триммерных пластин лопастей. Лопасть, отпечаток которой на бумаге находится выше других, имеет больший угол установки вследствие большей закрутки, следователь­но, ее триммерную пластину надо отогнуть вниз. У лопасти, которая дает отпечаток ниже других, триммерную пластину надо отогнуть вверх.

После проведения указанных операций вновь проверяет­ся соконусность на средних и номинальных оборотах несу­щего винта и, если необходимо, проводится дополнительная регулировка.

В практике эксплуатации вертолетов были случаи при­менения техническим составом для проверки соконусности лопастей полотна, пропитанного лаком, обладающего зна­чительно большей долговечностью по сравнению с бума­гой, которая годится лишь на один раз. Однако при этом не учитывалось, что такое полотно имеет значительно боль­шую жесткость, чем бумага.

В результате ударов лопасти по полотну были случаи повреждения концевых участков лопастей. Поэтому при­менение пропитанного лаком полотна для проверки соко­нусности не может быть рекомендовано.

Соконусность считается удовлетворительной, если рас­стояние между отпечатками концов лопастей на бумаге не превышает определенной величицы и при работе несущего винта не ощущается тряски или вождения ручки управле­ния циклическим шагом вертолета.

Следует заметить, что уменьшение несоконусности опи­санным выше способом обеспечивает выравнивание момент — ных характеристик каждой из лопастей и обеспечивает устранение вождения ручки управления.

Однако в процессе эксплуатации вертолета моментные характеристики лопастей могут изменяться, и даже при нормальной соконусности бывают случаи, когда наблю­дается вождение ручки управления вертолетом. Причиной изменения моментных характеристик обычно являются появление небольших остаточных деформаций лопасти в результате ее работы, а также непроизвольный отгиб триммерных пластин из-за небрежного расчехления лопа­стей или задевания ими о посторонние предметы (стре­мянки, подъемники и др.). В таких случаях необходимо устранить вождение ручки управления циклическим шагом.