Полеты на малых высотах

Полеты на малых высотах в нави гационном отношении характеризуют­ся ухудшением условии ведения визу­альной ориентировки из-за сокраще­ния дальности видимости и увеличе­ния угловой скорости перемещения земной поверхности. Малая продол­жительность наблюдения за земными ориентирами не позволяет по не­скольку раз обращаться к полетной карте для сличения ее с пролетаемой местностью. Поэтому иа земле в про­цессе предварительной подготовки необходимо особенно тщательно изу­чить условия ведения ориентировки в полете, т. е. определить расположе­ние площадных, линейных и точечных ориентиров с тем, чтобы в полете они были своевременно обнаружены и безошибочно опознаны

Сложность изучения маршрута за ключается в том, что на топографи ческих картах изображение земной поверхности и ориентиров иа ней да­
ется в плане, в то время как экипаж в полете на малых высотах наблюла ет их сбоку — в профиль. Поэтому рекомендуется использовать крупно масштабные карты. На иих даются условные обозначения отдельных объектов, видимых издалека (завод­ские трубы, телевизионные мачты, элеваторы, ЛЭП и т. д.). На такие ориентиры следует обращать особое ннимаипе при подготовке к полету.

Вследствие малой продолжитель­ности наблюдения за земными ориен тирами для упрощения процесса кон­троля и исправления пути рекомен­дуется, помимо общей подготовки карты к полету, проводить дополни­тельную разметку (рис. 19.4). Она де лается около линейного ориентира, расположенного перпендикулярно Л^П в обе стороны от линии пути. В момент пересечения этого рубежа экипаж по деталям местности уточни ст свое МС и определяет лииейно-бо — ковос уклонение. В целях ускорения расчета нового курса следования для выво да ВС на контрольный пункт или ППМ вдоль линии траверза ука­зываются значения поправок в курс. Их расчет производится заблаговре­менно как по формуле (15.7) с помо щью НЛ-Юм, так и графически из­мерением углов на карте. Если укло­нение ВС было вправо, то ПК отри цательна, влево ПК положительна.

Быстрое угловое перемещение »ем ных ориентиров создает у экипажа ложное представление о большей, чем

на самом деле, скорости движения ВС и пройденного расстояния. Это приводит к грубым ошибкам, затруд­няющим ведение визуальной ориенти­ровки. В целях создания благоприят­ных условии для опознавания местно­сти необходимо строго вести проклад­ку ЛФП, чаще измерять путевую ско­рость, заблаговременно рассчитывать время выхода иа очередной ориентир и ожидать его появление.

При полетах на малых высотах рекомендуется производить нретвы числение всех событий.

Для обеспечения уверенного выво­да ВС иа точечный объект, располо­женный на линейном ориентире — ре­ка, дорога, газопровод, целесообраз но маршрут строить с заведомым ук­лонением (см. п 19.1).

При полетах на малых высотах в районах магнитных аномалий для на­дежного выдерживания курса следо­вания необходимо пользоваться гиро­скопическими курсовыми приборами.

Рекомендуется при измерении пу­тевой скорости и угла сноса иа кон­трольном этапе для начала и оконча-

ния промера выбирать линейные ориентиры, расположенные перпенди­кулярно ЛЗП. Иногда целесообразно измерение 1У н УС производить раз­дельно.

Па малых высотах можно опреде лять направление и скорость ветра по местным признакам. Направление удобно определять по движению ды ма и пыли, наклону деревьев, волне­нию иа воде. Скорость ветра может быть определена по табл. 19 1.

Упрощенный способ численного преобразования скорости бокового ветра в угол сноса применяется на малых высотах. При полетах на ско ростах 100—200 км ч

ус°= (з—о. оїк) и6,

где Ue — боковая составляющая ско­рости ветра, м/с; V—воздушная ско­рость ВС, км/ч.

Например, при У=100 км/ч УС°= = 2£/о, а при У=180 км/ч УС°= = 1,2 (У*.

Иногда для удобства измерения УС у вертолетов иа смотровое стекло наносится специальная градусная разметка. На малых высотах затруд­нено одновременное пилотирование ВС, наблютеиие за препятствиями н ориентирами на местности, поэтому рекомендуется счисление пути вести визуально, а расчеты производить в уме. При этом расчет пройденного расстояния производится по скорости полета: отбросив последнюю цифру, получаем пройденное расстояние за 6 мин. При скорости 180 км/ч за 6 мин ВС пролетает 18 км, соответст­венно за 3 мни—9 км, за 1 мин — 3 км, за 12 и 18 мин — 36 и 54 км.

На малых высотах усложняется использование РНС, так как сокра щается дальность действия их. Осо­бенно это относится к АРП и команд­ным радиостанциям, работающим в диапазоне УКВ.

Максимальная дальность получе­ния радиосигналов в зависимости от высоты полета имеет следующие зна­чения:

Высота полета, м. . 50 100 150 200 Стах, км 26 37 45 52

Высота полета, м. . 250 500 1000 ^|11ЛХ> км 58 83 117

Вследствие этого для получения непрерывной навигационной информа­ции в полете рекомен зуется исполь­зовать каждое РНС, расположенное вдоль ЛЗП, и находящееся в преде­лах дальности действия Д„а,