СИСТЕМА СМАЗКИ

НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ И ЕЕ АГРЕГАТЫ

Система смазки предназначена для непрерывной по­дачи масла к трущимся деталям двигателя во время его работы. Благодаря смазке уменьшается трение и износ деталей, отводится тепло, возникающее при тре­нии, а также передаваемое от более нагретых сопря­гаемых деталей. Детали, омываемые маслом, предохра­няются от коррозии. Кроме того, масло постоянно вы­носит из зон трения продукты нормального износа де­талей. Надежная работа масляной системы двигателя в значительной мере определяет долговечность работы подшипников, зубчатых передач, а следовательно, и на­дежность двигателя в целом.

Система смазки двигателя выполнена таким обра­зом, что обеспечивает надежную смазку трущихся де­талей при любых пространственных положениях само­лета, в том числе и в перевернутом полете. Благодаря надежной работе уплотнений и отсутствию выгорания масла его расход не превышает 0,5 л/ч. Это позволило ограничить общее количество заливаемого в двигатель масла и отказаться от самолетной маслосистемы. Сле­довательно, система смазки двигателя является авто­номной. На двигателе М701 маслосистема выполнена таким образом, что масло не скапливается в корпусах, а откачивается непосредственно от узлов трения отка­чивающими насосами, что позволяет уменьшить насы­щенность масла газами, а также избежать окисления масла и его разложения из-за высоких температур.

На двигателе применена циркуляционная система смазки, в которой почти все подшипники и шестерни смазываются принудительно, то есть масло под давле­нием непрерывно подается к специальным форсункам.

При такой струйной подаче масла достигается интен­сивность его прокачки через подшипники, отвод тепла и вымывание продуктов износа. Поверхности трения, не имеющие принудительной смазки, смазываются раз­брызгиванием масла (барботажем), попадающего на вращающиеся детали. Отработанное масло после его очистки и отделения от него воздуха возвращается в двигатель. Благодаря этому обеспечивается многократ­ное использование масла в отличие от нециркуляцион­ных систем, где отработанное масло удаляется в атмо­сферу.

Двигатели М701 не имеют сильно нагруженных зуб­чатых колес, что позволяет применять для их смазки масла с пониженной вязкостью: МС-8П (МС-8) или МК-8П. Масло МС-8П отличается от масла МС-8 на­личием присадок, повышающих противоизносные свой­ства и термическую стабильность масла. Малая вяз­кость масла обеспечивает малые потери на трение при запуске двигателя даже при низких температурах воз­духа.

Масляная система двигателя М701 (рис. 104) состо­ит из коробки маслофильтров, трехступенчатого масло — насоса, редукционного клапана, масляных форсунок, внешней и внутренней магистралей.

Коробка маслофильтров используется в качестве ем­кости для масла и выполняет функции маслорадиатора, в ней установлены маслофильтры и маслонасос.

Коробка отлита из магниевого сплава и имеет пря­моугольную форму. Верхний фланец коробки служит. для крепления ее к корпусу входного устройства. Меж­ду фланцами закреплена алюминиевая перегородка, выполняющая роль пеногасителя и не допускающая выливания масла из коробки в перевернутом полете.

В коробке имеются колодец для маслонасоса и три колодца под маслофильтры. Внизу коробки находится краник 24 слива масла. Справа расположен прилив для крепления топливного фильтра 1 низкого давления и штуцера подвода масла в коробку. В передней части находятся фланцы для крепления трубопровода подво­да масла из коробки вспомогательных приводов при перевернутом полете и фланцы крепления трубки про — тивообледенительной системы.

Слева расположены штуцер замера давления мас­ла, штуцер для трубки подачи масла к заднему под-

Рис. 104. Принципиальная схема смазки двигателя:

1 — радиатор для охлаждения масла в кожухе топливного фильт­ра; 2— заборник; 3— днище с сеткой; 4 — форсунка для смазки шестерни стартера; 5 — форсунка для смазки переднего подшип­ника ротора и передаточного механизма; 6 — слив масла из короб­ки вспомогательных приводов; 7 — форсунка для смазки шестерен вспомогательных приводов; 8 — клапан отрицательных перегрузок; 9 — крышка; 10 — полость заднего подшипника; 11 — форсуночное кольцо заднего подшипника; 12 — заливная горловина; 13 — труб­ки вывода воздуха; 14 — система суфлирования; 15, 16 — клапаны отрицательных перегрузок; 17 — указатель давления масла; 18 — датчик температуры масла; 19 — общий выходной канал; 20—от­качивающая ступень насоса; 21 — редукционный клапан; 22 — фильтр высокого давления; 23—нагнетающая ступень насоса; 24 — сливной краник; 25 — откачивающая ступень насоса из полости подшипника турбины; 26 — фильтр низкого давления нагнетающей магистрали; 27 — фильтр низкого давления откачивающей ма­гистрали

шип нику ротора двигателя, редукционный клапан и штуцер для датчика температуры масла. На дне ко­робки имеется фланец с круглыми отверстиями для двух фильтров низкого давления 26 и 27 и одного фильт­ра высокого давления 22.

