ВЫСОТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ВЫСОТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ САМОЛЕТА Л-29

Под высотным оборудованием самолета следует по­нимать комплекс технических средств, обеспечивающих нормальную работоспособность и жизнедеятельность экипажа при высотном полете. К этим средствам отно­сятся:

герметическая кабина (включая систему герметиза­ции фонарей);

системы кондиционирования воздуха (вентиляция, наддув и обогрев кабины);

система кислородного оборудования.

На самолете Л-29 герметическая кабина вентиля­ционного типа, с наддувом воздуха от компрессора дви­гателя. Необходимый закон изменения давления возду­ха в кабине с высотой полета осуществляется автома­тически с помощью регулятора давления РД-2И.

Закон изменения давления состоит в следующем (рис. 63):

до высоты 2 км давление в кабине падает так же, как атмосферное (происходит вентиляция кабины);

с высоты 2 км до 8 км перепад давления в кабине постепенно увеличивается (хотя абсолютное давление меньше атмосферного у земли) и на высоте 8 км дости­гает 0,225 кгс/см2 (170 мм рт. ст.);

с высоты 8 км избыточное давление остается по­стоянным и равно 0,225 кгс/см2 до потолка полета са­молета.

Из условия прочности кабины нельзя допускать из­быточное давление выше 0,26 кгс/см2.

Таким образом, на высоте 6 км давление в кабине будет соответствовать 3,5 км, на высоте 8 км — 4,5 км, на высоте 10 км — 5,5 км.

Рис. 63. График изменения давления в кабине:

/—регулировка предохранительного клапана; 2 — изменение дав­ления воздуха в кабине; 3 — изменение атмосферного давления по MCA; 4 — регулировка клапана отрицательного перепада дав­ления

Воздух, поступающий в кабину от компрессора двигателя, имеет температуру t= 190…200 °С и обеспе­чивает обогрев кабины и стекол фонаря, предохраняя их от запотевания.

Температура воздуха в кабине регулируется авто­матически с помощью терморегулятора ТРТВК-45М, ко­торый способен поддерживать ее в пределах +16… + 26 °С. Температура задается летчиком с помощью че­тырехпозиционного переключателя, установленного на вспомогательном электрощитке.

Для вентиляции кабины на малых высотах при вы­соких температурах наружного воздуха в ней установ­лены специальные заборники, позволяющие произво­дить подачу забортного воздуха.

Воздух от компрессора двигателя подается также для обогрева козырька фонаря с целью предохранения его от обледенения, а через автоматы АД-5 — к проти- воперегрузочным костюмам летчиков ППК-1.

Работа системы кондиционирования кабин

Система (рис. 64) обеспечивает вентиляцию кабины, создание избыточного давления в кабине с подъемом самолета на высоту, обогрев кабины и предохранение стекол фонарей от запотевания.

Система имеет следующие агрегаты и детали: электрораспределитель воздуха — агр. 525; терморегулятор температуры воздуха кабины ТРТВК-45М;

воздухо-воздушный радиатор (ВВР) — агр. 186; турбохолодильник (ТХ) — агр. 477; три обратных клапана ОКН-ЗО; глушитель шума;

кран включения наддува кабины ВМ 7601-10; предохранительный клапан коллектора обдува сте­кол ЕЦУ 7600-140;

рукоятки включения крана наддува кабин; регулятор давления РД-2И-А29;

предохранительный клапан опасного перепада дав­ления ПК-29;

сигнализатор опасного перепада давления ЛУН-1467; два указателя высоты и перепада давления в каби­не УВПД-15У;

два заборника наружного воздуха; две рукоятки управления вентиляции кабин; четырехпозиционный переключатель температуры воздуха;

трубопровод забора воздуха от компрессора двига­теля в кабину для обдува стекол фонарей и ног лет­чиков;

лампочки сигнализации «Давление в кабине» на таб­ло Т-9.

При работе двигателя сжатый и подогретый воздух от компрессора поступает к электрораспределительно­му крану и далее, в зависимости от заданной терморе­гулятором ТРТВК-45М температуры, подается в каби­ну: по «теплой» ветви или по «холодной» через возду­хо-воздушный радиатор и турбохолодильник или же при установке заслонок электрораспределительного кра­на в промежуточном положении часть воздуха посту­пает по «холодной» и часть по «теплой» ветвям.

