ТУ-141 «СТРИЖ»

Россия

ТУ-141 «СТРИЖ»

Оперативно-тактический комплекс Ту-141 (ВР-2 «Стриж») предназначен для ведения воздушной раз­ведки объектов противника и местности с малых вы­сот на глубину нескольких сотен километров от линии фронта в условиях сильного противодействия ПВО. противника и радиоактивного заражения местности.

Опыт производства и эксплуатации беспилотного разведывательного комплекса ДБР-1 (Ту-123) позволил ОКБ перейти к работам над полностью спасаемым беспилотным разведывательным комплексом такти­ческого и оперативно-тактического назначения сле­дующего поколения Ту-141 (ВР-2 «Стриж»).

При проектировании беспилотного самолета-раз — ведчика «Стриж» первоначально речь шла о создании

—- ic

двухрежимного летательного аппарата. Предполага­лось, что беспилотный самолет на трансзвуковой или на небольшой сверхзвуковой скорости (1200-1300 км/ч) два раза будет прорывать фронтовую ПВО противни­ка (при прохождении на маршрут разведки и при воз­вращении на место посадки). Следование по маршру­ту разведки самолет должен был проходить на крейсерском дозвуковом режиме, посадку должен был выполнять «но-самолетному» на выпускаемую лыжу. Предварительные оценки и расчеты, прове­денные в ОКБ, показали, что подобный подход к со­зданию нового беспилотного комплекса приведет к значительному увеличению массы самолета при по­пытках сохранить требуемые основные летно-такти­ческие данные.

Было принято решение отказаться от сверхзвуко­вого режима и ограничиться скоростью 1000 км/ч на всем маршруте полета, а также от посадки на аэро­дром на лыжу, перейдя к варианту вертикальной пара­шютной посадки с включением тормозных устройств на последнем этапе. Постепенно предлагаемый про­ект самолета Ту-141 приблизился к увеличенной мас­штабной копии тактического беспилотного самолета — разведчика Ту-143.

По составу разведывательного оборудования (аэ­рофотоаппараты, инфракрасная разведывательная система) самолет-разведчик способен выполнять со­ответствующие виды разведки в любое время суток. Состав навигационно-пилотажного комплекса обес­печивал нормальную работу разведчика и его обору­дования на больших удалениях от места старта. Для комплекса рассматривались варианты оснаще-

ТУ-141 «СТРИЖ»

Запуск БГ1МА ТУ-141 «Стриж

ния самолета «141» средствами разведки, выполнен­ными на основе квантомеханических генераторов (лазеры), и введения в комплекс систем радиацион — нойразведки.

Первый опытный экземпляр Ту-141 совершил по­лет в декабре 1974 г., серийная постройка была развер­нута в 1979 г. Всего до момента окончания серии в 1989 г. выпущено 152 экземпляра самолета «141».. Первые 10 беспилотных самолетов оснастили дви­гателями Р9А-300 (вариант авиационного ТРД РД-9Б самолета МиГ-19), остальные — КР-17А (стальная тяга — 2000 кгс). После окончания заводских и государствен­ных испытаний комплекс «Стриж» был принят на вооружение Советской Армии. В основном комплек­сы поступили в части, дислоцированные на запад­ных границах СССР, и после распада последнего большая часть из них оказалась в собственности но-

ТУ-141 «СТРИЖ»

БПЛА ТУ-141 на пусковой установке

вых независимых государств, в частности вооружен­ных силах Украины.

Ту-141 представляет из себя цельнометалличе­ский низкоплан, выполненный по схеме «бесхвост — ка» с ПГО. Треугольное крыло имеет небольшие на­плывы в корневых частях. Вертикальное оперение выполнено со стреловидностью по передней кромке 52°. Управление самолетом осуществляется с помо­щью двухсекционных элеронов на крыле и руля на­правления. Фюзеляж круглой формы диаметром в ци­линдрической части 950 мм, переходящий в районе установки двигателя в овальную. Воздухозаборник дозвуковой, установлен над фюзеляжем. Старт само — лета-разведчика осуществляется с помощью мощно-

JC —

го стартового твердотопливного ускорителя, смон­тированного под хвостовой частью фюзеляжа, посад­ка с помощью парашютной системы (тормозной и по­садочный парашюты), расположенной в обтекателе в хвостовой части фюзеляжа. Шасси трехопорное, пяточного тина. Имеются система отстрела посадоч­ного парашюта и тормозная твердотопливная сило­вая установка, включающаяся на последнем этапе посадки.

Наземное обслуживание и старт самолета-развед — чика осуществляются с помощью наземных мобиль­ных средств СПУ-141, ТЗМ-141, МТ-141, КПК-141 и ПОД-3, обеспечивающих его эффективное исполь­зование, быструю переброску основных элементов комплекса своим ходом на большие расстояния с со­хранением необходимого уровня боеспособности.

ТУ-141 «СТРИЖ»

БПЛА ТУ-141 мп пусковий усшпновке

ТУ-141 «СТРИЖ»

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах крыла, м……………………………………………… з,87

Длина, м……………………………………………………………. 14,зз

Высота, м…………………………………………………………… 2,43

Масса, кг………………………………………………………….. 5370

Скорость максимальная, км/ч…………………………… 1110

Дальность полета, км…………………………………………. 1000

Практический потолок, м…………………………………… 6000

Минимальная высота полета, м……………………………… 50

>С’ —