ВЫСОТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА
НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ВЫСОТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ САМОЛЕТА Л-29
Под высотным оборудованием самолета следует понимать комплекс технических средств, обеспечивающих нормальную работоспособность и жизнедеятельность экипажа при высотном полете. К этим средствам относятся:
герметическая кабина (включая систему герметизации фонарей);
системы кондиционирования воздуха (вентиляция, наддув и обогрев кабины);
система кислородного оборудования.
На самолете Л-29 герметическая кабина вентиляционного типа, с наддувом воздуха от компрессора двигателя. Необходимый закон изменения давления воздуха в кабине с высотой полета осуществляется автоматически с помощью регулятора давления РД-2И.
Закон изменения давления состоит в следующем (рис. 63):
до высоты 2 км давление в кабине падает так же, как атмосферное (происходит вентиляция кабины);
с высоты 2 км до 8 км перепад давления в кабине постепенно увеличивается (хотя абсолютное давление меньше атмосферного у земли) и на высоте 8 км достигает 0,225 кгс/см2 (170 мм рт. ст.);
с высоты 8 км избыточное давление остается постоянным и равно 0,225 кгс/см2 до потолка полета самолета.
Из условия прочности кабины нельзя допускать избыточное давление выше 0,26 кгс/см2.
Таким образом, на высоте 6 км давление в кабине будет соответствовать 3,5 км, на высоте 8 км — 4,5 км, на высоте 10 км — 5,5 км.
Рис. 63. График изменения давления в кабине: /—регулировка предохранительного клапана; 2 — изменение давления воздуха в кабине; 3 — изменение атмосферного давления по MCA; 4 — регулировка клапана отрицательного перепада давления |
Воздух, поступающий в кабину от компрессора двигателя, имеет температуру t= 190…200 °С и обеспечивает обогрев кабины и стекол фонаря, предохраняя их от запотевания.
Температура воздуха в кабине регулируется автоматически с помощью терморегулятора ТРТВК-45М, который способен поддерживать ее в пределах +16… + 26 °С. Температура задается летчиком с помощью четырехпозиционного переключателя, установленного на вспомогательном электрощитке.
Для вентиляции кабины на малых высотах при высоких температурах наружного воздуха в ней установлены специальные заборники, позволяющие производить подачу забортного воздуха.
Воздух от компрессора двигателя подается также для обогрева козырька фонаря с целью предохранения его от обледенения, а через автоматы АД-5 — к проти- воперегрузочным костюмам летчиков ППК-1.
Работа системы кондиционирования кабин
Система (рис. 64) обеспечивает вентиляцию кабины, создание избыточного давления в кабине с подъемом самолета на высоту, обогрев кабины и предохранение стекол фонарей от запотевания.
Система имеет следующие агрегаты и детали: электрораспределитель воздуха — агр. 525; терморегулятор температуры воздуха кабины ТРТВК-45М;
воздухо-воздушный радиатор (ВВР) — агр. 186; турбохолодильник (ТХ) — агр. 477; три обратных клапана ОКН-ЗО; глушитель шума;
кран включения наддува кабины ВМ 7601-10; предохранительный клапан коллектора обдува стекол ЕЦУ 7600-140;
рукоятки включения крана наддува кабин; регулятор давления РД-2И-А29;
предохранительный клапан опасного перепада давления ПК-29;
сигнализатор опасного перепада давления ЛУН-1467; два указателя высоты и перепада давления в кабине УВПД-15У;
два заборника наружного воздуха; две рукоятки управления вентиляции кабин; четырехпозиционный переключатель температуры воздуха;
трубопровод забора воздуха от компрессора двигателя в кабину для обдува стекол фонарей и ног летчиков;
лампочки сигнализации «Давление в кабине» на табло Т-9.
При работе двигателя сжатый и подогретый воздух от компрессора поступает к электрораспределительному крану и далее, в зависимости от заданной терморегулятором ТРТВК-45М температуры, подается в кабину: по «теплой» ветви или по «холодной» через воздухо-воздушный радиатор и турбохолодильник или же при установке заслонок электрораспределительного крана в промежуточном положении часть воздуха поступает по «холодной» и часть по «теплой» ветвям.
