ТУ-141 «СТРИЖ»
Россия
Оперативно-тактический комплекс Ту-141 (ВР-2 «Стриж») предназначен для ведения воздушной разведки объектов противника и местности с малых высот на глубину нескольких сотен километров от линии фронта в условиях сильного противодействия ПВО. противника и радиоактивного заражения местности.
Опыт производства и эксплуатации беспилотного разведывательного комплекса ДБР-1 (Ту-123) позволил ОКБ перейти к работам над полностью спасаемым беспилотным разведывательным комплексом тактического и оперативно-тактического назначения следующего поколения Ту-141 (ВР-2 «Стриж»).
При проектировании беспилотного самолета-раз — ведчика «Стриж» первоначально речь шла о создании
двухрежимного летательного аппарата. Предполагалось, что беспилотный самолет на трансзвуковой или на небольшой сверхзвуковой скорости (1200-1300 км/ч) два раза будет прорывать фронтовую ПВО противника (при прохождении на маршрут разведки и при возвращении на место посадки). Следование по маршруту разведки самолет должен был проходить на крейсерском дозвуковом режиме, посадку должен был выполнять «но-самолетному» на выпускаемую лыжу. Предварительные оценки и расчеты, проведенные в ОКБ, показали, что подобный подход к созданию нового беспилотного комплекса приведет к значительному увеличению массы самолета при попытках сохранить требуемые основные летно-тактические данные.
Было принято решение отказаться от сверхзвукового режима и ограничиться скоростью 1000 км/ч на всем маршруте полета, а также от посадки на аэродром на лыжу, перейдя к варианту вертикальной парашютной посадки с включением тормозных устройств на последнем этапе. Постепенно предлагаемый проект самолета Ту-141 приблизился к увеличенной масштабной копии тактического беспилотного самолета — разведчика Ту-143.
По составу разведывательного оборудования (аэрофотоаппараты, инфракрасная разведывательная система) самолет-разведчик способен выполнять соответствующие виды разведки в любое время суток. Состав навигационно-пилотажного комплекса обеспечивал нормальную работу разведчика и его оборудования на больших удалениях от места старта. Для комплекса рассматривались варианты оснаще-
Запуск БГ1МА ТУ-141 «Стриж |
ния самолета «141» средствами разведки, выполненными на основе квантомеханических генераторов (лазеры), и введения в комплекс систем радиацион — нойразведки.
Первый опытный экземпляр Ту-141 совершил полет в декабре 1974 г., серийная постройка была развернута в 1979 г. Всего до момента окончания серии в 1989 г. выпущено 152 экземпляра самолета «141».. Первые 10 беспилотных самолетов оснастили двигателями Р9А-300 (вариант авиационного ТРД РД-9Б самолета МиГ-19), остальные — КР-17А (стальная тяга — 2000 кгс). После окончания заводских и государственных испытаний комплекс «Стриж» был принят на вооружение Советской Армии. В основном комплексы поступили в части, дислоцированные на западных границах СССР, и после распада последнего большая часть из них оказалась в собственности но-
БПЛА ТУ-141 на пусковой установке |
вых независимых государств, в частности вооруженных силах Украины.
Ту-141 представляет из себя цельнометаллический низкоплан, выполненный по схеме «бесхвост — ка» с ПГО. Треугольное крыло имеет небольшие наплывы в корневых частях. Вертикальное оперение выполнено со стреловидностью по передней кромке 52°. Управление самолетом осуществляется с помощью двухсекционных элеронов на крыле и руля направления. Фюзеляж круглой формы диаметром в цилиндрической части 950 мм, переходящий в районе установки двигателя в овальную. Воздухозаборник дозвуковой, установлен над фюзеляжем. Старт само — лета-разведчика осуществляется с помощью мощно-
JC —
го стартового твердотопливного ускорителя, смонтированного под хвостовой частью фюзеляжа, посадка с помощью парашютной системы (тормозной и посадочный парашюты), расположенной в обтекателе в хвостовой части фюзеляжа. Шасси трехопорное, пяточного тина. Имеются система отстрела посадочного парашюта и тормозная твердотопливная силовая установка, включающаяся на последнем этапе посадки.
Наземное обслуживание и старт самолета-развед — чика осуществляются с помощью наземных мобильных средств СПУ-141, ТЗМ-141, МТ-141, КПК-141 и ПОД-3, обеспечивающих его эффективное использование, быструю переброску основных элементов комплекса своим ходом на большие расстояния с сохранением необходимого уровня боеспособности.
БПЛА ТУ-141 мп пусковий усшпновке |
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Размах крыла, м……………………………………………… з,87
Длина, м……………………………………………………………. 14,зз
Высота, м…………………………………………………………… 2,43
Масса, кг………………………………………………………….. 5370
Скорость максимальная, км/ч…………………………… 1110
Дальность полета, км…………………………………………. 1000
Практический потолок, м…………………………………… 6000
Минимальная высота полета, м……………………………… 50
>С’ —