ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ НА САМОЛЕТАХ, ОБОРУДОВАННЫХ НАВИГАЦИОННЫМ КОМПЛЕКСОМ И СИСТЕМАМИ С ЦИФРОВЫМ ВЫЧИСЛИТЕЛЕМ

17.1. Авиационные навигационные комплексы с цифровым вычислителем

В настоящее время эксплуатиру­ются и внедряются авиационные на­вигационные комплексы АНК-Н с цифровым вычислителем. Для сокра­щения многотипиости разработаны базовые навигационные комплексы (БНК) отдельно для магистральных дальних, средних и ближних самоле­тов, а также самолетов МВ Л и вер­толетов. Они построены по функцч-
оналыю-блочному принципу, что поз­воляет комплексировать их по частям с использованием унифицированных базовых блоков.

Обобщенная структурная схема БНК среднего магистрального само­лета ничем не отличается от схемы АНК-1 (см. рис. 16.1). Навигацион­ным вычислителем в БНК служит БЦВМ, а датчиком курса — базовая система курса и вертикали с инерци­альной курсовертикалью (БСКВ с ИКВ), что придает комплексу новые качества

Навигационное вычислительное устройство (НВУ) состоит из БЦВМ, пульта подготовки и контроля (Г1ПК), пультов ввода и индикации (ПВИ). пульта взлета и посадки (ПВП), пультов управления индика­цией на плановом навигационном при­боре (ПУ) и индикатора навигаци­онной обстановки (ИНО). В свою очередь ЦВМ состоит из устройства ввода и вывода информации (УВВ), цифрового вычислительного устройст­ва (ЦВУ) и блоков постоянной (БПП) и оперативной памяти (БОП).

НВУ предназначено для автома — інзации решения навигационных за­дач и обеспечивает:

автоматическое и ручное програм­мирование маршрута полета;

вычисление географических коор­динат МС;

вычисление и индикацию частно ортодромических координат ВС;

непрерывную индикацию заданных и текущих параметров полета на ИНО;

коррекцию счисленных координат к курса с использованием РСБН и КУРС МП/СД, вычисление и индика­цию поправок Аг, As и Ау;

оперативное изменение программы полета, включая уход и заход на по­садку на запасном аэродроме;

вычисление и выдачу на индика­тор ПВИ поправки Ау при рулении по РД или при разбеге по ВПП;

вычисление и индикацию направ­ления и скорости ветра;

автоматическую настройку борто­вых подсистем РСБН, КУРС МП/СД, а также УКВ радиостанций;

управление индикацией ЗПУ на ПНИ;

включение различных режимов ра­боты АНК, алгоритмический конт­роль навигационных средств комплек­са при подготовке к полету.

Кроме этого, НВУ совместно с САУ

автоматический полет по запро­граммированному маршруту;

автоматический предпосадочный маневр;

автоматизированный уход на вто­рой круг.

Пульт иеооа и индикации обеспе­чивает: ввод в БОП исходных дан­ных программы маршрута при ручном программировании и оперативном изменении программы в полете; вклю­чение алгоритмов решения навигаци­онных задач; индикацию текущих или программных параметров. В комплект НВУ входят два ПВИ («правый» и «левый»). Для вызова навигацион­ных величин положение переключа­телей ПВИ безразлично, причем ха­рактер информации на одном ПВИ не зависит от характера навигацион­ной информации — на другом.

