Штурманское обеспечение авиационно-химических работ
Авиационно-химические работы (АХР) выполняются в светлое время суток на высотах не ниже 5-Ю м над обрабатываемой растительностью по прямолинейным участкам — гонам, маркируемым сигнальщиками
Основными навигационными задачами АХР являются обеспечение: точности полета ВС на каждом гоне; безопасности полетов на предельно малой высоте; экономичности постро ения маршрутов.
Полеты ВС к обрабатываемым участкам н обратно выполняются по кратчайшему безопасному маршруту на высоте не менее 50 м над препнт стпиями.
Штурманское обеспечение АХР.
При челночном способе АХР заход на очередной гон осуществляется разворотом на 180° или стандартным разворотом на угол и. Разворот на 180° выполняется, когда ширина за хвата местности распыленными химикатами равна или больше удвоенно го радиуса разворота ВС: 111^2Р. Если Ш<2/?, то выполняется стандартный разворот с отворотом ВС на заданный угол (7.9).
Для обеспечения вывода ВС на очередной гон по дальности отворот на угол а должен начинаться на линейном упреждении JiyP = 2ftsinu. Суммарное время разворота с учетом ЛУР
А Г, |
f а° 1 Til 1 1 і О с v тз К |
у Iі |
М,+ 90 J|2s, na| |
(20.3) |
Для повышения ‘эффективности АХР применяются загонный и совместный способы обработки полей. Первый из них предусматривает вывод ВС не на соседний гон, а с пропуском числа гонов
Л’ = (2R Ш) — 1 (20.4)
Обычно обработка ведется через два гона на третий.
Совместный способ обработки полей применяется тогда, когда среднее
время перелета ВС с одного участка на другой меньше суммарного времени выполнения одного разворота на очередной гок.
Безопасность полетов при АХР в штурманском отношении обеспечи вается: выдерживанием безопасных удалений границ обрабатываемых участков от препятствий; определением опасных периодов и направлений полетов в зависимости от положения Солнца.
Удаление сигнальных знаков от препятствий может рассчитываться для двух вариантов:
когда разворот ВС осуществляет ся до подлета к препятствию (рИС. 20.1, о). Нряяя^Лпр разв — ваб (сн)
+ 3 /? + (,
где Нра.,а — высота безопасного разворота; Л„р — высота препятствия: Нр — рабочая высота полета на гоне; I — допустимое расстояние прибли ЖЄНИЯ К препятствию; РнвС(сщ, V. — поступательная и вертикальная ско роста полета ВС,
когда разворот ВС осуществляет ся над препятствием (рис. 20.1,6)
L6*3 = ~ув PV„a6(c„>, (20.6)
где И л — безопасная высота пролета иад препятствием. Обычно Hu=hnp+ +10 м.
Мри одновременной рабоїе днх ВС на сосстних участках, располо женнмх в створе друг к другу, бет опасное расстояние между ними
/ 11
2(-
1,„аб (20 7)
Выполнение полетов на предельно малых высотах в направлении на Солнце, когда оно находится низко над горизонтом, сопряжено с повышенной опасностью столкновения ВС с земными препятствиями. Поэтому НПП ГА запрещает обрабатынать участки, выполнять нзлеты и посалка, когіа высота Солнца над горизонтом меньше 15е, а курсовой угол его менее гс30°. Дли обеспечения безопасности полетов заблаговременно, н период планирования АХР, можно установить опасные периоды и на правления полетов.
//ро. чежуток времени в часах между восходом (заходом) Солнца и достижением им высоты 15° может быть онрелелен с помощью ТВА и ААЕ, при отсутствии ТВА рассчитан аналитически sin ( ^ + *■) sin Ф sin S’5 где /Гр 6 ■ — гринвичский часовой угол Солнца в момент восхода и захода и его склонение, выбираемые из ААЕ; (р, А—географические координаты района полетов
Таким образом, опасный период полетов определится промежутком нремени от Тлисх ДО (Гвосх + ЛГ) и от (T. iax АТ; до Гэвх
Азимуты Солнца в моменты, когда оно имеет высоту 0 и 15°, рассчитываются аналитически
sin (360—А-) ■ =
cos 6*
—— — sin(/° +Х), <20 9>
СОа h ‘ гр >’
или определяются с помощью ТВА О [Повременно с t
Опасные направления полетов бу дут соответствовать путевым углам ИПУ=А " ±30°. Их следует исклю чать при планировании ЛХР.