ОСНОВНАЯ ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В зависимости от назначения основную гидравли­ческую систему условно можно разделить на ряд участ­ков: основную сеть; гидравлическую сеть шасси; гид­равлическую сеть тормозных щитков; систему поддав — ливания гидробачка.

Основная сеть (рис. 25) включает следующие агре­гаты и детали:

гидравлический бачок; гидравлический насос; фильтр ФГ-11/1;

электрогидрокраны шасси, закрылков и тормозных щитков;

предохранительный клапан;

клапаны подключения наземного гидравлического насоса;

манометры;

дроссель.

Гидравлический бачок находится в отсеке двигателя и закреплен на кронштейне, смонтированном на противопожарной перегородке. Гидробачок служит резервуаром для рабочей жидкости гидросистемы. Ем­кость его 8,5 л, количество заправляемого в бачок мас­ла АМГ-10 6,7±0,25 л. Для заправки жидкости в бач­ке имеется заправочная горловина, герметично закры­ваемая пробкой. К пробке прикреплена мерная линей­ка с метками минимального и максимального уровней жидкости, на гидробачке имеются штуцеры для забора

Рис. 25. Нагнетающая часть гидросистемы (основная сеть):

/ — гидробачок; 2 — насос; 3, 4 — штуцеры подключения наземного источника питания; 5 — фильтр; 6 — перепускной клапан; 7 — элек­трокран воздушных тормозов; 8 — электрокран закрылков; 9 — электрокран шасси; 10 — манометры передней и задней кабин; 11—

дроссель

жидкости, для слива жидкости из системы, для при­соединения трубок дренажа и системы поддавливания, для подключения наземного гидронасоса.

Конец заборного трубопровода расположен посере­дине бачка, благодаря чему при любом положении са­молета обеспечивается подача жидкости без подсоса воздуха.

Г идронасос (рис. 26) шестеренчатого типа, слу­жит для нагнетания жидкости под давлением в гидро­систему. В корпус насоса ввернуты штуцер подвода жидкости к насосу и штуцер отвода жидкости в си­стему.

Рис. 27. Фильтр:

1— крышка фильтра; 2 — шарик; 3 — пружина; 4 — регулировоч­ный винт; 5 — внутренний фильтрующий элемент; 6 — корпус; 7 — внешний фильтрующий элемент

Ближе к приводу на корпусе имеется штуцер, через который вытекает жидкость в случае негерметичности уплотнительного сальника привода насоса.

Производительность насоса при га=2500 об/мин в противодавлении ПО кгс/см2—15±2 л/мин. Крепится насос к коробке приводов двигателя.

Фильтр ФГ-11/1 (рис. 27) предназначен для очистки рабочей жидкости от механических загрязне­ний. Установлен в двигательном отсеке с правой сто­роны.

Рис. 29. Клапан подключения
наземного насоса:

/ — корпус; 2 — крышка; 3 —
шарик; 4 — пружина

пультах в передней и задней кабинах. Диапа­зон измерения давления от 0 до 160 кгс/см2.

Электрогидрокра — н ы (рис. 30) служат для управления уборкой и выпуском шасси, закрыл­ков и тормозных щитков. Краны соединены после­довательно в следующем, порядке: кран шасси,,

кран закрылков, кран тормозных щитков. Все три крана установлены в правой нише шасси на пе­редней стенке лонжерона. Краны по конструкции аналогичны.

Электрогидрокран представляет собой агрегат, со­стоящий из электромагнитного механизма и управляе­мого им распределительного золотника. Распределитель­ный золотник имеет три проточки для перепуска жид­кости на выпуск, на уборку и к другому крану.

На корпусе крана имеется пять штуцеров: в линии подвода рабочей жидкости к крану от насоса; в линии, соединяющей краны; в линии слива жидкости в гидро­бачок; в линии выпуска; в линии уборки. При нейтраль­ном положении кнопок управления шасси, закрылками и тормозными щитками электромагниты кранов обесто­чены и распределительные золотники занимают среднее положение. При этом штуцеры линии подвода соеди­нены прсредством проточки на золотнике со штуцерами линии, соединяющей краны, и все краны сообщают­ся между собой; рабочая жидкость проходит через кра­ны и сливается в гидробачок. При нейтральном поло­жении всех кнопок управления линии уборки и выпуска всех трех систем (шасси, закрылков и тормозных щит­ков) отключены от основной сети.