Базовая система курса и вертика — ш (БСКВ) предназначена для вы­числения курса самолета и выдачи электрических сигналов курса потре­бителям. БСКВ имеет три канала ус­ловного (ортодром ического) курса (три блока согласования курса БСК) и два — гиромагнитного курса (два блока гиромагнитного курса БГМК). Совместно с БЦВМ она измеряет и формирует гироскопический (ГК) Уг, условный (УК) Уу или ортодромиче — СКНЙ (ОК) у,)|іг и ИСТИННЫЙ (ИК) Уи и курсы. Рабочими (основными) кур­сами являются ортодромический, истинный и гиромагнитный Имеется три режима коррекции: «ВК» (внеш­ней коррекции), «ГПК» и «МК». Режим «ВК» — основной при ра­боте с ЦВМ. Начальная выставка курса и учет угловой скорости вра­щения Земли осуществляются автома­тически по сигналам ЦВМ. Режим «ГПК» используется при отказе вы­числительной машины. Режим «МК» служит для коррекции ОК по сигналу ГМК при автономном ис­пользовании БСКВ.

Датчиком гироскопического курса, а также углов крена и тангажа и проекций скорости ВС на горизон­тальные оси гнроплатформы (ГП) является инерциальная курсоверти — каль (ИКВ), основу которой состав­ляет горизонтально стабилизирован­ная ГП.

Гироскопический курс подвергает­ся широтной коррекции для исключе­ния влияния вращения Земли, а за­тем внешней коррекции и тем самым формируется ОК.

В режиме «ВК» формируется курс, вычисленный внешними датчи­ками: ЦВМ, задатчиком курса (ЗК), индукиионным датчиком (ИД) отно­сительно условного направления. Он вводится периодически при нажатой кнопке «Согл.» па ПУ или по сигналу «Согласование» от БЦВМ в режимах «МК» и «ГПК». В качестве условного направления отсчета курса может быть использован истинный или маг­нитный меридиан или любое другое направление. Индикаторами ОК слу­жат ПНП и 11НО.

В режиме «ГПК» внешняя коррекция не производится — БСКВ сама вычисляет и индицирует угпк. Для формирования гиромагнитного курса в БГМК поступает упк, кото­рый непрерывно корректируется сиг­налами магнитного курса, индициру­емого на КИ-13, от ИД Индикатора­ми угмк являются РАИ, а также ПНП, если выполняется полет по ра­диомаякам «ВОР»

Ортодромический о средненный

курс используется для автоматическо­го счисления координат

_1_

Yoprcp g (Yopn + Yo рт*-|’ Торті) •

где у0рт і курсы, выдаваемые тремя каналами БСК Погрешность хране­ния ОК не превышает 0,3°/ч. Точ­ность измерения ГМК не хуже 0,7°.

БСКВ имеет систему контроля на­личия электропитания и исправности работы следящей системы в блоках БСК и БГМК. Кроме того, система контроля по мажоритарной логике проверяет БСКВ: сравнивает между собой три сигнала уорт.’ если один из иих будет отличаться от двух дру­гих более чем на 5°±2°, то опреде­ляется отказавший канал и включает­ся соответствующая сигнализация. При отказе одного канала и рассогла сования двух других на пороговую величину выдается сигнал отказов каналов ОК

В АПК II возможно счисление пу­ти: курсо-доплеровское, инерциаль­

ное, инерциальио — доплеровское, кур­со-воздушное. В эксплуатируемых АНК-П счисление координат произ­водится курсо-доплеоовским и курсо­воздушным (аэрометрическим) мето­дами. В последнем случае датчиком воздушной скорости служит иифор мациониый комплекс воздушно-ско­ростных параметров (ИК ВСП). предназначенный для решения тех же задач, что и система воздушных сиг­налов.

Автоматическое счисление частио — ортодромнческих координат в курсо — доплеровском режиме по существу осуществляется по алгоритмам (16.2) и (16.3), но с вводом поправки на несферичность Земли и относитель­ную методическую погрешность из­мерения путевой скорости WIW, что уменьшает погрешности решения за­дачи. Коэффициенты точности счисле­ния kc4j ~ 0,0085 и kc4g ~ 0,007. БЦВМ выполняет комплексную обра­ботку информации. В этом случае АгСЧг kC4gx 0.005. С использовани­ем счисленных sc. zc и координат Г1ПМ начала и конца текущего уча­стка маршрута вычисляются геогра­фические фгХг-