УХОД ЗА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКОЙ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

П

од уходом за авиационной техникой понимается комплекс периодически выполняемых на ней работ с целью сохранения ее летных качеств и поддер­жания в постоянной исправности и готовности к поле­там в процессе технической эксплуатации и хранения.

Свыше 95% срока нсей службы самолета приходится на его хранение на аэродроме и только около 3—5% на полеты. Поэтому безотказная работа авиационной тех­ники может быть обеспечена только при строгом соблю­дении правил ухода за ней, ее хранения и длительного сбережения.

При организации ухода и сбережения авиационной техники должны учитываться условия ее размещения и технической эксплуатации, а также климатические осо­бенности района базирования, особенно климатических условий Заполярья и Средней Азии, о которых не всегда говорится в инструкциях и регламентах технической эксплуатации.

В настоящее время в большинстве случаев самолеты хранятся на открытых стоянках, а следовательно, под­вергаются вредному воздействию атмосферных условий. Под влиянием атмосферных условий понимают воздей­ствие на авиационную технику влаги и атмосферных осадков, температуры окружающего воздуха и солнеч­ных лучей, ветра, пыли и грязи. Из сочетания атмосфер­ных условий складываются климатические условия мест­ности.

Различные климатические условия, воздействующие на авиационную технику в процессе ее эксплуатации и

I

I

хранения, могут вызывать разрушение защитных покры­тий, появление коррозии, структурные изменения в ма­териалах, изменять механические свойства отдельных деталей (например, резиновых изделий), а также харак­теристики и работоспособность некоторых агрегатов.

При изменении температуры происходит конденсация паров, содержащихся в воздухе. Влага и частицы пыли, осаждаясь на металлических изделиях, вызывают в них коррозию. .

Резкие температурные колебания приводят к допол­нительным напряжениям и деформациям в конструктив­ных элементах авиационной техники.

Под вредным действием солнечной радиации — уль­трафиолетовых лучей — изменяются свойства резино-тех­нических изделий, льняных и хлопчатобумажных тканей; они снижают свою эластичность и прочность. При дли­тельном воздействии солнечных лучей резина становится рыхлой и растрескивается. Некоторые прозрачные пла­стики мутнеют, приобретают иную окраску и также рас­трескиваются (серебрятся). :

При высоких температурах уменьшается упругость резиновых изделий и их сопротивляемость износу. При низких температурах резина становится хрупкой, ухуд­шаются ее уплотнительные свойства.

Лакокрасочные покрытия под действием влаги и солнца разрушаются, растрескиваются, омеляются, ко­робятся и отстают.

Попадание влаги и пыли в топливную, гидравличе­скую, воздушную и другие системы самолета может вызвать отказы в работе отдельных агрегатов этих систем.

Вода является источником коррозии металлов и со­здает благоприятные условия для ее быстрого развития.

Наиболее распространенной причиной коррозии яв­ляется совместное действие на детали и агрегаты влаги, пыли и промышленных газов, находящихся в воздухе (S02, NH3 и др.). Наличие во влаге солей, кислот и ще­лочей сильно влияет на развитие электрохимической кор­розии. Например, в приморских районах атмосфера, насыщенная частицами хлористых солей, создает благо­приятные условия для бурного развития коррозии.

Из всех факторов, снижающих долговечность и работоспособность агрегатов авиационной техники, кор-

розия причиняет (наибольший вред. Поэтому ей и меро­приятиям по ее устранению и предупреждению уделяет­ся большое внимание.

Уход за авиационной техникой во время эксплуата­ции и хранения должен способствовать тому, чтобы ее аэродинамические и летно-технические качества не ухудшались и работоспособность всех механизмов и аг­регатов не нарушалась. Необходимо помнить, что само­лет меньше разрушается от коррозии, когда он постоян­но летает, и, наоборот, быстрее разрушается, если на­ходится в бездействии. Поэтому за самолетами, которые мало летают, уход и контроль должны быть усилены.

Самолеты обычно хранятся в различных условиях. Большинство из них систематически участвует в полетах и постоянно находится в исправном состоянии, некото­рые по разным причинам (резервные, находящиеся на доработках или длительном ремонте, транспортируемые железнодорожным транспортом и др.) имеют длительные перерывы в полетах и поэтому для сохранности подвер­гаются консервации.

Для обеспечения безотказной работы авиационной техники и поддержания ее в постоянной исправности су­ществуют различные виды осмотров и регламентных ра­бот, объемы которых определяются соответствующей технической документацией и регламентами.

В данной главе излагаются общие вопросы ухода за авиационной техникой и ее хранения в различных кли­матических условиях.