ТОЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАВИГАЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ

8.1. Понятие точности самолетовождения

Под точностью самолетовождения понимается степень близости факти­ческой и заданной пространственно — временных траекторий полета. Про­цесс самолетовождения носит вероят­ностный характер. Фактическая тра­ектории нс совпадает с заданной вследствие случайных погрешностей навигационных измерений, погрешно­стей выдерживания требуемого нави­гационного режима, инерционных свойств ВС, воздействия внешней сре­ды и других причин. Рассматривают точность самолетовождения по боко­вой Z, вертикальной Н и продольной S координатам Вместо погрешности но продольной координате As часто рассматривают связанную с ней по­грешность времени t пролета задан­ного рубежа.

Поскольку погрешности самолето­вождения являются случайными, в качестве показателей точности само­летовождения используются статисти­ческие характеристики этих погрешно­стей. Наиболее часто используются следующие показатели точности само­летовождения.

Среднее значение (математическое ожидание) погрешности по соответ — ствчющей координате (пь, т,, тц, ttit) по множеству траекторий полета нлн на некотором участке одной тра ектории. В процессе полета экипаж стремится свести к нулю системати­ческие погрешности навигационных измерений и строго выдерживать на­вигационную программу полета, по­этому в ряде случаев математические ожидания погрешностей самолетовож­дения принимают рапными нулю. Од­нако иногда систематические погреш­ности (например, боковое уклонение при полете по ортодромической ЛЗП с использованием локсодромических курсовых приборов) возникают из-за используемого метода самолетовож­дения

Средняя квадратическая погреш­ность самолетовождения по соответст­вующей координате (о,, о«, ан,

at). Она характеризует степень рас­сеяния случайных погрешностей са­молетовождения относительно их ма­тематического ожидания, а при ну­левом математическом ожидании — разброс фактической координаты ВС относительно заданной. Чем меньше о, тем менее разбросаны реализации случайной погрешности относительно их средств значения, тем выше точ­ность самолетовождения

Максимальная погрешность

(Да max, Asmai, Д/rmar, Д/max) харак­теризует максимально возможное от­клонение фактической траектории от заданной. Она может быть установ­лена из физических соображений. Ча­сто за максимальную погрешность принимают утроенную среднюю квад­ратическую Атах =■ За. При этом допу­скается пренебрежимо малой вероят­ность превышения случайной погреш­ностью данного значения Ansi (тля нормального закона распределения эта вероятность составляет 0,003).

Погрешность самолетовождения по каждой координате может быть разделена на составляющие, разли­чающиеся по их происхождению: по­грешность измерения положения, обусловленная неточным определени­ем с помощью датчиков навигацион­ной информации положення ВС; по­грешность выдерживания траектории (погрешность пилотирования), выз­ванная несовпадением вследствие разных причин измеренной координа­ты с заданной.

Поскольку процесс самолетовож дения представляет собой последова­тельность участков счисления пути с периодической коррекцией координат, то погрешности определения место­положения ВС складываются из по­грешностей коррекции координат и счисления пути. Погрешности выдер­живания траектории зависят от спо­соба исправления пути и тщательно­сти выдерживания заданного режи­ма полета.

Точность самолетовождения зави сит от технологии работы навигато­ра, который выбирает момент и сред ства коррекции координат, режим счисления. порядок исправления пути.