ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ
Для описания параметров положения и движения самолета используются два вида движения: поступательное движение центра масс самолета относительно Земли и вращательное движение самолета вокруг его центра масс. Для анализа динамики полета необходимо ввести понятия еще нескольких видов движений. Основным видом движения самолета является опорное.
Опорное движение — это движение по заданной траектории, представляющей собой пространственную линию, описываемую центром масс самолета при движении относительно Земли с заданными параметрами положения и движения. Опорное движение может быть невозмущенным и возмущенным.
Невозмущенное движение — это движение самолета при отсутствии каких-либо возмущений: управляющих воздействий пилота или автоматики, воздействий окружающей среды, изменения состояния планера и двигателей и т. д. Невозмущенное движение самолета-исходное. Вновь образовавшееся под действием перечисленных возмущений движение является возмущенным. В условиях возмущенного движения приближение самолета к заданной траектории в опорном движении достигается за счет естественной способности самолета сохранять параметры движения, а также парированием отклонений самолета от опорного движения пилотом или автоматикой.
Движение самолета после прекращения действия возмущения, нарушившего исходное невозмущенное движение, называется собственным возмущенным движением, или просто собственным движением. Такое движение возникает, если находящемуся в равновесии самолету сообщить некоторое начальное возмущение, а затем предоставить самому себе. Собственное возмущенное движение наблюдается после воздействия резкого порыва ветра, отклонения руля, сброса груза и т. д.
Движение самолета при наличии постоянно действующего возмущения называется вынужденным возмущенным движением или просто вынужденным движением. Такое движение возникает, например, при длительном отклонении руля, изменении конфигурации механизации крыла, постоянном воздействии ветра и т. д.
В полете на самолет действуют различные силы и моменты. Характер их действия определяет установившееся и неустановившееся движения. ,
Установившееся движение — это движение самолета в условиях равновесия действующих на него сил и сбалансированности моментов. В установившемся движении основные кинематические параметры движения, прежде всего скорость, постоянны или меняются достаточно медленно. Если это условие выполняется приближенно, то движение называется квазиустановившимся (почти установившимся). Неустановившееся движение — это движение самолета с достаточно быстрым изменением кинематических параметров, прежде всего скорости и высоты, в условиях отсутствия равновесия действующих на него сил и разбалансированности моментов.
В качестве основных невозмущенных видов движения самолета принято рассматривать горизонтальный полет, набор высоты и снижение. ‘
Горизонтальный полет-полет самолета на постоянной высоте (6 = 0 и Й = 0). Он может быть установившимся и неу становившимся, прямолинейным и криволинейным.
Установившийся горизонтальный полет — полет самолета на постоянной высоте и с постоянной скоростью (0 = 0, Н = О, V = 0).
Установившийся прямолинейный горизонтальный полет-полет на постоянной высоте и с постоянной скоростью без скольжения и крена (0 = О, н = о, V=0, р = 0, у = 0, у = 40. —
Этап полета, целью которого является изменение параметров движения называется маневром. Криволинейный горизонтальный полет-полет на постоянной высоте с поворотом траектории в горизонтальной плоскости
(0=0, н = 0, у/0).
Криволинейный горизонтальный полет с поворотом траектории на 360° называется виражом. Если угол поворота траектории меньше 360°, то такой маневр называют разворотом. Вираж и разворот могут выполняться с креном и скольжением. Установившийся криволинейный горизонтальный полет с постоянным креном без скольжения и с постоянной скоростью называется правильным виражом или разворотом (9 = О, Н = 0, ц/ ф О, у = const, р = О, V = 0).
Набор высоты и снижение — полет по наклонной траектории соответственно с увеличением или потерей высоты (в ф О, Й = 0). Набор высоты и снижение, так же как и горизонтальный полет, могут быть установившимися и неустановившимися, прямолинейными и криволинейными. Установившиеся набор высоты и снижение — полет с постоянными воздушной и вертикальной скоростями (8 # О, V = 0 и Й = 0). Криволинейный набор высоты и снижение-полет с поворотом траектории в вертикальной плоскости (0 ф 0 и Й ф 0).
Установившиеся прямолинейные набор высоты и снижение — по лет с постоянными воздушной, вертикальной скоростями и углом наклона траектории (6 = const, V = 0 и Н = 0).