Проверка остойчивости

Статическая остойчивость гидросамолета может быть прове­рена путем опытного определения восстанавливающих моментов в зависимости от угла крена или диферента.

Ввиду того что во время замеров гидросамолет не должен подвергаться действию ветра и волн, замеры должны произво­диться в штиль, а гидросамолет может быть с этой целью за­веден в док.

Определение восстанавливающих моментов статической остой­чивости сводится к замеру углов крена или диферента и мо­ментов, вызывающих крен или диферент. Обычно для этого искусственно создают кренящие моменты при помощи грузов, сдвинутых относительно диаметральной плоскости корабля. Ре­зультаты полученных измерении изображают графически, строя диаграммы Рида.

При загружении гидросамолета для получения крена можно применить следующий способ. Через имеющееся на конце крыла кольцо или другое устройство укрепляют трос, присоединенный через таль к мертвому якорю (рис. 106). В эту систему включается динамометр. Подтягивая трос при помощи тали по динамометру, определяют кренящую силу. Расстояние от оси симметрии гидросамолета до точки крепления троса замеряют при помощи рулетки. Далее уже нетрудно определить кренящие моменты и углы наклонения.

Для замера углов может быть предложено следующее уст­ройство.. К какой-либо из высоко расположенных над отверстием

‘ЯІЇ7?ГГ//Г/7/ГЛ%Г>

Подпись:в палубе лодки точек (верхняя плоскость, моторная рама и т. д.), совпадающих с диаметральной плоскостью гидросамолета, кре­пится нить с отвесом; в лодке этот отвес касается рейки с на­несенными точно делениями. Рейка поставлена по уровню, и нулевое деление ее совпадает с диаметральной плоскостью. Определение угла ясно из рис. 107, откуда:

Проверка остойчивости(42)

Подсчитав восстанавливающие моменты, строят диаграмму Рида (рис. 108).

Пользуясь известным свойством диаграммы Рида, что тангенс угла касательной к диаграмме в начале координат пропорцио­нален метацентрической высоте, т. е.

Подпись: (43)h = X tg а,

и находится метацентрическая высота (см. рис. 16).

Проверка остойчивости

м

Точно таким же способом: может быть проверена и продоль­ная остойчивость.

Обычно бывает необходимо знать величины опрокидывающих моментов, возникающих от действия бокового ветра, как на спокойной воде, так и на волне. Влияние волны будет увели­чивать опрокидывающий момент для одной и той же’ силы ветра за счет увеличения угла, образованного крылом с на­правлением ветра, когда гидросамолет находится на подветрен­ной стороне волны.

Для измерения опрокидывающих моментов поступают следую­щим образом.

Гидросамолет расчаливается 4а нос и корму в двух точках перпендикулярно ветру, который кренит его на некоторый угол. Производя замер величины его, находят по диаграмме Рида вели­чину соответствующего этому углу кренящего момента. Про­изведя отсчеты углев для нескольких случаев, характеризующих различный по силе ветер, устанавливают его предельное зна­чение.

Определенные моменты следует сличить с данными боковых обдувок гидросамолета, проделанных в аэродинамической трубе.