Смазка деталей втулки
Основным видом регламентных работ по несущему винту является регулярное пополнение и периодическая замена смазки в шарнирных сочленениях его втулки. Подшипники шарниров втулки работают постоянно под действием переменных и значительных по своей величине нагрузок. Для обеопечения смазки трущихся поверхностей этих шарниров (горизонтального, вертикального и осевого) применяются специальные масла.
Масло в определенном количестве заливается в полости указанных шарниров через воронку или специальным штоковым шприцем.
По мере наработки несущим винтом определенного числа часов масло загрязняется, и его смазывающие качества ухудшаются. Поэтому регламентом технического обслуживания предусматривается периодическая замена масла.
Несоблюдение сроков замены масла приводит к преждевременному износу опорных поверхностей подшипников и выходу их из строя. К таким же последствиям приводит и применение сортов масла, не предусмотренных для смазки подшипников.
Практика показывает, что игольчатые подшипники наиболее долговечно работают при смазке их специальным гипоидным маслом, а шариковые подшипники — при смазке моторным маслом. Более подробно вопросы смазки различных узлов вертолета излагаются в главе «Смазка агрегатов вертолета».
Кроме смазки деталей втулки, на вертолетах произвол дится регулярная проверка затяжки деталей крепления втулки к валу главного редуктора, рычагов поворота лопастей и демпфера вертикального шарнира.
Затяжка крепления втулки к валу обычно проверяется один раз после первых 5 часов налета вертолета со вновь установленной втулкой несущего винта, так как при дальнейшей наработке не наблюдается ее ослабления. Проверка затяжки других перечисленных выше деталей должна про
водиться систематически на протяжении всей работы несущего винта до полной выработки ресурса. Для Ми-4, например, эти работы производятся по регламенту через каждые 50±5 час наработки несущего винта в полете.
Затяжка гайки втулки и ряда других деталей, как и проверка затяжки при выполнении регламентных работ, производится специальными тарированными ключами (рис. 19). Во избежание повреждения этих ключей при хранении и нарушения их регулировки они должны храниться наравне с измерительным инструментом в отдельном ящике и применяться только по прямому назначению.
Поскольку тарированная (строго определенная) сила затяжки применяется для многих гаек и болтов на вертолете, в целях сокращения числа тарированных ключей употребляются различные насадки для тарированных ворот-
ков. На вертолетах Ми-4, например, применяются три тарированных воротка со шкалами до 15, 40 и 230 кгм для затяжки различных гаек эти воротки приспосабливаются при помощи разнообразных насадок.