Смазка деталей втулки

Основным видом регламентных работ по несущему вин­ту является регулярное пополнение и периодическая замена смазки в шарнирных сочленениях его втулки. Подшипники шарниров втулки работают постоянно под действием пере­менных и значительных по своей величине нагрузок. Для обеопечения смазки трущихся поверхностей этих шарниров (горизонтального, вертикального и осевого) применяются специальные масла.

Масло в определенном количестве заливается в полости указанных шарниров через воронку или специальным што­ковым шприцем.

По мере наработки несущим винтом определенного чи­сла часов масло загрязняется, и его смазывающие качества ухудшаются. Поэтому регламентом технического обслужи­вания предусматривается периодическая замена масла.

Несоблюдение сроков замены масла приводит к прежде­временному износу опорных поверхностей подшипников и выходу их из строя. К таким же последствиям приводит и применение сортов масла, не предусмотренных для смазки подшипников.

Практика показывает, что игольчатые подшипники наи­более долговечно работают при смазке их специальным ги­поидным маслом, а шариковые подшипники — при смазке моторным маслом. Более подробно вопросы смазки различ­ных узлов вертолета излагаются в главе «Смазка агрегатов вертолета».

Кроме смазки деталей втулки, на вертолетах произвол дится регулярная проверка затяжки деталей креп­ления втулки к валу главного редуктора, рычагов поворота лопастей и демпфера вертикального шарнира.

Затяжка крепления втулки к валу обычно проверяется один раз после первых 5 часов налета вертолета со вновь установленной втулкой несущего винта, так как при даль­нейшей наработке не наблюдается ее ослабления. Проверка затяжки других перечисленных выше деталей должна про­

Смазка деталей втулки

водиться систематически на протяжении всей работы несу­щего винта до полной выработки ресурса. Для Ми-4, на­пример, эти работы производятся по регламенту через каждые 50±5 час наработки несущего винта в полете.

Затяжка гайки втулки и ряда других деталей, как и проверка затяжки при выполнении регламентных работ, производится специальными тарированными ключами (рис. 19). Во избежание повреждения этих ключей при хранении и нарушения их регулировки они должны хра­ниться наравне с измерительным инструментом в отдель­ном ящике и применяться только по прямому назначению.

Поскольку тарированная (строго определенная) сила затяжки применяется для многих гаек и болтов на верто­лете, в целях сокращения числа тарированных ключей упо­требляются различные насадки для тарированных ворот-

ков. На вертолетах Ми-4, например, применяются три та­рированных воротка со шкалами до 15, 40 и 230 кгм для затяжки различных гаек эти воротки приспосабливаются при помощи разнообразных насадок.