Топливная система и ее агрегаты
Топливная система современного самолета состоит из множества агрегатов и трубопроводов значительной протяженности. Ввиду особой пожароопасности этой системы вопросам ее технической эксплуатации всегда придавалось и придается большое значение. В связи с этим одной из главных задач инженерно-технического состава является обеспечение полной герметичности топливной системы и ее агрегатов.
Топливная система состоит из топливных баков, насосов подкачки и перекачки, трубопроводов, топливных фильтров и т. д. Рассмотрим подробнее, какие неисправности особенно часто возникают в топливной системе, как их определить и найти причину их появления.
Топливные баки обычно бывают установлены так, что постоянный и систематический контроль за их состо,- япием затруднен. Поэтому особое значение приобретают осмотры и периодические работы, когда вскрываются контейнеры топливных баков и баки могут быть тщательно осмотрены. Так как в настоящее время применяются преимущественно мягкие топливные баки, то при их осмотре проверяют, нет ли расслоения губчатой резины, отслоения ткани от наружного резинового слоя баков, трещин на фланцах топливных баков в местах крепления агрегатов, трещин по периметру монтажных люков, нет ли местных вспучиваний стенок топливных баков, так как вспучивание стенок — первый признак начинающегося разрушения бака.
При осмотрах и регламентных работах проверяют герметичность соединений топливной системы и состояние дюритовых шлангов.
Насосы подкачки и перекачки топлива проверяют на герметичность. По обильной течи топлива через дренажную трубку, выведенную за обводы планера и соединенную с уплотнительным узлом вала насоса, можно судить о неисправности этого узла. Недопустимым дефектом подкачивающих и перекачивающих насосов является задевание крыльчатки насоса о входной патрубок. Поэто-
му при возникновении постороннего шума в насосах последние должны быть подвергнуты всесторонним исследованиям.
В топливную систему входят трубопроводы разных диаметров и протяженности. По ним подается топливо из различных групп баков в расходные баки или непосредственно к двигателям. Ввиду того что в единицу времени по трубопроводам, особенно непосредственно питающим двигатели, проходит большое количество горючего, к форме трубопроводов предъявляются жесткие требования. Вмятины на них не только изменяют расход горючего через данное сечение, но и могут послужить причиной изменения режима течения горючего и даже вызвать его кавитацию. Поэтому очень важно, чтобы трубопроводы в эксплуатации не подвергались повреждениям. При их осмотрах проверяют состояние отбортовки, металлизацию, нет ли вмятин и не соприкасаются ли трубопроводы с деталями конструкции.
В топливные коммуникации включены фильтры и от* стойники, через сливные краники которых периодически сливают отстой топлива. После слива отстоя сливные краники плотно закрывают и контрят. При этом краники нельзя перетягивать, так как это может привести к образованию трещин и даже к их разрушению.