ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ

Для описания параметров положения и движения самолета используют­ся два вида движения: поступательное движение центра масс самолета относительно Земли и вращательное движение самолета вокруг его центра масс. Для анализа динамики полета необходимо ввести понятия еще нескольких видов движений. Основным видом движения самолета является опорное.

Опорное движение — это движение по заданной траектории, представляю­щей собой пространственную линию, описываемую центром масс самолета при движении относительно Земли с заданными параметрами положения и движения. Опорное движение может быть невозмущенным и возму­щенным.

Невозмущенное движение — это движение самолета при отсутствии каких-либо возмущений: управляющих воздействий пилота или автома­тики, воздействий окружающей среды, изменения состояния планера и двигателей и т. д. Невозмущенное движение самолета-исходное. Вновь образовавшееся под действием перечисленных возмущений движение является возмущенным. В условиях возмущенного движения приближение самолета к заданной траектории в опорном движении достигается за счет естественной способности самолета сохранять параметры движения, а также парированием отклонений самолета от опорного движения пилотом или автоматикой.

Движение самолета после прекращения действия возмущения, нарушив­шего исходное невозмущенное движение, называется собственным возмуще­нным движением, или просто собственным движением. Такое движение возникает, если находящемуся в равновесии самолету сообщить некоторое начальное возмущение, а затем предоставить самому себе. Собственное возмущенное движение наблюдается после воздействия резкого порыва ветра, отклонения руля, сброса груза и т. д.

Движение самолета при наличии постоянно действующего возмущения называется вынужденным возмущенным движением или просто вынужден­ным движением. Такое движение возникает, например, при длительном отклонении руля, изменении конфигурации механизации крыла, постоян­ном воздействии ветра и т. д.

В полете на самолет действуют различные силы и моменты. Харак­тер их действия определяет установившееся и неустановившееся дви­жения. ,

Установившееся движение — это движение самолета в условиях равно­весия действующих на него сил и сбалансированности моментов. В установившемся движении основные кинематические параметры движения, прежде всего скорость, постоянны или меняются достаточно медленно. Если это условие выполняется приближенно, то движение называется квазиустановившимся (почти установившимся). Неустановившееся движе­ние — это движение самолета с достаточно быстрым изменением кинемати­ческих параметров, прежде всего скорости и высоты, в условиях отсут­ствия равновесия действующих на него сил и разбалансированности моментов.

В качестве основных невозмущенных видов движения самолета принято рассматривать горизонтальный полет, набор высоты и снижение. ‘

Горизонтальный полет-полет самолета на постоянной высоте (6 = 0 и Й = 0). Он может быть установившимся и неу становившимся, прямо­линейным и криволинейным.

Установившийся горизонтальный полет — полет самолета на постоянной высоте и с постоянной скоростью (0 = 0, Н = О, V = 0).

Установившийся прямолинейный горизонтальный полет-полет на по­стоянной высоте и с постоянной скоростью без скольжения и крена (0 = О, н = о, V=0, р = 0, у = 0, у = 40. —

Этап полета, целью которого является изменение параметров движения называется маневром. Криволинейный горизонтальный полет-полет на постоянной высоте с поворотом траектории в горизонтальной плоскости

(0=0, н = 0, у/0).

Криволинейный горизонтальный полет с поворотом траектории на 360° называется виражом. Если угол поворота траектории меньше 360°, то такой маневр называют разворотом. Вираж и разворот могут выполняться с креном и скольжением. Установившийся криволинейный горизонтальный полет с постоянным креном без скольжения и с постоянной скоростью называется правильным виражом или разворотом (9 = О, Н = 0, ц/ ф О, у = const, р = О, V = 0).

Набор высоты и снижение — полет по наклонной траектории соответ­ственно с увеличением или потерей высоты (в ф О, Й = 0). Набор высоты и снижение, так же как и горизонтальный полет, могут быть установив­шимися и неустановившимися, прямолинейными и криволинейными. Установившиеся набор высоты и снижение — полет с постоянными воздуш­ной и вертикальной скоростями (8 # О, V = 0 и Й = 0). Криволинейный набор высоты и снижение-полет с поворотом траектории в вертикальной плос­кости (0 ф 0 и Й ф 0).

Установившиеся прямолинейные набор высоты и снижение — по лет с постоянными воздушной, вертикальной скоростями и углом наклона траектории (6 = const, V = 0 и Н = 0).