Топливная система и ее агрегаты

Топливная система современного самолета состоит из множества агрегатов и трубопроводов значительной протяженности. Ввиду особой пожароопасности этой си­стемы вопросам ее технической эксплуатации всегда придавалось и придается большое значение. В связи с этим одной из главных задач инженерно-технического состава является обеспечение полной герметичности топливной системы и ее агрегатов.

Топливная система состоит из топливных баков, на­сосов подкачки и перекачки, трубопроводов, топливных фильтров и т. д. Рассмотрим подробнее, какие неисправ­ности особенно часто возникают в топливной системе, как их определить и найти причину их появления.

Топливные баки обычно бывают установлены так, что постоянный и систематический контроль за их состо,- япием затруднен. Поэтому особое значение приобретают осмотры и периодические работы, когда вскрываются контейнеры топливных баков и баки могут быть тща­тельно осмотрены. Так как в настоящее время применя­ются преимущественно мягкие топливные баки, то при их осмотре проверяют, нет ли расслоения губчатой рези­ны, отслоения ткани от наружного резинового слоя ба­ков, трещин на фланцах топливных баков в местах кре­пления агрегатов, трещин по периметру монтажных лю­ков, нет ли местных вспучиваний стенок топливных ба­ков, так как вспучивание стенок — первый признак начи­нающегося разрушения бака.

При осмотрах и регламентных работах проверяют герметичность соединений топливной системы и состоя­ние дюритовых шлангов.

Насосы подкачки и перекачки топлива проверяют на герметичность. По обильной течи топлива через дренаж­ную трубку, выведенную за обводы планера и соединен­ную с уплотнительным узлом вала насоса, можно судить о неисправности этого узла. Недопустимым дефектом подкачивающих и перекачивающих насосов является за­девание крыльчатки насоса о входной патрубок. Поэто-

му при возникновении постороннего шума в насосах по­следние должны быть подвергнуты всесторонним иссле­дованиям.

В топливную систему входят трубопроводы разных диаметров и протяженности. По ним подается топливо из различных групп баков в расходные баки или непо­средственно к двигателям. Ввиду того что в единицу времени по трубопроводам, особенно непосредственно питающим двигатели, проходит большое количество го­рючего, к форме трубопроводов предъявляются жесткие требования. Вмятины на них не только изменяют расход горючего через данное сечение, но и могут послужить причиной изменения режима течения горючего и даже вызвать его кавитацию. Поэтому очень важно, чтобы трубопроводы в эксплуатации не подвергались повреж­дениям. При их осмотрах проверяют состояние отбор­товки, металлизацию, нет ли вмятин и не соприкасаются ли трубопроводы с деталями конструкции.

В топливные коммуникации включены фильтры и от* стойники, через сливные краники которых периодически сливают отстой топлива. После слива отстоя сливные краники плотно закрывают и контрят. При этом краники нельзя перетягивать, так как это может привести к обра­зованию трещин и даже к их разрушению.