Штурманское обеспечение авиационно-химических работ

Авиационно-химические работы (АХР) выполняются в светлое время суток на высотах не ниже 5-Ю м над обрабатываемой растительностью по прямолинейным участкам — гонам, маркируемым сигнальщиками

Основными навигационными зада­чами АХР являются обеспечение: точ­ности полета ВС на каждом гоне; безопасности полетов на предельно малой высоте; экономичности постро ения маршрутов.

Полеты ВС к обрабатываемым участкам н обратно выполняются по кратчайшему безопасному маршруту на высоте не менее 50 м над препнт стпиями.

Штурманское обеспечение АХР.

При челночном способе АХР заход на очередной гон осуществляется раз­воротом на 180° или стандартным разворотом на угол и. Разворот на 180° выполняется, когда ширина за хвата местности распыленными хими­катами равна или больше удвоенно го радиуса разворота ВС: 111^2Р. Если Ш<2/?, то выполняется стан­дартный разворот с отворотом ВС на заданный угол (7.9).

Для обеспечения вывода ВС на очередной гон по дальности отворот на угол а должен начинаться на ли­нейном упреждении JiyP = 2ftsinu. Суммарное время разворота с учетом ЛУР

А Г,

f а° 1

Til 1 1 і О с v тз К

у Iі

М,+ 90 J|2s, na|

(20.3)

Для повышения ‘эффективности АХР применяются загонный и совме­стный способы обработки полей. Пер­вый из них предусматривает вывод ВС не на соседний гон, а с пропус­ком числа гонов

Л’ = (2R Ш) — 1 (20.4)

Обычно обработка ведется через два гона на третий.

Совместный способ обработки по­лей применяется тогда, когда среднее
время перелета ВС с одного участка на другой меньше суммарного време­ни выполнения одного разворота на очередной гок.

Безопасность полетов при АХР в штурманском отношении обеспечи вается: выдерживанием безопасных удалений границ обрабатываемых участков от препятствий; определе­нием опасных периодов и направле­ний полетов в зависимости от поло­жения Солнца.

Удаление сигнальных знаков от препятствий может рассчитываться для двух вариантов:

когда разворот ВС осуществляет ся до подлета к препятствию (рИС. 20.1, о). Нряяя^Лпр разв — ваб (сн)

+ 3 /? + (,

где Нра.,а — высота безопасного раз­ворота; Л„р — высота препятствия: Нр — рабочая высота полета на гоне; I — допустимое расстояние прибли ЖЄНИЯ К препятствию; РнвС(сщ, V. — поступательная и вертикальная ско роста полета ВС,

когда разворот ВС осуществляет ся над препятствием (рис. 20.1,6)

L6*3 = ~ув PV„a6(c„>, (20.6)

где И л — безопасная высота пролета иад препятствием. Обычно Hu=hnp+ +10 м.

Мри одновременной рабоїе днх ВС на сосстних участках, располо женнмх в створе друг к другу, бет опасное расстояние между ними

/ 11

2(-

1,„аб (20 7)

Выполнение полетов на предельно малых высотах в направлении на Солнце, когда оно находится низко над горизонтом, сопряжено с повы­шенной опасностью столкновения ВС с земными препятствиями. Поэтому НПП ГА запрещает обрабатынать участки, выполнять нзлеты и посалка, когіа высота Солнца над горизонтом меньше 15е, а курсовой угол его ме­нее гс30°. Дли обеспечения безопас­ности полетов заблаговременно, н пе­риод планирования АХР, можно установить опасные периоды и на правления полетов.

//ро. чежуток времени в часах меж­ду восходом (заходом) Солнца и до­стижением им высоты 15° может быть онрелелен с помощью ТВА и ААЕ, при отсутствии ТВА рассчитан аналитически sin ( ^ + *■) sin Ф sin S’5 где /Гр 6 ■ — гринвичский часовой угол Солнца в момент восхода и за­хода и его склонение, выбираемые из ААЕ; (р, А—географические коорди­наты района полетов

Таким образом, опасный период полетов определится промежутком нремени от Тлисх ДО (Гвосх + ЛГ) и от (T. iax АТ; до Гэвх

Азимуты Солнца в моменты, ког­да оно имеет высоту 0 и 15°, рассчи­тываются аналитически

sin (360—А-) ■ =

cos 6*

—— — sin(/° +Х), <20 9>

СОа h ‘ гр >’

или определяются с помощью ТВА О [Повременно с t

Опасные направления полетов бу дут соответствовать путевым углам ИПУ=А " ±30°. Их следует исклю чать при планировании ЛХР.