Масляный насос — шестеренчатый, трехступенча­тый (верхние две ступени откачивающие, нижняя — на­гнетающая). Нагнетающий насос служит для подачи масла под давлением к местам смазки, а откачиваю­щие ступени — для возврата масла из масляных полос­тей в коробку масляных фильтров.

Каждая ступень насоса имеет свой корпус. Все три корпуса стянуты четырьмя болтами. Нижний корпус на­соса имеет по окружности фланец, с помощью которот насос крепится к фланцу в нижней части коробки. Этим обеспечивается повышение давления масла на входе в нагнетающий насос и исключается возможность обра­зования «воздушных пробок» в системе при замене масла.

Для обеспечения высотности системы смазки произ­водительность нагнетающей ступени насоса выбрана больше потребной прокачки масла через двигатель. Производительность откачивающих ступеней больше, чем нагнетающей ступени, поскольку к ним подходит вспененное масло.

Каждая ступень насоса 20, 23, 25 (см. рис. 104) со­стоит из пары цилиндрических шестерен, размещенных в отдельном корпусе. Ведущий валик насоса, выполнен­ный заодно с ведущей шестерней нагнетающей ступени, получает вращение от шестерни внутреннего зацепле­ния. Ведущие шестерни откачивающих ступеней закреп­лены на ведущем валике с помощью штифтов. Ведо­мые шестерни всех ступеней устанавливаются со сколь­зящей посадкой на общей неподвижной бронзовой оси.

Принцип работы шестеренчатого насоса (рис. 105) заключается в следующем: масло, поступающее в по­лость всасывания корпуса насоса, захватывается зубья­ми вращающихся шестерен и между зубьями и стенка­ми корпуса переносится в полость нагнетания, где шес­терни входят в зацепление друг с другом и зубья од­ной шестерни выдавливают масло из впадин между зубьями другой шестерни. Наличие малых зазоров в зацеплении зубчатых колес исключает возможность быстрого перетекания масла из полости высокого дав­ления в полость низкого давления. Так как масло по­ступает к трущимся поверхностям через небольшие про­ходные сечения форсунок и жиклеров, в системе созда­ется давление. Чем больше частота вращения шестерен масляного насоса, тем больше его производительность и

Ряс. 105. Принципиальная схема работы шестеренча­того насоса:

1 — полость всасывания;

2 — шестерни; 3 — полость нагнетания; 4 — клапан ре­дукционный; 5 — пружина

клапана

тем больше должно быть давление масла. Для обеспе­чения постоянного заданного давления масла в нагне­тающей магистрали имеется редукционный клапан 4.

При давлении, меньшем, чем то, на которое отрегу­лирован клапан, масло, минуя клапан, поступает в си­стему. Если давление масла возрастает более заданно­го, тарельчатый клапан, сжимая пружину, открывается я масло через образовавшийся канал перепускается в полость коробки маслофильтров. Редукционный клапан устанавливается за фильтром высокого давления.

Необходимое давление (2,5 кгс/см2) в маслосистеме регулируется путем изменения затяжки пружины с по­мощью регулировочного винта.

Масляные фильтры установлены как в нагнетающей, так и в откачивающей магистралях. В нагнетающей магистрали фильтры установлены до насоса — фильтр низкого давления 26 и после насоса — фильтр высокого давления 22 (см. рис. 104). В магистрали, откачиваю­щей масло от заднего подшипника ротора двигателя, фильтр установлен до насоса, чтобы продукты износа и коксования масла не загрязняли насос.

Маслофильтры — наборные из составных сетчатых элементов. Полезная площадь наборного фильтра при­мерно в семь раз больше площади цилиндрического фильтра тех же габаритов.

Фильтрующие элементы наборных фильтров пред­ставляют собой латунную сетку, которая опирается на поддерживающую сетку с крупными ячейками, изготов­ленную из более толстой проволоки. Внутри сеток на­ходится каркас.

Фильтры низкого давления набираются из 11 эле-

ментов, а фильтр высокого давления состоит из девяти элементов, которые взаимозаменяемы. Уплотнение меж­ду элементами осуществляется резиновыми кольцами. Собранный из элементов фильтр надевается на стяжной болт.

Прижатие торцевого диска фильтра к седлу произ­водится крышкой через тарелку. Неочищенное масло подходит к наружной части фильтра, проходит через сетки, где очищается, и через внутреннюю полость по­ступает в магистраль.