Рис. ЗО. Электрогидрокран:

І—корпус; 2— золотник; З, 1$, 2/, 27— шайбы; 4 — винт; 5 — упор; 6, 15 — втулки; 7, 13 — пружины; 8, 17, 25 — винты; 9 — за­глушка; 10 — соединительная гайка; 11 — шарик; 12 — крышка; 14 — штуцер; 16 — уплотнительные кольца; 19 — корпус электро­магнита; 20 — уплотнительное кольцо; 22—гайка; 23 — шплинт;

24 — ниппель; 26 — штуцер

При включении в кабине кнопки уборки шасси, за­крылков или тормозных щитков включается нижний электромагнит соответствующего электрогидрокрана, и золотниковый распределитель передвигается в крайнее нижнее положение. При этом линия подвода жидкости от насоса соединяется с линией уборки данной систе­мы, а линия выпуска системы сообщается с линией сли­ва жидкости в бачок.

При включении в кабине кнопки выпуска шасси, за­крылков или тормозных щитков включается верхний электромагнит соответствующего электрогидрокрана, и золотниковый распределитель передвигается в крайнее верхнее положение. При этом линия подвода жидкости от насоса соединяется с линией выпуска данной систе­мы, а линия уборки системы сообщается с линией сли­ва жидкости в бачок.

При включенном электромагнитном кране шасси (утоплена кнопка уборки или выпуска шасси) рабочая жидкость к электромагнитным кранам закрылков и тор­мозных щитков не поступает. В случае включения кра­на закрылков жидкость не поступает к крану тормоз­ных щитков.

Дроссель установлен перед манометрами. Его назначение — демпфировать колебания давления жид­кости перед манометрами с целью исключения колеба­ний стрелок манометров.

Работает основная сеть следующим образом. Из гидробачка рабочая жидкость поступает в гидронасос, который подает ее через фильтр к злектрогидрокранам. При выключенных кранах (в кабинах кнопки управле­ния системами находятся в положении «Выключено») рабочая жидкость проходит через них и возвращается в гидробачок. При этом манометры фиксируют величи­ну гидравлического сопротивления сети, максимальное значение которого 12 кгс/см2.

При включении одного из электрогидрокранов (в кабине включена одна из кнопок управления шасси, закрылков или тормозных щитков) к основной сети под­ключается одна из рабочих сетей, сопротивление на пу­ти жидкости возрастает, давление в основной системе повышается. При давлении свыше 125 кгс/см2 предо­хранительный клапан открывается и перепускает часть жидкости в гидробачок, ограничивая максимальное дав­ление в системе.

Гидравлическая сеть шасси (рис. 31) предназначена для уборки и выпуска шасси и торможения колес при уборке шасси. Включает следующие основные агрегаты и детали:

гидравлические цилиндры передней и основных стоек шасси;

гидравлические цилиндры щитков основных стоек шасси;

согласующие клапаны;

цилиндры открытия механических замков;

аварийные переключатели;

обратные клапаны;

односторонние гидрозамки;

дроссели;

цилиндр автоматического торможения колес.

Гидравлические цилиндры передней

Рис. 31. Гидравлическая сеть шасси:

1 — электрогидрокран шасси; 2 — силовой цилиндр основной стой­ки; 3 — силовой цилиндр носовой стойки; 4 — силовой цилиндр Щитка; 5 — согласующий клапан; 6 — цилиндры замков; 7 — гидро­замок; 8 — кран стравливания; 9 — клапан переключения; 10 — за­порный клапан; 11—обратный клапан; 12 — демпферный клапан;

13—цилиндр торможения колес

(рис. 32) и основных стоек шасси и гидрав­лические цилиндры щитков основных ко­лес являются исполнительными агрегатами в гидрав­лической сети шасси.

Согласующие клапаны (рис. 33) служат для согласования уборки щитков основных колес с уборкой основных стоек шасси.

Рис. 32. Цилиндр уборки (выпуска) передней стойки:

1—цилиндр; 2 — шток; 3 — шарик; 4 — дистанционное кольцо; 5 — пружина; 6 — плавающий поршень; 7 — контровка; 8 — ушко цилиндра; 9, 16, 18, — гайки; 10 — ниппель; 11 — алюминиевая шай­ба; 12, 13, 19 — уплотнительные кольца; 14 — прокладка; 15 — вильчатый болт; 17 — шайба; 20 — контровочный винт; 21—кол­пачок; 22 — штифт

Рис. 34. Аварийный переключатель:

1 — корпус; 2 — поршень; 3 — штуцер; 4 — пружина: 5, 6 — алю­миниевая шайба; 7 — ниппель; 8, 10 — контровка; 9 — предохра­нительные колпачки

1 — корпус; 2 — направляющая; 3 — пробка; 4 — пружина; 5. 7 — алюминиевые кольца; 6 — шарик; 8, 9 — контровка; 10 — ниппель;

11 — предохранительные колпачки

Согласующий клапан состоит из корпуса, шарико­вого клапана и штока, выдвигаемого из корпуса пру­жиной. Проход жидкости через согласующий клапан к гидравлическому цилиндру на уборку щитка колеса воз­можен только тогда, когда основная стойка шасси в конце уборки утопит шток согласующего клапана и от­кроет его шариковый клапан.

