Точность определения координат ВС при автоматическом счислении
При определении МС счислением пути возникают следующие погрешности:
выставки начальных абсолютных координат
методические °лм.°гм из-за счисления в прямоугольной СК вместо географической и использования формул элементарной тригонометрии взамен сферической;
инструментальные с*в, 07 нави — гациоаного вычислительного устройства;
счисления (7*сч, °*сч* вызванные
неверным измерением курса, скорости, путевого угла и угла сноса.
Поскольку все перечисленные по — I решносги между собой нс коррелиро — ваны, то суммарная погрешность определения координат МС
Погрешности собственно счисления о. . а2(?ч приближенно оцениваются по формулам:
<т1Г
~ Ц7 S\p~k
%.,*/ ‘Ч+°£ + °* Xе
/ С — ь с
°пр — ксч2 °Пр*
06.8)
Начальные кэсрдияаты Sq, z0 могут выставляться: на земле перед взлетом: в полете вручную определением любым доступным способом; в полете в процессе неавтоматической или автоматической коррекции счисленных координат. Поэтому диапазон значений os. oZo будет весьма широким.
Методическая погрешность использования прямоугольной ортодроми че — ской СК и прямолинейной тригонометрии
(AS S) « (SZ 2.?*), (16.9)
где AS — искомая методическая погрешность; S — пройденное в процессе счисления расстояние; Z — отклонение ВС от ортодромии (оси OS): Ra — радиус Земли.
При полетах в пределах ширины трассы 2 6^29 км в зависимости от S^Sy, методическая погрешность не превышает от нескольких тысячных то 0,01 % от пройденного расстояния. Например, при 2 6 = 20 км (Z = 10 км) и S = 500 см получается AS/S=62-10~« или 62 10 * %. Следовательно, методическая погрешность применения прямоугольной СК при полетах по воздушьым трассам очень мала.
Инструментальные погрешности о«п. Огв аналогово-импульсных НВУ составляют величину порядка 0.2% от S„p, а ЦВД — сотые доли процента и в принципе могут быть снижены до сколь угодно малого значения.
— 6СЧ Snp,
(16.10)
где fcc4f..fcc4z.6C4—коэффициенты точности счисления координат и определения МС.
Практикой эксплуатации АПК установлено, что о, сч и стг<;ч составляют 0,7—1,5% от Sup для ЛНК-1 и несколько меньше для АНК-П.
Тзкнм образом, методические и инструментальные погрешности существенно меньше ошибок выставки начальных координат и счисления пути. Поэтому в формулах (16.8) ими по сравнению с aSj. ст*сч и «tz>. <t*C4 можно пренебречь н записать:
где к и Oi0_ к — погрешности начальной выставки или коррекции координат.
На практике обычно принимают оГсч^Пясч. 11о специальные исследования показывают, что Оггч примерно в 1,5—2 раза больше ОзСч(^очг~(1 -5—2)6Сч8)- Поэтому экипаж обязан особенно тщательно контролировать путь по направлению (координате Zc) и следить за исправностью датчика курса.