Полеты на малых высотах
Полеты на малых высотах в нави гационном отношении характеризуются ухудшением условии ведения визуальной ориентировки из-за сокращения дальности видимости и увеличения угловой скорости перемещения земной поверхности. Малая продолжительность наблюдения за земными ориентирами не позволяет по нескольку раз обращаться к полетной карте для сличения ее с пролетаемой местностью. Поэтому иа земле в процессе предварительной подготовки необходимо особенно тщательно изучить условия ведения ориентировки в полете, т. е. определить расположение площадных, линейных и точечных ориентиров с тем, чтобы в полете они были своевременно обнаружены и безошибочно опознаны
Сложность изучения маршрута за ключается в том, что на топографи ческих картах изображение земной поверхности и ориентиров иа ней да
ется в плане, в то время как экипаж в полете на малых высотах наблюла ет их сбоку — в профиль. Поэтому рекомендуется использовать крупно масштабные карты. На иих даются условные обозначения отдельных объектов, видимых издалека (заводские трубы, телевизионные мачты, элеваторы, ЛЭП и т. д.). На такие ориентиры следует обращать особое ннимаипе при подготовке к полету.
Вследствие малой продолжительности наблюдения за земными ориен тирами для упрощения процесса контроля и исправления пути рекомендуется, помимо общей подготовки карты к полету, проводить дополнительную разметку (рис. 19.4). Она де лается около линейного ориентира, расположенного перпендикулярно Л^П в обе стороны от линии пути. В момент пересечения этого рубежа экипаж по деталям местности уточни ст свое МС и определяет лииейно-бо — ковос уклонение. В целях ускорения расчета нового курса следования для выво да ВС на контрольный пункт или ППМ вдоль линии траверза указываются значения поправок в курс. Их расчет производится заблаговременно как по формуле (15.7) с помо щью НЛ-Юм, так и графически измерением углов на карте. Если уклонение ВС было вправо, то ПК отри цательна, влево ПК положительна.
Быстрое угловое перемещение »ем ных ориентиров создает у экипажа ложное представление о большей, чем
на самом деле, скорости движения ВС и пройденного расстояния. Это приводит к грубым ошибкам, затрудняющим ведение визуальной ориентировки. В целях создания благоприятных условии для опознавания местности необходимо строго вести прокладку ЛФП, чаще измерять путевую скорость, заблаговременно рассчитывать время выхода иа очередной ориентир и ожидать его появление.
При полетах на малых высотах рекомендуется производить нретвы числение всех событий.
Для обеспечения уверенного вывода ВС иа точечный объект, расположенный на линейном ориентире — река, дорога, газопровод, целесообраз но маршрут строить с заведомым уклонением (см. п 19.1).
При полетах на малых высотах в районах магнитных аномалий для надежного выдерживания курса следования необходимо пользоваться гироскопическими курсовыми приборами.
Рекомендуется при измерении путевой скорости и угла сноса иа контрольном этапе для начала и оконча-
ния промера выбирать линейные ориентиры, расположенные перпендикулярно ЛЗП. Иногда целесообразно измерение 1У н УС производить раздельно.
Па малых высотах можно опреде лять направление и скорость ветра по местным признакам. Направление удобно определять по движению ды ма и пыли, наклону деревьев, волнению иа воде. Скорость ветра может быть определена по табл. 19 1.
Упрощенный способ численного преобразования скорости бокового ветра в угол сноса применяется на малых высотах. При полетах на ско ростах 100—200 км ч
ус°= (з—о. оїк) и6,
где Ue — боковая составляющая скорости ветра, м/с; V—воздушная скорость ВС, км/ч.
Например, при У=100 км/ч УС°= = 2£/о, а при У=180 км/ч УС°= = 1,2 (У*.
Иногда для удобства измерения УС у вертолетов иа смотровое стекло наносится специальная градусная разметка. На малых высотах затруднено одновременное пилотирование ВС, наблютеиие за препятствиями н ориентирами на местности, поэтому рекомендуется счисление пути вести визуально, а расчеты производить в уме. При этом расчет пройденного расстояния производится по скорости полета: отбросив последнюю цифру, получаем пройденное расстояние за 6 мин. При скорости 180 км/ч за 6 мин ВС пролетает 18 км, соответственно за 3 мни—9 км, за 1 мин — 3 км, за 12 и 18 мин — 36 и 54 км.
На малых высотах усложняется использование РНС, так как сокра щается дальность действия их. Особенно это относится к АРП и командным радиостанциям, работающим в диапазоне УКВ.
Максимальная дальность получения радиосигналов в зависимости от высоты полета имеет следующие значения:
Высота полета, м. . 50 100 150 200 Стах, км 26 37 45 52
Высота полета, м. . 250 500 1000 ^|11ЛХ> км 58 83 117
Вследствие этого для получения непрерывной навигационной информации в полете рекомен зуется использовать каждое РНС, расположенное вдоль ЛЗП, и находящееся в пределах дальности действия Д„а,