Рис. 36. Односторонний гидрозамок:

1 — корпус; 2 — штуцер; 3 — седло; 4—конус; 5 — поршень; 6, 7 — пружины; 8, 9~ уплотнительные кольца

Согласующие клапаны крепятся к нервюрам № 6 п — нишах основных стоек шасси.

Аварийные переключатели (рис. 34) пред­назначены для обеспечения подачи давления жидкости в линию выпуска шасси при их аварийном выпуске.

Аварийный переключатель состоит из корпуса, зо­лотникового двустороннего клапана и пружины.

При работе основной гидравлической системы золот­никовый клапан перекрывает аварийную сеть. При ава­рийном выпуске шасси золотниковый клапан отключает основную систему. Установлены аварийные переключа­тели в нишах стоек шасси.

Обратные клапаны (рис. 35) служат для пе­репуска жидкости в одном направлении. Обратный кла­пан состоит из корпуса, шарикового клапана и пружи­ны. Установлены в нишах стоек шасси.

Односторонние гидрозамки (рис. 36) предназначены для запирания столба жидкости в опре­деленном участке гидравлической системы с целью исключения самопроизвольного складывания стоек шасси.

Гидрозамок состоит из корпуса, крышки, золотни­кового клапана с пружиной, поршня и пружины поршня. На гидрозамке имеются три штуцера: входной, боковой и выходной, размещенные на крышке, и штуцер на кор­пусе — для подвода давления на открытие гидрозамка.

Гидрозамки установлены в линии уборки шасси. Че­рез боковой штуцер жидкость, преодолев сопротивление пружин клапана, открывает его и проходит через вы­ходной штуцер в линию выпуска шасси.

При падении давления на входе или прекращении подачи жидкости клапан под действием своей пружины закрывается и запирает столб жидкости между порш­нем гидравлического цилиндра основной стойки шасси и клапаном, не давая возможности «сложиться» основ­ной стойке шасси.

Для обеспечения перепуска жидкости в обратном направлении необходимо к штуцеру на корпусе подвес­ти давление не менее 20 кгс/см2. При этом поршень, преодолевая сопротивление обеих пружин, откроет клапан.

Цилиндры открытия механических зам­ков (рис. 37) предназначены для открытия механиче­ского замка выпущенного положения передней стойки и для открытия механических замков убранного поло­жения основных стоек шасси.

Все три цилиндра одинаковы и состоят из гильзы и поршня, выполненного заодно целое со штоком.

Цилиндр открытия механического замка стойки шас­си установлен на шпангоуте № 3 и закреплен на обой­ме механического замка.

Цилиндры открытия механических замков основных стоек шасси установлены в нишах рядом с механически­ми замками.

Дроссели (рис. 38) служат для поглощения пуль­сации давления потока рабочей жидкости и для обес­печения определенной скорости уборки и выпуска шасси.

Дроссель состоит из корпуса с двумя крышками и

2 1 J 4

I і

Рис. 39. Цилиндр автоматического торможения колес:

1 — корпус; 2 — штуцер; 3 — шток; 4 — пружина; 5 — регулировоч­ный винт

дросселирующих пластинок с несоосно расположенны­ми отверстиями малого диаметра.

Цилиндр автоматического торможения колес (рис. 39) служит для автоматического тормо­жения колес при уборке шасси. Подключен к линии уборки шасси. Состоит из цилиндра с крышкой; поршня со штоком, в который ввернут регулировочный нако­нечник, и возвратной пружины.

При уборке шасси рабочая жидкость действует на поршень и выдвигает его. Шток поршня при этом на­давливает на клапан ПУ-7 системы торможения, и ко­леса затормаживаются. Регулировочным наконечником регулируется величина давления торможения колес.

При прекращении подачи рабочей жидкости на убор­ку шасси прекращается подача жидкости к цилиндру торможения, возвратная пружина убирает шток — ко­леса растормаживаются.

Работа гидравлической сети шасси

Управление гидравлической сетью шасси осуществ­ляется с помощью кнопок, расположенных на щитках управления шасси в передней и задней кабинах на ле­вой стороне приборных досок.

На самолетах Л-29 с 16-й серии на левой неоткид­ной части приборной доски задней кабины установлен выключатель, с помощью которого может быть отклю­чено управление выпуском и уборкой шасси из перед­ней кабины.

