Методика проверки самолетовождения в полете
Основной метот оценки качества навигационной работы штурманов и пилотов — проверка техники самолетовождения в полете. Она осуществляется должностными лицами штур майской службы, включаемыми в состав экипажа в качестве проверяющих но специальностям. Проверка проводится в целях допуска пилота пли штурмана к самостоятельной ра боте, повышения в классе, допуска к полетам на ВС нового типа, юнуска к полетам при установке на ВС новых навигационных систем или средств захода на посадку, юнуска к инструкторской работе, определения или подтверждения квалификации по специальности, продления срока действии свидетельства, а также посте перерыва в летной работе. Проверка техники самолетовождения в маршрутных производственных полетах проводится у нилотов н штурманов I го и 2 го классов нс реже I раза в год, 3-го и 4-го классов не реже I раза в 6 чес, у штурманов-аэрофото — съсмщиков мерс і началом сезона. У пилотов и штурманов, работающих на ВС данного типа менее гота, проверка прово штся не реже I раза в 5 мес независимо от присвоенного класса. Продолжительность полета при проверке техники самолетовожде ния должна быть ие менее 1,5 ч.
Во время преаполетной подготовки проверяющий должен:
убедиться в знании проверяемым членом экипажа аэронавигационной и метеорологической обстановки, порядка ведения радиосвязи, требова
ний руководящих документов И НИН рукций, способов восстановления ори ситпровки на различных этапах полета;
оценить быстроту и правильность выполнения предварительного расчета полета, заполнения левой части штурманского бортового журнала, определения допустимой взлетной массы. шипы сбалансированной взлетной інстанції!! и скоростей Гь
V Я, V 2′.
проверить качество проверки и подготовки навигационного оборудо вапни на ВС, а также готовность проверяемого к выполнению полета
При выполнении взлета и маневра отходи проверяющий должен шипить: выполнение проверяемым требований технологии работы; соблюло вне установленной схемы выхода из района аэродрома; своевременность установки давления на высотомере при пересечении высоты перехода
На этапах маршрутного полети проверяющий еле піт за навигацией ной работой проверяемого члена экипажа и оценивает ее, обращая особое внимание на комплексное использование технических сре їсти самолетовождения При обнаружении ошибок, которые могут повлечь уклонение ВС от заданной траектории и угрозу без опасности полета, проверяющий обязан вмешаться и принять меры к их исправлению. Он оценивает знание мето шв самолетовождения и эксплуатации навигационных средств умение проверяемого выбирать в зависимости от аэронавигационной обстановки основные и дублирующие средства и методы навигации. В полете на ВС, оборудованных 11НК. проверяющий оценивает своевременность и правильность выбора режима комплекса, установки исходных дан пых. обращая основное внимание на выполнение контроля пути и коррекцию счисленных коор шпат, ее своевременность, правильный имбор средств коррекции На ВС, не обору диванных ПИК, проверяющий контролирует правильность применения отдельных навигационных средств и систем для счисления пути II коррек ции счисленных координат, качество ведения визуальной ориентировки.
Необходимо фиксировать вес ошибки или случаи нерационального применения курсовых приборов, бортовых РЛС, АРК. РСБН н другого навигационного оборудования. Для повышения точности и надежности самолетовождения оценивается использование информации, полученной от диспетчера УВД. В случае возникновения отказа проверяющий оценивает своевременность его определения проверяемым, правильность его действий после обнаружения. Проверяющему при выполнении производственных полетов недопустимо имитировать аварийную обстановку или отказы в работе систем, оборудования и приборов.
При наличии в полете опасных метеоявленин проверяющий оценивает своевременность их обнар жс-ния экипажем, обоснованность решения об их обходе, расчет и выполнение маневра обхода зон опасных метео — явлений, точность выхода на ЛЗП после маневра
Проверяется своевременность и точность определения навигационных элементов полета путевой скорости, угла сноса, фактического путеного угла, скорости и направления ветра и др. При этом оценивается правильность использования для этой цели технических средств самолстопожде ния. Необходимо оцепить умение проверяемого проводить элементарные навигационные расчеты в уме.
Во время предпосадочной подготовки проверяющий контролирует правильность выполнения расчета элементов снижения и захода па посадку. При этом он оценивает качество контроля проверяемым выдерживания параметров снижения, своевременность и правильность их коррекции, вы держивание установленной схемы захода на посадку, проверяет выполнение требований технологии работы и руководства по летной эксплуатации. Проверяющий должен обратить внимание па способность проверяемого постоянно представлять
положение ВС относительно ВПП, умение быстро п точно производить расчеты для пыхо га в заданную точку схемы захода па посадку, исполь — 112 зовать информацию радионавигационных средств и диспетчера УВД.
На всех этапах полета необходимо следить за распределением внимания проверяемого, ведением осмотрительности н радиоосмотрительности. Важно оценить взаимодействие проверяв мого с другими членами экипажа, а также умение правильно вести радиосвязь. Проверяющий контролирует также ведение штурманом или вторым пилотом штурманского бортово го журнала.
Проверяющий песет ответствен ность за качество предполетной под готовки экипажа, точность самолето вождения и правильность эксплуатации бортового навигационного обору дования, сохранение экипажем ори ентировки в полете и соблюдение установленного режима полетов, правильность определения уровня профессиональной подготовки проверяемого, объективность выставляемых оценок и представляемых выводов.