ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ НА САМОЛЕТАХ, ОБОРУДОВАННЫХ НАВИГАЦИОННЫМ КОМПЛЕКСОМ И СИСТЕМАМИ С ЦИФРОВЫМ ВЫЧИСЛИТЕЛЕМ
17.1. Авиационные навигационные комплексы с цифровым вычислителем
В настоящее время эксплуатируются и внедряются авиационные навигационные комплексы АНК-Н с цифровым вычислителем. Для сокращения многотипиости разработаны базовые навигационные комплексы (БНК) отдельно для магистральных дальних, средних и ближних самолетов, а также самолетов МВ Л и вертолетов. Они построены по функцч-
оналыю-блочному принципу, что позволяет комплексировать их по частям с использованием унифицированных базовых блоков.
Обобщенная структурная схема БНК среднего магистрального самолета ничем не отличается от схемы АНК-1 (см. рис. 16.1). Навигационным вычислителем в БНК служит БЦВМ, а датчиком курса — базовая система курса и вертикали с инерциальной курсовертикалью (БСКВ с ИКВ), что придает комплексу новые качества
Навигационное вычислительное устройство (НВУ) состоит из БЦВМ, пульта подготовки и контроля (Г1ПК), пультов ввода и индикации (ПВИ). пульта взлета и посадки (ПВП), пультов управления индикацией на плановом навигационном приборе (ПУ) и индикатора навигационной обстановки (ИНО). В свою очередь ЦВМ состоит из устройства ввода и вывода информации (УВВ), цифрового вычислительного устройства (ЦВУ) и блоков постоянной (БПП) и оперативной памяти (БОП).
НВУ предназначено для автома — інзации решения навигационных задач и обеспечивает:
автоматическое и ручное программирование маршрута полета;
вычисление географических координат МС;
вычисление и индикацию частно ортодромических координат ВС;
непрерывную индикацию заданных и текущих параметров полета на ИНО;
коррекцию счисленных координат к курса с использованием РСБН и КУРС МП/СД, вычисление и индикацию поправок Аг, As и Ау;
оперативное изменение программы полета, включая уход и заход на посадку на запасном аэродроме;
вычисление и выдачу на индикатор ПВИ поправки Ау при рулении по РД или при разбеге по ВПП;
вычисление и индикацию направления и скорости ветра;
автоматическую настройку бортовых подсистем РСБН, КУРС МП/СД, а также УКВ радиостанций;
управление индикацией ЗПУ на ПНИ;
включение различных режимов работы АНК, алгоритмический контроль навигационных средств комплекса при подготовке к полету.
Кроме этого, НВУ совместно с САУ
автоматический полет по запрограммированному маршруту;
автоматический предпосадочный маневр;
автоматизированный уход на второй круг.
Пульт иеооа и индикации обеспечивает: ввод в БОП исходных данных программы маршрута при ручном программировании и оперативном изменении программы в полете; включение алгоритмов решения навигационных задач; индикацию текущих или программных параметров. В комплект НВУ входят два ПВИ («правый» и «левый»). Для вызова навигационных величин положение переключателей ПВИ безразлично, причем характер информации на одном ПВИ не зависит от характера навигационной информации — на другом.
Базовая система курса и вертика — ш (БСКВ) предназначена для вычисления курса самолета и выдачи электрических сигналов курса потребителям. БСКВ имеет три канала условного (ортодром ического) курса (три блока согласования курса БСК) и два — гиромагнитного курса (два блока гиромагнитного курса БГМК). Совместно с БЦВМ она измеряет и формирует гироскопический (ГК) Уг, условный (УК) Уу или ортодромиче — СКНЙ (ОК) у,)|іг и ИСТИННЫЙ (ИК) Уи и курсы. Рабочими (основными) курсами являются ортодромический, истинный и гиромагнитный Имеется три режима коррекции: «ВК» (внешней коррекции), «ГПК» и «МК». Режим «ВК» — основной при работе с ЦВМ. Начальная выставка курса и учет угловой скорости вращения Земли осуществляются автоматически по сигналам ЦВМ. Режим «ГПК» используется при отказе вычислительной машины. Режим «МК» служит для коррекции ОК по сигналу ГМК при автономном использовании БСКВ.
Датчиком гироскопического курса, а также углов крена и тангажа и проекций скорости ВС на горизонтальные оси гнроплатформы (ГП) является инерциальная курсоверти — каль (ИКВ), основу которой составляет горизонтально стабилизированная ГП.
Гироскопический курс подвергается широтной коррекции для исключения влияния вращения Земли, а затем внешней коррекции и тем самым формируется ОК.
В режиме «ВК» формируется курс, вычисленный внешними датчиками: ЦВМ, задатчиком курса (ЗК), индукиионным датчиком (ИД) относительно условного направления. Он вводится периодически при нажатой кнопке «Согл.» па ПУ или по сигналу «Согласование» от БЦВМ в режимах «МК» и «ГПК». В качестве условного направления отсчета курса может быть использован истинный или магнитный меридиан или любое другое направление. Индикаторами ОК служат ПНП и 11НО.
В режиме «ГПК» внешняя коррекция не производится — БСКВ сама вычисляет и индицирует угпк. Для формирования гиромагнитного курса в БГМК поступает упк, который непрерывно корректируется сигналами магнитного курса, индицируемого на КИ-13, от ИД Индикаторами угмк являются РАИ, а также ПНП, если выполняется полет по радиомаякам «ВОР»
Ортодромический о средненный
курс используется для автоматического счисления координат
_1_
Yoprcp g (Yopn + Yo рт*-|’ Торті) •
где у0рт і курсы, выдаваемые тремя каналами БСК Погрешность хранения ОК не превышает 0,3°/ч. Точность измерения ГМК не хуже 0,7°.
БСКВ имеет систему контроля наличия электропитания и исправности работы следящей системы в блоках БСК и БГМК. Кроме того, система контроля по мажоритарной логике проверяет БСКВ: сравнивает между собой три сигнала уорт.’ если один из иих будет отличаться от двух других более чем на 5°±2°, то определяется отказавший канал и включается соответствующая сигнализация. При отказе одного канала и рассогла сования двух других на пороговую величину выдается сигнал отказов каналов ОК
В АПК II возможно счисление пути: курсо-доплеровское, инерциаль
ное, инерциальио — доплеровское, курсо-воздушное. В эксплуатируемых АНК-П счисление координат производится курсо-доплеоовским и курсовоздушным (аэрометрическим) методами. В последнем случае датчиком воздушной скорости служит иифор мациониый комплекс воздушно-скоростных параметров (ИК ВСП). предназначенный для решения тех же задач, что и система воздушных сигналов.
Автоматическое счисление частио — ортодромнческих координат в курсо — доплеровском режиме по существу осуществляется по алгоритмам (16.2) и (16.3), но с вводом поправки на несферичность Земли и относительную методическую погрешность измерения путевой скорости WIW, что уменьшает погрешности решения задачи. Коэффициенты точности счисления kc4j ~ 0,0085 и kc4g ~ 0,007. БЦВМ выполняет комплексную обработку информации. В этом случае АгСЧг kC4gx 0.005. С использованием счисленных sc. zc и координат Г1ПМ начала и конца текущего участка маршрута вычисляются географические фгХг-