Уборка шасси

Для уборки шасси необходимо (в полете при ра­ботающем двигателе или на земле при подключенном наземном гидронасосе и установленном на подъемники самолете) нажать верхнюю кнопку на щитке управле­ния шасси в кабине, предварительно открыв предохра­нительный колпачок. При этом замыкается цепь элек­тромагнита крана шасси, кнопка удерживается в утоп­ленном положении, золотник крана шасси перемеща­ется и пропускает рабочую жидкость из основной сети в линию уборки шасси. Жидкость открывает односто­ронние гидрозамки и одновременно через дроссели по­ступает в гидравлические цилиндры основных стоек шасси, открывает шариковые замки и выдвигает што­ки гидравлических цилиндров. Основные стойки шасси убираются. Давление в системе (по манометру) не пре­вышает 100 кгс/см2.

К концу уборки основные стойки нажимают на што­ки согласующих клапанов и открывают их. Жидкость через согласующие клапаны поступает в гидравличе­ские цилиндры щитков колес, и щитки закрываются.

Выдавливаемая из гидроцилиндров основных стоек жидкость через гидрозамки, обратные клапаны, аварий­ные переключатели и кран шасси сливается в гидро­бачок. Из гидроцилиндров щитков колес жидкость сли­вается по этому же пути.

Одновременно жидкость движется и к передней стой­ке шасси, где в первую очередь поступает в цилиндр открытия механического замка, выдвигает его шток и открывает механический замок выпущенного положения передней стойки. Затем через дроссель жидкость посту­пает в гидроцилипдр и убирает стойку шасси. Выдав­ливаемая из гидроцилиндра жидкость через аварийный переключатель и кран шасси сливается в бачок.

После уборки каждой стойки шасси и срабатывания замка ее убранного положения замыкается соответст­вующий концевой выключатель и загорается красная лампочка сигнализации положения стойки. Через 4 с после уборки всех трех стоек электромагнит крана шас­си обесточивается, золотник возвращается в среднее положение, прекращается подача жидкости в сеть шас­си, кнопка уборки шасси возвращается в исходное по­ложение, а манометр отмечает давление не выше 12 кгс/см2.

Общая продолжительность уборки шасси около 9 с. В электросхеме управления шасси установлено времен­ное реле ВМ-2, которое в течение 4 с после срабатыва­ния всех трех концевых выключателей шасси подает питание на электромагнит крана шасси.

При уборке шасси подается давление в цилиндр автоматического торможения и осуществляется затор­маживание основных колес шасси.

Выпуск шасси

Для выпуска шасси необходимо нажать нижнюю кнопку на щитке управления шасси. При этом замыка­ется сеть электромагнита крана шасси, кнопка удер­живается в утопленном положении, золотник крана шасси перемещается и пропускает жидкость из основ­ной сети в линию выпуска шасси.

Жидкость через аварийный переключатель посту­пает в цилиндры открытия механических замков. Вна­чале открываются замки убранного положения щитков основных колес, а затем замки убранного положения основных стоек шасси.

Пройдя цилиндры открытия механических замков, жидкость поступает одновременно в гидроцилиндры щитков основных колес и через гидрозамки — в гидро­цилиндры основных стоек шасси. Давление в системе возрастает до 100 кгс/см2. Щитки основных колес и основные стойки выпускаются. Из гидроцилиндров основных стоек жидкость сливается в гидробачок через дроссели и кран шасси, а из гидроцилиндров щитков колес — через согласующие клапаны и кран шасси.

В гидроцилиндр передней стойки жидкость посту­пает через аварийный переключатель. Под действием

Рис. 40. Гидравлическая сеть

I — электрогидрокран (кран закрылков); 2 — рабочий ци­линдр; 3 — реверсивный пор- ционер; 4 — гидрозамок; 5 — обратный клапан; 6 — пере­ключающий клапан; 7 — одно-

давления жидкости ша­

v

к левому цитт змшт бачок

При закрытии замков выпущенного положения стоек шасси срабатывают концевые выключатели и загора­ются зеленые лампочки на указателе положения шасси.

Через 4 с после закрытия всех трех замков выпу­щенного положения стоек срабатывает реле времени ВМ-2, электромагнит крана шасси обесточивается, зо­лотник занимает среднее положение и прекращается подача жидкости в сеть шасси. Кнопка выпуска шасси возвращается в исходное положение. Манометр отме­чает давление в системе не выше 12 кгс/см2.

Гидравлическая сеть закрылков (рис. 40) предна­значена для уборки и выпуска закрылков. Нажатием на кнопки, расположенные на щитках управления за­крылками на левых пультах в обеих кабинах, закрыл­ки можно переместить в любое из трех положений: «Убраны»; «Выпущены на 15°» (взлетное положение); «Выпущены на 30°» (посадочное положение).

В каждом из этих положений закрылки фиксируют­ся с помощью двусторонних гидравлических замков. Сеть закрылков включает следующие агрегаты: гидроцилиндры закрылков; реверсивный распределитель (порционер); двусторонние гидрозамки; аварийные переключатели; обратный клапан с демпфированием.