Электрораспределительный кран имеет три заслон­ки (две по «теплой» ветви, одну — по «холодной»), ко-

Рис. 64. Принципиальная схема системы кондиционирования кабин: 1 — компрессор двигателя; 2— электрораспределительный кран; 3— воздухо-воздушный радиатор; 4 — турбохолодильник; 5, 6, 7, 8—обратные клапаны; 9 — глушитель шума; 10, 11 — фильтры; 12, 13 — автоматы давления АД-5; 14 — кран наружного обогрева переднего стекла кабины; 15 — кран обогрева кабины; 16 — страв­ливающий клапан; 17 — коллектор обдува переднего стекла; 18, 19 — коллектор обдува ног в передней и задней кабинах; 20, 21 — коллекторы обдува фонарей кабины; 22—регулятор давления РД-2И; 23 — предохранительный клапан ПК-29; 24, 25 — краны вентиляции кабины; 26 — терморегулятор ТРТВК-45М, 27 —шту­церы для проверки герметичности кабины на земле; 28 — сигнали­затор «опасной» высоты в кабине; 29 — переключатель регулирова­ния температуры в кабине; 30, 31—табло «Давление в кабине»; 32, 33 — заборники наружного воздуха; 34, 35 — соединительные муфты ППК; 36, 37 — рукоятки включения наддува кабин; 38 — обогрев переднего стекла

торые управляются электромеханизмом МРТ-1. Элект­ромеханизм МРТ-1 автоматически управляется термо­регулятором ТРТВК-45М при установке четырехпози­ционного переключателя в положение «Автомат» или летчиком при установке переключателя в положение «Холод» или «Тепло» (крайние положения заслонок крана). Воздух по обеим ветвям поступает через обрат­ный клапан ОКН-ЗО и глушитель шума к крану надду­ва. Обратный клапан препятствует утечке воздуха из кабины в случае повреждения трубопровода от двига­теля до обратного клапана или при самовыключении двигателя, а также при испытании кабины самолета на

герметичность. Глушитель поглощает шум (свист), ко­торый возникает в трубопроводе при выходе сжатого воздуха из компрессора.

Кран наддува управляется рукоятками, расположен­ными в кабинах на вертикальных стенках правых пуль­тов. Рукоятки управления связаны тросовой проводкой с краном и между собой. Кроме того, рукоятка управления краном наддува в передней кабине связана (с помощью рычага) с краном герметизации откидного фонаря.

Таким образом, при перемещении рукоятки крана наддува вперед вначале герметизируется откидной фо­нарь, затем открывается кран наддува. Герметизация сдвижного фонаря производится инструктором с по­мощью рукоятки крана, помещенной на фонаре слева. При открытии крана наддува воздух попадает через коллекторы на обогрев переднего козырька остекления откидного и сдвижного фонарей, к ногам летчиков и по гибкому шлангу со специальным эжектором на обдув спиральной пружины (чувствительного элемента) тер­морегулятора ТРТВК-45М. В трубопроводе за краном установлен предохранительный клапан, отрегулирован­ный на избыточное давление 80…90 мм рт. ст., действие которого заключается в том, что он перепускает часть воздуха из трубопровода в кабину и этим предохраняет остекление фонаря от перегрева при подаче горячего воздуха.

Регулирование давления воздуха в кабине осуществ­ляется регулятором давления РД-2И-А29 по закону, изображенному на графике рис. 63. Избыточное давле­ние кабины перепускается регулятором в атмосферу через горловину на фюзеляже, над которой установлен регулятор давления (на полу в передней кабине слева от сиденья).

От опасного избыточного давления, которое может появиться при отказе РД-2И, кабина предохраняется клапаном ПК-29, отрегулированным на перепад давле­ния 0,26 кгс/см2. Избыточное давление перепускается клапаном в атмосферу через ту же горловину на фю­зеляже. Опасный перепад давления в кабине сигнали­зируется зажиганием надписи на табло Т-9 «Давление в кабине», которая включается сигнализатором при из­быточном давлении 190 мм рт. ст. (0,25 кгс/см2) и отри­цательном перепаде (давление в кабине меньше на­ружного) — 15 мм рт. ст.

На высотах до 2 км при высоких температурах на­ружного воздуха или при появлении дыма в кабине экипаж может использовать для вентиляции кабины за­бортный воздух, открыв заслонки заборников рукоятка­ми. Заборные патрубки установлены на борту передней части фюзеляжа справа, а их выход в кабины выпол­нен спереди над приборными досками летчиков. В тру­бопроводе заборников установлены обратные клапаны ОКН-ЗО, которые автоматически перекрывают выход воздуха из кабины при включении системы наддува на высоте 2 км.

Для проведения наземного испытания кабины на герметичность на стенке 3-го шпангоута установлены два штуцера, к одному из которых подсоединяется ис­точник воздуха для наполнения кабины, а ко второму— манометр для замера давления.

Контроль за работой системы в полете осуществля­ется экипажем по высотомеру ВД-20, указателю УВПД-15У и сигнальной надписи на табло Т-9 «Дав­ление в кабине».

Трубопровод системы проложен по правому борту -фюзеляжа и выполнен из дюралюминиевых трубок, ко­торые в местах прохождения через негерметичный от­сек фюзеляжа обшиты теплоизоляционным материалом.