Методика проверки самолетовождения в полете

Основной метот оценки качества навигационной работы штурманов и пилотов — проверка техники самоле­товождения в полете. Она осущест­вляется должностными лицами штур майской службы, включаемыми в со­став экипажа в качестве проверяю­щих но специальностям. Проверка проводится в целях допуска пилота пли штурмана к самостоятельной ра боте, повышения в классе, допуска к полетам на ВС нового типа, юнуска к полетам при установке на ВС но­вых навигационных систем или средств захода на посадку, юнуска к инструкторской работе, определения или подтверждения квалификации по специальности, продления срока дей­ствии свидетельства, а также посте перерыва в летной работе. Проверка техники самолетовождения в марш­рутных производственных полетах проводится у нилотов н штурманов I го и 2 го классов нс реже I раза в год, 3-го и 4-го классов не реже I ра­за в 6 чес, у штурманов-аэрофото — съсмщиков мерс і началом сезона. У пилотов и штурманов, работающих на ВС данного типа менее гота, про­верка прово штся не реже I раза в 5 мес независимо от присвоенного класса. Продолжительность полета при проверке техники самолетовожде ния должна быть ие менее 1,5 ч.

Во время преаполетной подготовки проверяющий должен:

убедиться в знании проверяемым членом экипажа аэронавигационной и метеорологической обстановки, по­рядка ведения радиосвязи, требова­
ний руководящих документов И НИН рукций, способов восстановления ори ситпровки на различных этапах по­лета;

оценить быстроту и правильность выполнения предварительного расче­та полета, заполнения левой части штурманского бортового журнала, определения допустимой взлетной массы. шипы сбалансированной взлетной інстанції!! и скоростей Гь

V Я, V 2′.

проверить качество проверки и подготовки навигационного оборудо вапни на ВС, а также готовность проверяемого к выполнению полета

При выполнении взлета и маневра отходи проверяющий должен ши­пить: выполнение проверяемым требо­ваний технологии работы; соблюло вне установленной схемы выхода из района аэродрома; своевременность установки давления на высотомере при пересечении высоты перехода

Подпись: Ill

На этапах маршрутного полети проверяющий еле піт за навигацией ной работой проверяемого члена эки­пажа и оценивает ее, обращая особое внимание на комплексное использова­ние технических сре їсти самолетовож­дения При обнаружении ошибок, ко­торые могут повлечь уклонение ВС от заданной траектории и угрозу без опасности полета, проверяющий обя­зан вмешаться и принять меры к их исправлению. Он оценивает знание мето шв самолетовождения и экс­плуатации навигационных средств умение проверяемого выбирать в за­висимости от аэронавигационной об­становки основные и дублирующие средства и методы навигации. В по­лете на ВС, оборудованных 11НК. проверяющий оценивает своевремен­ность и правильность выбора режима комплекса, установки исходных дан пых. обращая основное внимание на выполнение контроля пути и коррек­цию счисленных коор шпат, ее своев­ременность, правильный имбор средств коррекции На ВС, не обору диванных ПИК, проверяющий кон­тролирует правильность применения отдельных навигационных средств и систем для счисления пути II коррек ции счисленных координат, качество ведения визуальной ориентировки.

Необходимо фиксировать вес ошибки или случаи нерационального применения курсовых приборов, бор­товых РЛС, АРК. РСБН н другого навигационного оборудования. Для повышения точности и надежности самолетовождения оценивается ис­пользование информации, полученной от диспетчера УВД. В случае возник­новения отказа проверяющий оцени­вает своевременность его определения проверяемым, правильность его дей­ствий после обнаружения. Проверяю­щему при выполнении производствен­ных полетов недопустимо имитиро­вать аварийную обстановку или отка­зы в работе систем, оборудования и приборов.

При наличии в полете опасных метеоявленин проверяющий оценива­ет своевременность их обнар жс-ния экипажем, обоснованность решения об их обходе, расчет и выполнение маневра обхода зон опасных метео — явлений, точность выхода на ЛЗП после маневра

Проверяется своевременность и точность определения навигационных элементов полета путевой скорости, угла сноса, фактического путеного угла, скорости и направления ветра и др. При этом оценивается правиль­ность использования для этой цели технических средств самолстопожде ния. Необходимо оцепить умение про­веряемого проводить элементарные навигационные расчеты в уме.

Во время предпосадочной подго­товки проверяющий контролирует правильность выполнения расчета элементов снижения и захода па по­садку. При этом он оценивает качест­во контроля проверяемым выдержи­вания параметров снижения, своевре­менность и правильность их коррек­ции, вы держивание установленной схемы захода на посадку, проверяет выполнение требований технологии работы и руководства по летной экс­плуатации. Проверяющий должен об­ратить внимание па способность про­веряемого постоянно представлять

положение ВС относительно ВПП, умение быстро п точно производить расчеты для пыхо га в заданную точ­ку схемы захода па посадку, исполь — 112 зовать информацию радионавигацион­ных средств и диспетчера УВД.

На всех этапах полета необходимо следить за распределением внимания проверяемого, ведением осмотритель­ности н радиоосмотрительности. Важ­но оценить взаимодействие проверяв мого с другими членами экипажа, а также умение правильно вести радио­связь. Проверяющий контролирует также ведение штурманом или вто­рым пилотом штурманского бортово го журнала.

Проверяющий песет ответствен ность за качество предполетной под готовки экипажа, точность самолето вождения и правильность эксплуата­ции бортового навигационного обору дования, сохранение экипажем ори ентировки в полете и соблюдение ус­тановленного режима полетов, пра­вильность определения уровня про­фессиональной подготовки проверяе­мого, объективность выставляемых оценок и представляемых выводов.