Гидроцилиндры закрылков (рис. 41) предназначены для уборки и выпуска закрылков. Гид­роцилиндр представляет собой цилиндр, в котором пе­ремещается поршень со штоком. С одной стороны на цилиндр наворачивается крышка с проушиной, с по­мощью которой цилиндр крепится к 8-й нервюре центроплана. С другой стороны в цилиндре с помо­щью накидной гайки крепится уплотнительный саль­ник.

В торец штока вворачивается зубчатая рейка, кото­рая находится в зацеплении с зубчатым сегментом управления закрылками.

Реверсивный распределитель (порцио­не р) предназначен для обеспечения синхронности от­клонения закрылков при уборке и выпуске.

Порционер делит поступающую жидкость на два равных потока, направляет эти потоки в гидроцилинд­ры при уборке закрылков и пропускает равные коли­чества жидкости из гидроцилиндров при выпуске за­крылков независимо от величины нагрузки, действую­щей на каждый из них.

Порционер состоит из дроссельного механизма, зо­лотниковой пары и обратных клапанов, размещенных в общем корпусе.

Принцип деления жидкости при прямом ходе (от насоса в систему) состоит в том, что при некотором об­щем ее расходе через порционер дроссельный механизм открывает равные дроссельные сечения, в силу чего сопротивления обеих ветвей равны между собой и об­щий расход жидкости распределяется поровну в каж­дую ветвь.

Так как при равных расходах равны и потери дав­ления в каждой ветви, то и давление на золотник с обеих сторон будет одинаковым.

Если противодавление от одного из закрылков, на­пример от подключенного к правой ветви порционера, уменьшится, то расход жидкости в этой ветви увели­чится, увеличатся также и потери давления.

В результате увеличения потерь давления в правой ветви давление на золотник с правой стороны умень­шится, золотник переместится вправо, прикроет окна правой стороны гильзы и уменьшит расход жидкости.

Перемещение золотника будет происходить до тех пор, пока давление на золотник справа станет равным давлению слева, а это возможно лишь при равенстве расходов.

В случае неточного деления потока порционером или небольшой разницы рабочих объемов гидроцилинд­ров поршень одного из них, например левого, может дойти до своего крайнего положения несколько раньше другого (правого). В этом случае вследствие прекра­щения движения жидкости в левой ветви возрастает давление до величины давления на входе в порционер. Золотник резко сместится и перекроет подачу жидкос­ти в правый гидропилиндр.

Чтобы при таком положении золотника поршень правого гидроцилиндра дошел до крайнего положения, в гильзе золотника имеются специальные «отверстия дожима», через которые проходит жидкость и медлен­но дожимает отставший поршень.

Процесс деления потока при обратном ходе поршня аналогичен процессу при прямом ходе.

Порционер установлен в линии уборки закрылков для того, чтобы обеспечить синхронный выход закрыл­ков при их аварийном выпуске. При малых расходах жидкости (менее 0,6 д/мин) работа порционера на­рушается и порционер не обеспечивает синхронный вы­пуск (уборку) закрылков. Если при неоконченном

цикле уборки (выпуска) шасси включить кран управ­ления закрылками, то через него пойдет малое количе­ство жидкости и возможен несинхронный выпуск (убор­ка) закрылков.

С целью исключения возможности управления за­крылками при неоконченном цикле уборки (выпуска) шасси введена электрическая блокировка включения крана управления закрылками.

Двусторонние гидрозамки (рис. 42) слу­жат для фиксации штоков рабочих цилиндров закрыл­ков в любом положении в направлении выпуска и уборки.

Гидрозамок состоит из двух одинаковых половин. Его основными частями являются: корпус со штуцера­ми; поршень с резиновым уплотнительным кольцом; пружины, удерживающие поршень в среднем положе­нии; клапаны, прижимаемые к седлу пружинами; пре­дохранительные клапаны, состоящие из шарика, направ­ляющей и пружины.

Через боковые штуцеры к гидрозамку подводится рабочая жидкость. Через центральные штуцеры гидро­замок сообщается с гпдроцилиндром закрылков (с полостью уборки и полостью выпуска).

При подаче рабочей жидкости на уборку или выпуск закрылков открывается соответствующий клапан гид­розамка и жидкость поступает в гидроцилиндр за­крылков.

Одновременно под давлением жидкости перемеща­ется, но в противоположную сторону, поршень, который открывает клапан второй половины гидрозамка, обес­печивая слив выдавливаемой из гидроцилиндра жид­кости.

При прекращении подачи жидкости поршень займет среднее положение и клапаны в обеих половинах гид­розамка под действием пружин закроются. Жидкость в участках между центральными штуцерами и поршнем гидропилиндра закрылков запирается, фиксируя поло­жение поршня гидропилиндра, а значит, и закрылков.