Электрораспределительный кран имеет три заслонки (две по «теплой» ветви, одну — по «холодной»), ко-
Рис. 64. Принципиальная схема системы кондиционирования кабин: 1 — компрессор двигателя; 2— электрораспределительный кран; 3— воздухо-воздушный радиатор; 4 — турбохолодильник; 5, 6, 7, 8—обратные клапаны; 9 — глушитель шума; 10, 11 — фильтры; 12, 13 — автоматы давления АД-5; 14 — кран наружного обогрева переднего стекла кабины; 15 — кран обогрева кабины; 16 — стравливающий клапан; 17 — коллектор обдува переднего стекла; 18, 19 — коллектор обдува ног в передней и задней кабинах; 20, 21 — коллекторы обдува фонарей кабины; 22—регулятор давления РД-2И; 23 — предохранительный клапан ПК-29; 24, 25 — краны вентиляции кабины; 26 — терморегулятор ТРТВК-45М, 27 —штуцеры для проверки герметичности кабины на земле; 28 — сигнализатор «опасной» высоты в кабине; 29 — переключатель регулирования температуры в кабине; 30, 31—табло «Давление в кабине»; 32, 33 — заборники наружного воздуха; 34, 35 — соединительные муфты ППК; 36, 37 — рукоятки включения наддува кабин; 38 — обогрев переднего стекла
торые управляются электромеханизмом МРТ-1. Электромеханизм МРТ-1 автоматически управляется терморегулятором ТРТВК-45М при установке четырехпозиционного переключателя в положение «Автомат» или летчиком при установке переключателя в положение «Холод» или «Тепло» (крайние положения заслонок крана). Воздух по обеим ветвям поступает через обратный клапан ОКН-ЗО и глушитель шума к крану наддува. Обратный клапан препятствует утечке воздуха из кабины в случае повреждения трубопровода от двигателя до обратного клапана или при самовыключении двигателя, а также при испытании кабины самолета на
герметичность. Глушитель поглощает шум (свист), который возникает в трубопроводе при выходе сжатого воздуха из компрессора.
Кран наддува управляется рукоятками, расположенными в кабинах на вертикальных стенках правых пультов. Рукоятки управления связаны тросовой проводкой с краном и между собой. Кроме того, рукоятка управления краном наддува в передней кабине связана (с помощью рычага) с краном герметизации откидного фонаря.
Таким образом, при перемещении рукоятки крана наддува вперед вначале герметизируется откидной фонарь, затем открывается кран наддува. Герметизация сдвижного фонаря производится инструктором с помощью рукоятки крана, помещенной на фонаре слева. При открытии крана наддува воздух попадает через коллекторы на обогрев переднего козырька остекления откидного и сдвижного фонарей, к ногам летчиков и по гибкому шлангу со специальным эжектором на обдув спиральной пружины (чувствительного элемента) терморегулятора ТРТВК-45М. В трубопроводе за краном установлен предохранительный клапан, отрегулированный на избыточное давление 80…90 мм рт. ст., действие которого заключается в том, что он перепускает часть воздуха из трубопровода в кабину и этим предохраняет остекление фонаря от перегрева при подаче горячего воздуха.
Регулирование давления воздуха в кабине осуществляется регулятором давления РД-2И-А29 по закону, изображенному на графике рис. 63. Избыточное давление кабины перепускается регулятором в атмосферу через горловину на фюзеляже, над которой установлен регулятор давления (на полу в передней кабине слева от сиденья).
От опасного избыточного давления, которое может появиться при отказе РД-2И, кабина предохраняется клапаном ПК-29, отрегулированным на перепад давления 0,26 кгс/см2. Избыточное давление перепускается клапаном в атмосферу через ту же горловину на фюзеляже. Опасный перепад давления в кабине сигнализируется зажиганием надписи на табло Т-9 «Давление в кабине», которая включается сигнализатором при избыточном давлении 190 мм рт. ст. (0,25 кгс/см2) и отрицательном перепаде (давление в кабине меньше наружного) — 15 мм рт. ст.
На высотах до 2 км при высоких температурах наружного воздуха или при появлении дыма в кабине экипаж может использовать для вентиляции кабины забортный воздух, открыв заслонки заборников рукоятками. Заборные патрубки установлены на борту передней части фюзеляжа справа, а их выход в кабины выполнен спереди над приборными досками летчиков. В трубопроводе заборников установлены обратные клапаны ОКН-ЗО, которые автоматически перекрывают выход воздуха из кабины при включении системы наддува на высоте 2 км.
Для проведения наземного испытания кабины на герметичность на стенке 3-го шпангоута установлены два штуцера, к одному из которых подсоединяется источник воздуха для наполнения кабины, а ко второму— манометр для замера давления.
Контроль за работой системы в полете осуществляется экипажем по высотомеру ВД-20, указателю УВПД-15У и сигнальной надписи на табло Т-9 «Давление в кабине».
Трубопровод системы проложен по правому борту -фюзеляжа и выполнен из дюралюминиевых трубок, которые в местах прохождения через негерметичный отсек фюзеляжа обшиты теплоизоляционным материалом.