При повышении температуры окружающей среды давление запертой гндрозамком жидкости возрастает. Для предупреждения разрушения трубопроводов при повышении давления свыше 140±5 кгс/см2 открывается предохранительный шариковый клапан и стравливает опасное давление.

Рис. 43. Обратный клапан с демпфированием: і — корпус; 2 — пробка; 3 — клапан; 4 — дросселирующая проклад­ка; 5 — пружина; 6 — уплотнительное кольцо; 7 — контровка

Аварийные переключатели по назначе­нию и конструкции аналогичны аварийным переключа­телям системы шасси.

Обратный клапан с демпфированием (рис. 43) служит для обеспечения уборки и выпуска за­крылков с определенной скоростью.

Состоит из корпуса, в котором размещены клапан с дроссельным отверстием и демпфирующая прокладка с отверстием. Между клапаном и демпфирующей проклад­кой установлена пружина.

Обратный клапан с демпфированием пропускает и дросселирует рабочую жидкость в двух направлениях, но в разной степени за счет разных по диаметру от­верстий в клапане и демпфирующей прокладке.

Работа гидравлической сети закрылков

Управление гидравлической сетью закрылков осу­ществляется с помощью кнопок, расположенных на ле­вых панелях в передней и задней кабинах. На самоле­тах с 15-й серин введена электрическая блокировка, исключающая возможность одновременного управления закрылками из обеих кабин.

Для выпуска закрылков на 15° и л и 30° необходимо нажать на соответствующую кнопку на щитке управления закрылками.

Кнопка удерживается в утопленном положении и замыкает цепь электромагнита крана закрылков. Зо­лотник крана перемещается и перепускает жидкость через аварийные переключатели, двусторонние гидро-

замки и гидроцилиндры закрылков. Закрылки выпуска­ются. Из гидроцилиндров жидкость выдавливается че­рез двусторонние гидрозамки, реверсивный порционер, обратный клапйн) с демпфированием и кран закрылков в гидробачок. — Манометр показывает давление не более 35 кгс/см2.

При выходе штоков гидроцилиндров в положение, соответствующее выпуску закрылков на 15 или 30° (в зависимости от утопленной кнопки), срабатывают кон­цевые выключатели, электромагнит крана закрылков обесточивается, золотник занимает среднее положение, прекращается подача жидкости в сеть закрылков, кноп­ка выпуска закрылков возвращается в исходное по­ложение.

На щитке управления закрылками загорается лам­почка сигнализации положения закрылков:

оранжевая — при выпуске закрылков на 15°;

зеленая — при выпуске закрылков на 30°.

Манометр показывает давление не выше 12 кгс/см2.

Общая продолжительность цикла выпуска закрыл­ков на 15°— 2,5 с, на 30°— 3 с.

Для уборки закрылков необходимо нажать на кнопку уборки закрылков. Кнопка удерживается в утопленном положении, замыкая сеть электромагнита крана закрылков. Золотник крана перемещается и пе­репускает жидкость через обратный клапан с демпфи­рованием, реверсивный распределитель и двусторонние гидрозамки в гидроцилиндры закрылков.

Закрылки убираются. Выдавливаемая из гидроци­линдров жидкость сливается в гидробачок через дву­сторонние гидрозамки, аварийные переключатели и кран закрылков.

Давление в гидросистеме во время уборки закрыл­ков не более 60 кгс/см2. В убранном положении закрыл­ков срабатывает концевой выключатель, электромагнит крана закрылков обесточивается, золотник занимает среднее положение, прекращается подача жидкости в сеть закрылков и кнопка уборки закрылков возвраща­ется в исходное положение. На щитке управления за­крылками загорается красная лампочка сигнализации положения закрылков. Манометр показывает давление не более 12 кгс/см2. Общая продолжительность цикла убор­ки закрылков 2 с из положения «Выпущены на 15°» и 2,5 с из положения «Выпущены на 30°».

Гидравлическая сеть воздушных тормозов (рис. 44)

предназначена для уборки и выпуска тормозных щит­ков. Управление тормозными щитками осуществляется из передней кабины с помощью электрического пере­кидного переключателя, установленного на секторе га­за, и кнопки на ручке управления самолетом из задней кабины посредством нажимного переключателя на сек­торе газа.

Агрегаты сети закрылков в основном расположены в хвостовой части фюзеляжа. К ним относятся:

гидроцилиндры тормозных щитков;

реверсивный распределитель;

обратный клапан с демпфированием;

двусторонние гидрозамки;

двойные запорные клапаны (легкоразъемное соеди­нение) .

Гидроцилиндры тормозных щитков ана­логичны гидроцилиндрам закрылков и отличаются от них в основном размерами.

Реверсивный распределитель, обрат­ный клапан с демпфированием, двусто­ронние гидрозамки аналогичны соответственно реверсивному распределителю, обратному клапану с демпфированием и двусторонним гидрозамкам сети за­крылков.

Двойные запорные клапаны (рис. 45) гер­метично запирают концы трубопровода при его разъеди­нении в случае отстыковки хвостовой части фюзеляжа, благодаря чему исключается появление воздушных про­бок и потеря жидкости.

Двойной запорный клапан состоит из двух отдель­ных клапанов (шарикового и тарельчатого), соединен­ных накидной гайкой в один агрегат. В собранном виде двойной запорный клапан пропускает рабочую жидкость в обоих направлениях. При отворачивании накидной гайки проходные сечения двойного запорного клапана герметично закрываются с одной стороны шариковым клапаном, с другой — тарельчатым клапаном.

Работа гидравлической сети тормозных щитков

Для выпуска тормозных щитков необхо­димо нажать кнопку на ручке управления самолетом

или переместить вперед переключатель на РУД. При

Рис. 46 Система поддавливания гидробачка:

1 — гидробачок; 2 — обратный клапан; 3 — редуктор; 4 — фильтр;

5 — предохранительный клапан

этом замыкается цепь электромагнита крана тормозных щитков, перемещается золотник крана и рабочая жид­кость через двойной запорный клапан, обратный кла­пан с демпфированием, порционер и двусторонние гид­розамки поступает в гидроцилиндры тормозных щитков. Щитки выпускаются.

Выдавливаемая из гидроцилиндров жидкость через двусторонние гидрозамки, двойной запорный клапан и кран щитков сливается в гидробачок.

Давление рабочей жидкости в системе во время вы­пуска тормозных ЩИТКОВ не более 40 КГО/СГГ. Время выпуска тормозных щитков около 3 с.

В начале выпуска тормозных щитков загораются зеленые лампочки сигнализации положения щитков, ко­торые находятся на левой стороне приборных досок в обеих кабинах.

Для уборки тормозных щитков необходи­мо переместить назад переключатель на РУД или отпус­тить кнопку на ручке управления самолетом (если она была нажата ). При этом срабатывает электрогидрокран тормозных щитков и жидкость через двойной запорный клапан и двусторонние гидрозамки поступает в гидро­цилиндры щитков.

Тормозные щитки убираются.

Выдавливаемая из гидроцилиндра жидкость через

Рис. 47. Редуктор низкого
давления РВ-07:

1 — корпус; 2 — золотник; З — пружина; 4 — мембрана; £ — пружина; 6—толкатель; 7 — регулировочный винт; 8 — гайка

двусторонние гидро­замки, порционер, об­ратный клапан с демп­фированием, двойной запорный клапан и кран тормозных щитков сли­вается в гидробачок.

Давление в сети во время уборки тормоз­ных щитков не более 100 кгс/см2. При пол­ностью убранных тор­мозных щитках сраба­тывает концевой вы­ключатель, гаснет лам­почка сигнализации и кран тормозных щитков автоматически переключается в нейтральное положение. Манометр отмечает давление ■не выше 12 кгс/см2.

Система поддавливания гидробачка (рис. 46) пред­назначена для обеспечения надежной работы гидро­насоса на больших высотах. Поддавливание осуществ­ляется посредством сжатого воздуха, подводимого из компрессора двигателя.

В систему поддавливания входят следующие агрега­ты и детали:

фильтр;

редуктор низкого давления РВ = 07;

обратный клапан;

предохранительный клапан.

Детали и агрегаты системы установлены на правом верхнем подкосе рамы двигателя.

Фильтр предназначен для очистки от механиче­ских частиц воздуха, поступающего из компрессора.

Фильтрующим элементом является металлическая сетка.

Рис. 48. Предохранительный клапан:

1—корпус; 2 — крышка со штуцером; 3 —золотник; 4 — упор; 5 уплотнительная прокладка; 6 — пружина

Редуктор низкого давления РВ-07 (рис.47) служит для понижения давления воздуха, поступающего из компрессора, от 1,8…4,3 кгс/см2 до 0,7 кгс/см2.

Редуктор РВ-07 состоит из следующих деталей: кла­пана; пружины клапана; мембраны; пружины мембра­ны; толкателей.

Все детали установлены в одном корпусе.

Полость над мембраной сообщается с выходным каналом редуктора. При отсутствии давления в гидро­бачке или при давлении в гидробачке ниже 0,7 кгс/см2 пружина отжимает мембрану, которая через толкатели открывает клапан. Воздух из компрессора при откры­том клапане редуктора поступает в гидробачок.

При повышении давления в гидробачке свыше 0,7 кгс/см2 мембрана, сжимая пружину, прогибается и клапан под действием своей пружины закрывается.

Обратный клапан служит для предотвраще­ния стравливания давления воздуха из гидробачка в случае неисправности системы поддавливания.

Предохранительный клапан (рис. 48) предназначен для стравливания через дренаж избытка воздуха и рабочей жидкости при аварийном выпуске шасси и закрылков и для предохранения гидробачка от опасного повышения давления при неисправной рабо­те РВ-07. Клапан золотникового типа. Отрегулирован на избыточное давление 1,5±0,3 кгс/см2.

ПО

Система предназначена для аварийного выпуска шас­си и аварийного выпуска закрылков на 30°. Подключе­на к основной сети перед электрогидрокранами через обратный клапн.

Аварийная система (рис. 49) включает в себя сле­дующие агрегаты:

гидравлические аккумуляторы; обратный клапан;

Рис. 49. Схема аварийной гидросистемы:

1 — гидроаккумулятор; 2— кран; 3, 4, 5, — краны шасси, закрыл­ков, тормозных щитков; в — аварийный кран шасси; 7—аварий­ный кран закрылков; 8 — аварийные переключатели шасси; 9 — аварийные переключатели закрылков; 10 — кран; И, 12 — мано­метры

аварийные краны шасси; аварийные краны закрылков; краны стравливания; гидравлические манометры;

переключающие клапаны типа односторонних гидро­замков.

Гидравлические аккумуляторы (рис. 50) являются источником гидравлической энергии аварийной системы. Оба гидроаккумулятора установлены во второй кабине под полом.

Шарообразный корпус гидроаккумулятора изготовлен из листовой термически обработанной стали. В нижнюю

Рис. 50. Гидравлический аккумулятор:

1—крышка; 2— гайка; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — входной
штуцер; 5 —- уплотнительное кольцо; 6 — ушко крепления; 7 —
винт; 8 — корпус; 9 — мембрана; 10 — зарядный клапан; 11 — про-
кладка; 12, 13 — контровка; 14 — штифт

Рис. 51. Аварийный кран шасси и закрылков:

1 — корпус; 2 — стер­жень; 3 — конус; 4 — сальник; 5 — фланец; 6— втулка; 7 — винт; 8 — маховик; 9 — гайка

часть гидроаккуму — лятора ввернут шту­цер. На противопо­ложной стороне в корпусе имеется гор­ловина для установ­ки резиновой мем­браны, разделяющей внутренний объем гидроаккумулят о р а на две камеры — пневматическую и гидр авлическую.

Края мембраны при­жимаются к бурти­ку горловины крыш­кой, которая притя­гивается гайкой. В крышку ввернут зарядный клапан для зарядки пневматической камеры гидроаккумулято­ра сжатым газом. Зарядное давление азота 50± ± 1 кгс/см2.

Обратный клапан представляет собой шари­ковый клапан с пружиной, установлен между основной сетью и гидроаккумуляторами. Через обратный клапан осуществляется зарядка аккумуляторов рабочей жид­костью из основной сети.

Аварийные краны шасси и закрылков (рис. 51) размещены в обеих кабинах на правых пуль­тах (в каждой кабине—аварийный кран шасси и ава­рийный кран закрылков). Служат для управления ава­рийным выпуском шасси и закрылков. По конструкции они аналогичны. Аварийный кран состоит из стального корпуса, в который запрессовано бронзовое кольцо, яв­ляющееся седлом конусного клапана. Конусный клапан

Схема работы

Рис. 52. Клапан стравливания:

/ — гайка; 2— седло клапана; 3 — нажимной винт; 4—шарик.

закреплен на стержне, который вворачивается в корпус. На конце стержня насажен маховичок.

При вращении маховичка по часовой стрелке стер­жень вворачивается в корпус крана и конусный клапан отключает гидроаккумулятор от сети (кран закрыт). При вращении маховичка против часовой стрелки кран открывается и сообщает гидроаккумуляторы с сетью.

Клапаны стравливания (рис. 52) служат для стравливания жидкости из аварийной системы пос­ле аварийного выпуска шасси или закрылков. В за­крытом положении полый нажимной винт прижимает шарик к седлу клапана.

При отворачивании нажимного винта шарик отхо­дит от седла и жидкость через боковое отверстие и внутреннюю полость нажимного винта сливается нару­жу. Краны стравливания системы шасси и закрылков установлены в нише правой стойки шасси.

На самолетах Л-29 с 23-й серии для стравливания давления из аварийной магистрали шасси после ава­рийного их выпуска установлен стравливающий кран, ручка управления которым размещена на вертикальной стенке левой панели передней кабины.

Переключающие клапаны соединяют ма­гистрали уборки основной сети шасси (закрылков) с гидробачком при аварийном выпуске шасси (закрыл­ков). В качестве переключающих клапанов используют­ся односторонние гидрозамки.

Гидравлические манометры МГ-160 пред­назначены для контроля за давлением в аварийной си­стеме. Установлены они на правых пультах в передней и задней кабинах самолета.